Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «функция управления»




Содержание

 

1 Понятие «функции управления»……………………………….  
1.1 Педагогический анализ внутришкольного управления………  
1.2 Целеполагание ………………………………………………….  
1.3 Планирование …………………………………………………...  
1.4 Принятие решения ……………………………………………..  
1.5  Организация ……………………………………………………  
1.6 Делегирование полномочий …………………………………..  
1.7 Мотивация ……………………………………………………..  
1.8 Педагогический контроль ……………………………………  
1.9 Педагогический мониторинг………………………………….  
1.10 Педагогический маркетинг…………………………………….    
  Приложение  
  Приложение А. Тесты по педагогическому менеджменту….  
  Приложение Б. Глоссарий……………………………………  
  Приложение В. Мудрые мысли по управлению………………  
  Приложение Г. Рекомендуемая литература…………………..  

 

 

Предисловие

Повышение качества образования, переход среднего образования на качественно новый уровень при учете современных требований к модернизации образования возможен только при новом видении руководителем с методологическими знаниями в области педагогического менеджмента.

Скачкообразный рост в управлении человеческими ресурсами и организацией образования невозможен без специального управленческо-педагогического образования.

Цель пособия – знакомство с сущностью процесса управления в образовательных учреждениях, формирование управленческой культуры работников образования.

Полученное теоретическое знание позволит руководителям компетентно конструировать процесс управления в школе, грамотно управлять педагогическим коллективом и в целом учебно-воспитательным процессом школы.

Представленное пособие ориентирует читателя на практическое использование знаний по управлению в своей профессиональной деятельности и направлено на повышение интереса всех тех, кто стремится расширить диапазон своих знаний в этой области.

Учебное пособие «Педагогический менеджмент» подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования.

 

 

Понятие «функция управления»

 

Педагогический менеджмент — это ком­плекс принципов, методов, организационных форм и техноло­гических приемов управления образовательным процессом, спо­собствующий повышению эффективности последнего(Петрова Л.И.).

Симонов В.П. в книге «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами» дает определение,  как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Предметом труда менеджера образовательного про­цесса является деятельность управляемого субъекта, про­дуктом труда — информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда менеджера учебно- познавательного процесса и связанного с ним труда ме­неджера учебно-воспитательного процесса является сте­пень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента — учащихся.

С позиций педагогического менеджмента деятельность руководителей средних учебных заведе­ний как менеджеров учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов представляется как непрерыв­ная цепь разрешения постоянных противоречий между формализмом и творчеством в каждом управленческом акте, в каждом управленческом воздействии на подчинен­ных (учащихся) и поиск путей преодоления противоречий в педагогическом менеджменте.

 В основе работы педаго­гических менеджеров лежит взаимодействие с учениками, родителями и учителями. Система взаимодействия ослож­няется тем, что каждый из названной группы имеет не толь­ко возрастные особенности и половые различия, но и зани­мает особое место в разноуровневой системе управленческой пирамиды.

Продуктом педагогического менеджмента принято считать информацию, которую реализуют педагогические менеджеры. А она достаточно специфична, поскольку каса­ется обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому, чтобы эффективно управлять организацией образования руководителю важно компетентно осуществлять функциональный процесс в управленческо-педагогической деятельности школы.

Из истории возникновения функции управления

Термин «функция» происходит от латинского «совершение», «исполнение». В современной интерпретации это понятие означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Впервые понятие «функция» управления было введено А. Файолем, по мнению которого, управлять - значит обеспечивать пра­вильный ход шести основных функций (анализ, целеполагание, планирование, контроль…) представляющих опреде­ленные группы операций.

 Одним из первых ученых, исследовавших функции управления, был                П.М. Керженцев. Выделенные им общие управленческие функции (планирование, передача задания исполнителям, контроль) до сих пор поддерживаются многими учеными.

И.К. Шалаев считает, что функции управления - это наиболее типичные виды действий, которые характеризуют содержание управления как деятельности, направленной на упорядочение, согласование и регулирование работы всех участников педагогического процесса.

Так, П.И. Третьяков под функцией управления предлагает понимать вид деятельности, направленный на обосно­вание определенной совокупности характеристик: цели, способов, средств, воздействий и обеспечение их реализации через план развития субъекта (объекта) управления.

Функции управления осуществляются любым управляющим субъектом объектами. Они не зависят от конкретных задач, решаемых органами управления, от их специфики и иерархического уровня. Функции управления неразрывно свя­заны с этапами процесса управления, которые носят циклический характер.

Управленческий цикл представляет собой повторяющийся процесс, в основе которого целенаправленные, взаимодействую­щие управленческие функции, осуществляющиеся одновременно или в некоторой логической последовательности, ограниченные пространственными и временными рамками и направленные на обеспечение эффективного развития управляемой системы.

Классификация функций управления

 

Анализ научной литературы показывает, что подходы к выде­лению функций и их классификации могут быть различными, тем более что эта проблема давно привлекает внимание многих исследовате­лей.

В современной научной литературе рассматривается множест­во классификационных схем функционального состава управления. Мы же ограничиваемся лишь теми, которые касаются управления системами образования. При этом подчеркиваем, что примени­тельно к органам управления образованием еще не сложилось об­щепринятой точки зрения на количество функций, их содержание и роль в управлении.

Говоря о внутришкольном управлении, М.Л. Портнов выделяет планирование, организацию и контроль.

По мнению Н.С. Сунцова, специфика внутришкольного управ­ления базируется главным образом на четырех функциях: планиро­вании, организации, контроле и координации.

Таким образом, на практике в управлении организации образования существует множество классификации у руководителя, в зависимости от различных факторов. Проанализировав деятельность руководителя средней школы в новых социально-экономических условиях, мы считаем, что он выполняет следующие функции: анализ, целеполагание, планирование, принятие решения, организация, делегирование полномочий, мотивация педагогического коллектива, внутришкольный контроль, педагогический мониторинг, маркетинг образовательной деятельности.

 

Рекомендуемая литература

1.Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. Новокуз­нецк, 2004.

2. Дороблюк Т.Е. Менеджмент образования в приоритетах качества. Омск, 2004.

3. Ермаков В.В. Менеджмент организаций : учеб. пособие. Воронеж, 2005.

4. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента: учеб. пособие. Томск, 2002.

5. Менеджмент в образовании. Челябинск, 2003.

6. Менеджмент в образовании : опыт, проблемы, инновации. Архангельск, 2004.

7. Менеджмент, маркетинг, экономика образования : учеб. по­собие. Н. Новгород, 2005.

8. Менеджмент в управлении школой : краткий словарь тер­минов и понятий / авт. сост. М.А. Абдуллина. Уфа, 2004.

9. Менеджмент в управлении школой: учеб. пособие / под. ред. Т.Н. Шамовой. М„ 1992.

10. Оглобина Г.И. Введение в науку управления образованием : учеб.-метод. пособие. М., 2004.

11. Педагогический менеджмент в системе современного обра­зования / под. ред. О.В. Гукаленко. Тирасполь, 2003.

12. Симонов В.П. Управление в социальных (педагогических) системах. М., 2005.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...