Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогический анализ внутришкольного управления
Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения. Педагогический анализ - это первая функция менеджмента, которая ориентирована на сбор и обработку необходимой информации для того, чтобы всесторонне оценить и проанализировать сущность проблемы. Анализ (с греч. «analysis» - разложение, расчленение, разрешение, освобождение от чего-либо) – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими процессами. Конаржевский Ю.А. рассматривает педагогический анализ как функцию менеджера образования, направленную на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние. Педагогический анализ внутришкольного управления исследует результаты учебной и воспитательной работы, изучает внешние связи школы, влияющие на ее деятельность, перспективы развития учебно-воспитательного процесса, педагогического и ученического коллективов на планируемый год. Результаты комплексного анализа, выводы, сделанные на его основе, составляют одну из научных исходных баз для определения актуальных задач школы на предстоящий период с учетом при этом возможностей их реализации. Педагогический анализ внутришкольного управления позволяет менеджеру образования заранее выявит недостатки, какие условия являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса; перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным. Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов. Цель педагогического анализа - обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя. Осуществляя анализ итогов учебного года, важно придерживаться общих требований: ─ четкая структура и логическая последовательность изложения; ─ аргументированность и точность оценок; ─ глубина, конкретность; ─ установление причинно-следственных связей и доказательность выводов; ─ использование таблиц, графиков, диаграмм; ─ четкость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов. Принципы при осуществлении педагогического анализа: целенаправленность, объективность, систематичность, результативность.
Педагогический анализ включает в себя: 1. Условия (обеспечение: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансирование, мотивационное, нормативно-правовое и др.); 2. Учебно-воспитательный процесс; 3. Результаты. Система педагогического анализа преследует подцели: 1. Изучение системы работы учителя. 2. Развитие позитивных тенденций в его учебной деятельности. 3. Постепенное устранение недостатков. 4. Обобщение лучшего опыта. 5. Оказание на основе анализа необходимой, нужной учителю наиболее действенной помощи, особенно в развитии и в обогащении его методического арсенала с акцентом на методы активного обучения. 6. Поиск в определении содержания и направленности индивидуальной, групповой, коллективной методической работы в целях интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса. 7. Изучение реальные возможностей учащихся и зоны их ближайшего развития. Источники получения информации для анализа Для подготовки к анализу необходимо собрать разнообразную информацию в течение учебного года. Источниками анализа могут быть: ─ материалы педагогических, психологических и социологических исследований; ─ данные диагностики и мониторинга; ─ результаты контроля; ─ статистические материалы; ─ различная документация.
Виды педагогического анализа В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др. Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа. Методика тематического анализа предусматривает следующие этапы: 1. Этап предварительного ознакомления с объектом анализа, который включает формирование проблемы, цели, гипотезы, составление плана анализа, сбор необходимого материала, его группировку и классификацию. 2. Этап выявления системы факторов, оказывающих влияние на анализируемые процессы влияния, их классификацию. 3. Установление причин появления тех или иных факторов, условий их действия, развития и результативности. 4. Обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Цель данного вида анализа – подведение итогов деятельности и оценки результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, контролю. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержание направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов анализа и оформление полученных данных и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе определенной документации (отчетов, справок, записей итогов мониторинга и других мероприятий и т.д.) При анализе итогов учебного года можно использовать следующую структуру: 1. Общая оценка результатов учебного года (цели, задачи). 2. Факторы, влияющие на результаты деятельности. 3. Причины возникновения положительных и отрицательных факторов. 4. Решение проблемы в новом учебном году. 5. Цель нового учебного года. Основная педагогическая проблема. 6. Задачи нового учебного года. И система мер по их решению.
Лизинский В.М. дает другую классификацию видов педагогического анализа: 1. Проблемно-рефлексивный анализ (выстраивание предметно-проблемного поля на каждом данном уровне). 2. Проблемно-деятельностный анализ (выстраивание проблем, поиск возможных решений, организация необходимой деятельности). 3. Проблемно-целевой анализ (на основании изучения проблемы, определение целей-задачи планирование результата деятельности). Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. в книге «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы» выделяют следующие виды педагогического анализа: 1. оперативный (ежедневный); 2. тематический (система внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности педагога и совокупность необходимых документов); 3. итоговый анализ (по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности образовательного учреждения в целом).
Основные объекты педагогического анализа Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего, уроки, внеклассные мероприятия, а также итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий: ¾ рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими; ¾ выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.); ¾ определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году; ¾ анализа результатов проведенных уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года; ¾ установления основных причин недостатков, положительных сторон в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; ¾ формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке. В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный. Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта. Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ "на бегу", это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры. Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке. Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности. В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совместная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, выбор форм проведения; совместное планирование; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ. Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела: ¾ анализ цели воспитательного дела; ¾ анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы; ¾ оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования; ¾ анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования методов, анализ результатов этапа); ¾ анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление; ¾ оценку деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства: компетентности и профессионализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества; ¾ недостатки в проведении воспитательного дела, их причины; ¾ рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления: ¾ качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся; ¾ качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования (начального, основного, полного среднего); типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, языки, степень развития познавательных интересов и др.; ¾ уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; ¾ эффективность работы с родителями и общественностью; ¾ состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; ¾ результативность деятельности совета школы, педагогического совета. Автор Плахова Л. предлагает следующие виды объекта анализа образовательного учреждения: 1. управленческий (стратегическое, тактическое, качество деятельности); 2. мотивационный (педагогическая, ученическая коллективная, родительская среда); 3. образовательный (урочная, внеурочная деятельность, учебно-воспитательный процесс); 4. кадровый и программно-технологический (кадровое, методическое, программно-технологическое обеспечение); 5. материально-технический (база, услуги); 6. финансово-экономический (платные, благотворительные); 7. нормативно-правовой (требование государственного регулирования деятельности, нормативно-правовая база, делопроизводство).
Этапы педагогического анализа (Панферова Н.Н.) Педагогический анализ включает в себя следующие этапы: Первый этап - разработка программы, выделение наиболее существенных сторон учебно-воспитательного процесса. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем анализируется каждый блок, выявляются факторы и условия, способы и средства, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы. Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить педагогические усилия, методы, средства и воздействия по достижению целей (результатов деятельности). Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической последовательности: явление↔причина↔условие↔следствие. Обработка информации сводится к выявлению существенного, типичного, способствующего положительному или отрицательному влиянию на ход процесса образования, развития и воспитания. На этом этапе анализа определяются причины успехов и неудач, условия и факторы, которые их вызывают. Четвертый этап - определение степени достижения целей, подготовка материалов к педагогическому совету. Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными. Таким образом, в управлении школой не обойтись без постоянного анализа всего, что происходит, иначе говоря, без изучения, систематизации, обобщения хода учебно-воспитательного процесса и оценки достигнутых результатов. Только так можно выявить «узкие места» и, поставив верный диагноз, принять верное управленческое решение. Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.
Методы педагогического анализа Для проведения внутришкольного анализа можно использовать SWOT-таблицу. Аббревиатура SWOT (в русской транскрипции СВОТ) расшифровывается следующим образом S – сила, W – слабость, O- возможности, T- угрозы, опасности и риски. На первом этапе выявляются факторы внешней среды, оказывающие то или иное влияние на развитие образовательного учреждения. На отдельном листе бумаги записываются факторы, представляющие собой возможности внешней среды. Затем на другом листе бумаги записываются факторы, представляющие собой угрозы для образовательного учреждения со стороны внешней среды. На втором этапе работы необходимо проанализировать потенциал образовательного учреждения относительно перечисленных выше факторов. Сначала определяем сильные стороны потенциала школы. Далее необходимо записать на листе бумаги слабые стороны вашей школы. На третьем этапе необходимо попарно сопоставить факторы с помощью SWOT – матрицы.
Например,
Таким образом, SWOT – анализ позволяет оценить влияние внешней среды на школу, определить ресурсы образовательного учреждения и разработать комплекс мероприятий по совершенствованию его деятельности.
Выявить причины сбоев можно воспользоваться следующей таблицей и определить комплекс оперативных действий по выходу из сложившейся ситуации
Вопросы для закрепления 1. Охарактеризуйте понятие «педагогический анализ». 2. Для чего необходимо проводить педагогический анализ управления и деятельности? 3. В чем состоит роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом? 4. Каково содержание педагогического анализа в управлении школой? 5. Что является объектом педагогического анализа? 6. Перечислите и охарактеризуйте виды педагогического анализа. 7. Что включает в себя педагогический анализ? 8. Что является объектами педагогического анализа? 9. Перечислите и охарактеризуйте этапы педагогического анализа. 10. Составьте план педагогического анализа урока. Проведите педагогический анализ урлока.
Использованная литература 1. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактич.аспект. – Киев, 1987. - 160 с. 2. Исламгулова С.К. Функции руководителя учреждения образования // Творческая педагогика. -2004. - №3 (20) – С.3-19.
Рекомендуемая литература 1. Канаев Б.И. Педагогический анализ: что должен знать руководитель образовательного учреждения. / Библиотека журнала Директор школы, вып.4.-2010. М.: Сентябрь, 2010.- 208с. 2. Хамидуллина А.С. Структура анализа работы школы. // Практика административной работы в школе. – 2010. - №2.- С.30-40. 3. Курганский С.М. Программа анализа итогов учебного года. // Практика административной работы в школе. – 2009. - №3.- С.5-10. 4. Пайгусов А.И. Как использовать SWOT-анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №2. - С.14-18. 5. Крючков В.К. Использование SWOT-анализа в планировании развития школы. // Практика административной работы в школе. – 2009. - №6.- С. 5-8 6. Меньшикова Н.В. Объекты проверок в образовательном учреждении. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №6.- С.47-50. 7. Меньшиков В.Я. Материалы для анализа урока руководителем. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.3-8. 8. Квашко Л.П. Схема анализа комплексного психолого-педагогического анализа урока. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.9-11. 9. Пайгусов А.И. Анализ и оценка внешней среды в процессе стратегического планирования. // Практика административной работы в школе. – 2004. - №1. – С.32-35. 10. Сивцов Б.Д., Жамсаранова В.В. Памятка для анализа воспитательного мероприятия в образовательном учреждении. // Практика административной работы в школе. – 2005. - №5 – С.68 11.
Целеполагание Целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности образовательного учреждения. Определение целей, к достижению которых стремится организация в своей деятельности, является тем, с чего начинается любая управленческая технология. Определение цели предшествует принятию управленческого решения. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность, как педагога, так и ученика. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или, как говорят, «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных, частных целей. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Определению целей предшествует анализ сложившейся управленческой ситуации. В результате проведенного анализа, как правило, формируется несколько возможных альтернативных целей, которые могут быть поставлены при управлении объектом. Автор Г.В. Атаманчук в труде «Управление: сущность, ценность, эффективность» считает, что сущность управления требует налаженного механизма целеполагания, а в нем – логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию (в разных моделях и вариантах), а от него – к программированию и проектированию с использованием современной математической и иной методологии и методики, а далее к планированию – выбору надлежащего образа действий и его неуклонному проведению в жизнь [2- С.227]. Цель в управлении мнению Г.В.Атаманчук должна представлять собой идеальный образ (логическую, умственную модель) желаемого состояния субъектов управления и управляемых объектов , сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей (технологии деятельности), потребностей и интересов, идеалов и ценностей. Цель в управленческой деятельности состоит, по его мнению, из трех групп элементов: 1. Четко и всесторонне отражать общественные явления, отношения, процессы, сознание, поведение и деятельность людей; 2. ясное формулирование того конечного результата, продукта создания, творения, который мы ставим в качестве цели; 3. смысл и содержание цели уже в себе содержат направления и путь движения к реализации цели. Цели, формируемые субъектами управления определяются их идеалами и ценностями, проистекающими из их потребностей и интересов. Во внутреннем механизме целеполагания субъектов управления складываются сложные связи по направлению: идеалы →ценности →цели. Источником и началом управленческого целеполагания должны быть потребности, интересы и цели жизнедеятельности управляемых объектов [2- С.221]. По своим характеристикамцели управления различают (в зависимости от принятых критериев) ─ по объему: общие для всей определенной управленческой системы (субъекта управления с подведомственными ему управляемыми объектами) и частные для ее отдельных подсистем, звеньев, конкретных лиц; ─ по значению для управленческой системы: главные и обеспечивающие; ─ по предполагаемым результатам: промежуточные и конечные; ─ по времени: непосредственные, близкие, отдаленные; ─ по направленности: защитные (охранительные) и положительные (развивающие); ─ по роли в управлении: основные и побочные (производные), которые нежелательны, но могут возникнуть в процессе реализации деятельности. Существуют на практике в управленческой деятельности следующие виды целей: 1. Оперативные цели определяют задачу, возникшую перед организацией или ее подразделением при решении конкретных управленческих проблем, в частности при реализации уже принятых управленческих решений. 2. Тактические цели. 3. Стратегические цели носят более глобальный характер и, как правило, затрагивают разные направления деятельности организации. Главное в стратегии – направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. Среди всех целей именно стратегическая цель характеризуется особыми чертами: ─ учет многообразия определенных (устойчивых, закономерных) и неопределенных (изменчивых, случайных, вероятностных)условий и факторов; ─ охват значительного исторического времени жизнедеятельности: 5,10,15 лет и более; ─ вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразующих (подлежащих изменению) явлений, отношений и процессов; ─ системное и иерархическое построение «древа» целей, в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других (принцип нарастания качества); ─ ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов , в том числе и на создание новых ресурсов; ─ формирование системности (логической согласованности и последовательности) управленческих решений и действий; ─ установление жесткого контроля (отслеживания, мониторинга) движения по реализации поставленных целей; ─ обеспечение открытого, адаптивного характера планирования управленческой деятельности, способствующего осуществлению стратегии. Чтобы цели были актуальными, надо заранее соотносить их с наличными и возможными ресурсами, особенно с теми ресурсами, которые в процессе достижения целей могут создавать субъекты управления. Следует также тщательно продумывать методы осуществления предполагаемых целей. При провозглашении целей управления важно также уметь их представлять в виде наглядных результатов с тем, чтобы люди понимали, что их ждет в случае, если цели действительно будут реализованы. То есть, актуальность целей - это прежде всего их овеществление посредством ресурсов, методов и результатов. Немаловажную роль в восприятии цели управления имеет ее обоснованность.
Целеполагание в управлении должно соответствовать таким требованиям: 1. Быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и технологий деятельности людей, соответствовать объективной логике того или иного явления, процесса, учитывать формы и механизмы последних. 2. Быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, их идеалов и ценностей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь; 3. Быть обеспеченными в ресурсном отношении, как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном потенциале. 4. Быть системно организованными, включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные, тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные.
Построение целеполагания в управленческой деятельности характеризуется следующими этапами: 1. Выявить потребности и интересы всех субъектов образовательного процесса. 2. Проблемные зоны образовательного учреждения. 3. Выбор проблем и их ранжирование. 4. Уточнение цели.
Некоторые руководители путают понятия цели и миссия. Отличительные признаки миссии от цели мы с вами сейчас рассмотрим.
Миссия в организации образования Самое главное в жизни – решить, что в ней самое главное. (Неизвестный автор)
Миссия - это краткая концепция целеполагания организации на долгосрочный период (описание условий, стратегической цели и методов её достижения). Она выражает философию и смысл существования организации. Миссия дает ответ: «Для чего организация существует? Определение миссии включает: 1. провозглашение ценностей и убеждений; 2. потребности, которые она собирается удовлетворять; 3. рынок, на котором организация позиционируется; 4. способы выхода на свой рынок.
Стратегическое видениеговорит о перспективных видах деятельности организации и ее долгосрочном курсе. Миссия – предназначениеуказывает на сущность и назначение организации (виды деятельности, характер продукции и услуг, круг потребителей, смысл существования и причина возникновения и т.д.) На практике, как правило, для сложных систем используются миссии смешанного полимодального типа. Однако в любом случае в миссии даются ответы на следующие вопросы:
Особенности миссии от целеполагания в том, что: 1. В миссии обычно детализируется статус организации, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. 2. Миссия не должна зависит от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. 3. В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. 4. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: Какова главная цель организации? И главное, формулирует миссию высшее руководство, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.
Таким образом, ценность управления для жизнедеятельности организации образования во многом зависит от представленного в нем целеполагания.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 409. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |