Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы восприятия и обработки учебной информации
Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (И.А.Зимняя). Учебная деятельность - это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач - психолог И.С. Якиманская. Исходя из общепсихологического определения сущности деятельности, iпод учебной деятельностью надо пониматьсистему педагогически регулируемых мотивированных действий учащихся,направленных на достижение выдвигаемых в ходе обучения познавательных и практических целей (Вилькеев). Таким образом, учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. В учебной деятельности выделяют следующие стороны: 1. Мотивационно-целевая сторона. Познавательная потребность студентов актуализируется педагогом при помощи внешних стимулов, Преподаватель с помощью стимулов актуализирует познавательную потребность учащихся, вызывает целенаправленную активность учащихся, создает мотив учебной деятельности, формулирует цель учебной деятельности. 2. Организационно-планирующая сторона. Преподавателем организуется группа для выполнения учебной работы и привлекает учащихся к участию в организации и планировании их учебной деятельности на занятии. 3. Содержательно-операциональная сторона. Преподавателем проводится ознакомление студентов с содержанием темы занятия, а далее им предлагается выполнить ряд последовательных действий и операций для осмысления и усвоения содержания этой темы. 4. Контрольно-оценочная сторона. Преподавателем контролируется и оценивается деятельность учащихся и, в то же время он обучает их самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности. Основными видами учебной деятельности являются познавательная, практическая и творческая. Каждый вид учебной деятельности состоит из действий. Учебные действия бывают перцептивные, мнемические, предметные, речевые, умственные, символические. Учебные действия делятся на сложные и простые. Простые действия, входя в сложные, называются операциями. Учебные действия в зависимости от их функций в усвоении знаний делятся: а) на специфические, обеспечивающие усвоение определенного конкретного содержания материала занятия. б) общелогические учебные действия, не зависимые от конкретного содержания темы занятия, в) творческие действия. Действия, в том числе и учебные, выполняются на основе применения определенного способа действия или ряда действий. Выбор последовательности выполнения простых действий - операций есть выбор способа сложного действия, нео6ходимого для решения какой-либо задачи на уроке. Структура действий и операций, применяемых при решении определенной познавательной задачи, представляет собой способ решения данной задачи способ решения данной задачи- этоструктура действий и операций, применяемых при решении определенной познавательной задачи, Выделяют Три группы способов учебно-познавательной деятельности I ГРУППА. Специальные (частные) способы, т.е. способы действий и операций, применяемые при усвоении отдельных понятий, раскрытии сущности какого-либо отдельного закона, при решении лишь одной нестандартной задачи (способы объяснения некоторых сложных понятий, законов, правил, способы их переноса в новые учебные ситуации, например переноса грамматических правил или правил математических). II ГРУППА. Общие логические способы учебно-познавательной деятельности. К таким способам относятся: а) способы выполнения основных умственных действий: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации; б) способы логических действий: определения понятий, построения индуктивного, дедуктивного умозаключений, описания, объяснения, построения гипотез, доказательства. III ГРУППА. Способы творческой деятельности: видения проблем, высказывания догадок и интуитивного решения задач, моделирования, художественного творчества и т.д. Основные характеристики учебной деятельности (свойства УД) Существует ряд характеристик учебной деятельности, отличающих ее от других форм научения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с обыденными, которые учащийся усваивает еще до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность); 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д.Б. Эльконин); 5) учебная деятельность – активная форма учения, а именно изменение психических свойств и поведения обучающегося "в зависимости от результатов своих собственных действий" (И. Лингарт). Характеристика учебной деятельности Как любая другая, учебная деятельностьхарактеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание. Предметное содержание учебной деятельности В предметное содержание учебной деятельности включено: предмет учебной деятельности, средства и способы учебной деятельности, продукт учебной деятельности, ее результат. Предметом (содержанием) учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах: Во-первых, интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт. Способы учебной деятельности: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |