Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТРАТЕГИЯ И ТЕХНИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Общеучебные и научные умения как фактор культуры интеллектуального труда Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. Помочь студенту в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача профессионального образования. Это означает отказ I от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата профессионального образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Другими словами, необходимо вооружить студентов такими знаниями, умениями и навыками организации учебной работы, которые обеспечили бы раскрытие у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.Таким образом, студентов необходимо научить: • организации собственной учебной деятельности; • методам поиска, трансформации и представления информации; • приемам интеллектуальной деятельности; • основам коммуникативных знаний и умений. Поскольку общеучебные умения и навыки являются универсальными для получения знаний в различных областях и при усвоении различных дисциплин, а также способам применения знаний, интерес к формированию таковых умений и навыков неуклонно возрастает. Иначе и быть не может, ведь именно качество полученных студентом знаний, умений и навыков, полученных при профессиональном обучении, будет определять успешность специалиста. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний много, но одним из ведущих является именно неумение получать знания. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в образовании сместить на формировании у студентов навыков учебной деятельности, сформировать у них такие умения и навыки, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Значимая роль отведена им и в стандартах третьего поколения: "Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях". Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает преподаватель, работая с учащимися на определенном предметном содержании. По давно сложившейся традиции, педагоги обращают внимание на предметное содержание дисциплины и предметные умения и навыки. В то же время в жизни студент не часто сталкивается с задачами, которые были бы аналогичны предметным. Наоборот, чаще всего жизненные ситуации требуют надпредметных знаний и умений, которые и называют общеучебными умениями. Специальному формированию общеучебных умений до настоящего момента не уделялось отдельного внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось преподавателем. В современном мире подход к целям и ценностям образования претерпевает значительные изменения, сейчас более важными становятся не конкретные предметные знания, а умения их получить, то есть, практико-ориентированные умения и навыки становятся наиболее актуальными. Показателем результативности обучения становится готовность студентов к самообразованию, к самостоятельной организации учебного труда или собственной познавательной деятельности. Конечный результат самостоятельной учебной деятельности образовательные организации осуществляют путем определения насколько общеучебные умения и навыки сформированы по окончании изучения той или иной дисциплины, модуля. Одной из причин низкой успеваемости у учащихся, по мнению педагогов и психологов, является, зачастую, весьма низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Преподаватели предлагают студентам задания разных видов по той или иной дисциплине, но при этом не всегда принимается во внимание, что не все учащиеся умеют быстро находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов, выявлять закономерности, бегло и осмысленно читать. Все эти умения необходимо повышать, причем в условиях, когда и для изучения теории едва хватает времени. В научной и методической литературе определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков не однозначны, но попробуем рассмотреть некоторые их них. Например, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |