Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные компоненты культуры интеллектуального труда
Общая культура человека есть единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной. В содержании общей культуры мы выделим три основных направлений ее рассмотрения: культура личности (культура отношения и культура саморегуляции), культура деятельности (интеллектуальной и предметной) и культуру социального взаимодействия человека с другими людьми (культура поведения и культура общения). В продолжение этой линии исследования были выделены семь (на наш взгляд, определяющих) характеристик взрослого культурного человека (студента). Они могут выступить в качестве положений преамбулы государственного образовательного стандарта, соотносимых с общекультурными характеристиками, ожидаемыми от взрослого человека современным обществом. (Важно, как будет показано ниже, что эти характеристики лежат в основе содержания формируемой социально-профессиональной компетентности.) Итак полагаем, что культурного взрослого человека характеризует: – уважение Достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции; – адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения; – соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия; – актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта; – ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения; – ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура; – социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия. Под интеллектом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова интеллект—это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятии до мышления и воображения включительно. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность. Интеллектуальное воспитание — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д. Это воздействие включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие. Одним из качеств мышления, которое формируется в процессе интеллектуального воспитания, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения. Интеллект человека, его интеллектуальное развитие проявляется в объеме, характере и содержании знаний, заключающихся в динамичности самой интеллектуальной деятельности, способности отбирать пути познания, в стремлении к самостоятельному творческому познанию, в уровне развития психических, познавательных процессов и способностей—ощущений и восприятия, представлений, памяти, мышления, в характере основной деятельности человека, ее успешного осуществления (у взрослого — в трудовой, у ребенка — в предметной, игровой, учебной деятельности). Таким образом, интеллектуальное развитие — это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей. Современные тенденции, в том числе информатизация общества вносят дополнения в понимание термина "культура", происходит выделение новых областей, в частности сформировалось понятие "информационная культура". Влияние научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности сложно переоценить, именно поэтому и возникла необходимость уточнения и более подробного рассмотрения данной категории. Понятие "культура" употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивидов. Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. Культура может рассматриваться как накопленный в обществе интегрированный опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. В сфере образования она выглядит, по мнению Н.М Розенберга, как понятие родовое по отношению к видовым понятиям обучения и воспитания. Изучение публикаций о компьютеризации общества свидетельствует о том, что многие авторы видят в содержании информационной культуры только комплекс знаний, умений, относящихся к курсу "Основы информатики и вычислительной техники", либо включают в этот комплекс некоторые знания и умения из программы по школьной математике, связанные с информатикой преемственно или на межпредметной основе. Такой подход не является единственно возможным. Логичнее точка зрения, основанная на более широких представлениях о сущности и содержании данного понятия. Оно состоит в том, что наряду с продуктами компьютерной эпохи в информационную культуру входят преемственно связанные элементы знаний и умений, большая часть которых возникла в социально-культурной сфере и очень давно, задолго до появления персонального компьютера. Поэтому реальная область применения информационной культуры значительно шире, чем в околокомпьютерной ситуации. "Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений" (55, 6). Понятие информационной культура важно тем, что выполняет "технологический срез" всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие. "Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со "второй социальной природой" человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа – носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта" (64, 70). Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах – в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира. Существует несколько интерпретаций понятия информационная культура:
Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития. На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях:
Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме. На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, но как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Как составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть "образование не на всю жизнь, а через всю жизнь", которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. В этом сейчас помогает сближение и взаимодействие формальных и неформальных видов образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения), которые способствуют постоянному повышению уровня информационной культуры. "Нормативно-оценочными критериями по отношению к информационной культуре и прошлого, и настоящего, и будущего могут быть определения "низкая", "высокая", "оптимальная", "недостаточная" и т.д." (63, 75). По мнению А.П. Суханова близкий к оптимальному уровень информационной культуры должен предусматривать:
Критерии информационной культуры выступают как своего рода критерии познания природной и социальной действительности, они служат показателями уровня развития специфических средств для освоения объектов отражения. В жизнедеятельности общества это проявляется в разных планах. Во-первых, информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность человека. Во-вторых, она активнейшим образом участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении всеми теми богатствами, которое выработало человечество. В-третьих, информационная культура выступает самой реальностью, ценностью и атрибутом непосредственно культурного бытия, необходимым условием, связывающим отдельную личность с государством и целом миром. Закладывать основы информационной культуры следует, конечно, в школе. Но далее необходимо развивать информационную компетентность по всем направлениям обучения. Понятие информационной культуры очень обширно и включает в себя знания множества других основополагающих понятий: информационное общество, информационное пространство, информационные технологии, информационная деятельность и т.д. Информационная культура подразумевает не только овладение информационными технологиями, способностью целенаправленно управлять информационными процессами, но и свободно ориентироваться в огромном нарастающем потоке разнообразной информации. Основные аспекты информационной культуры представлены далее на схеме. Студенты должны свободно разбираться в таких понятиях, как информатизация и компьютеризация общества, его информационная деятельность и потенциал, возможности информационного взаимодействия между людьми и организациями, уметь использовать основные информационные процессы, информационные услуги, информационные ресурсы и информационные продукты в своей деятельности, работать со стандартными информационными системами. Создание единого информационного пространства направляет на создание информационной инфраструктуры – это совокупность технических, программных, информационных, организационных, экономических, правовых, нормативных и других средств и методов, создающих условия для эффективной информатизации в отдельном городе, регионе, государстве. Рассмотрим подробнее характеристики информационной культуры:
Cовременный человек находится в стремительно развивающемся информационном окружении. Живя в информационном обществе, где большинство людей занимается информационными процессами, студенты при обучении работают с огромным количеством информации, которую нужно запоминать, анализировать, структурировать. Без использования информационных технологий это становится проблематичным, компьютерная техника помогает в обработке информации. Вопрос информационной компетентности и для преподавателей, и для студентов давно стал насущным в процессе обучения. Базовые составляющие информационной компетенции уже заложены у большинства современных людей: мы все умеем пользоваться сотовыми телефонами, различной компьютерной техникой, всевозможными информационными терминалами. Для ее дальнейшего развития необходимо формировать основные составляющие информационной культуры: этические и правовые нормы информационного общества. Без этого становится сложно ориентироваться в современном мире. Процесс освоения этих норм – это и есть формирование информационной культуры. Информационная компетенция в настоящее время актуальна при изучении не только информационных технологий и информатики, но и других дисциплин, в каждой из которых появляются новые информационные источники и начинают использоваться новые информационные ресурсы. Основным источником информации для многих является Интернет. Сложно переоценить значение глобальной компьютерной сети, которая служит огромной базой данных по любым направлениям поиска и наиболее доступным и удобным источником для получения различных информационных продуктов. Для будущих специалистов очень важно уметь ориентироваться в информационном пространстве современного общества, то есть использовать в своей деятельности государственные информационные ресурсы, информационно-правовые системы (Контур-Норматив, Консультант Плюс, Гарант и т.д.), геоинформационные системы (ГИС), государственный информационный регистр, знания о стандартизации и сертификации. Для решения проблем личного информационного пространства необходимы знания об информационных угрозах и методах создания информационной безопасности и защиты. Общие и профессиональные компетенции государственного образовательного стандарта СПО и ВПО предусматривают использование основных понятий информационной культуры, ее этических и правовых норм. Развитие информационной компетенции осуществляется по следующим направлениям:
Информационная индустрия развивается на современном этапе стремительно, поэтому для быстрой адаптации и преподавателям и студентам необходимо непрерывное самообучение в области информационной культуры. Постоянное использование информационных методов обмена, взаимодействие информационных процессов и управленческих решений, делает необходимым самообразование в информационной компетенции. Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информации, а значит, формирования содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом. Важные процедуры оперирования с информацией усваиваются в дошкольном возрасте и в начальных классах и совершенствуются в ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных умений. К ним относятся умения бегло читать и сканировать текст с разной скоростью; составлять простой и сложный план информации текста или собственного изложения, реферировать и конспектировать учебные и другие тексты, составлять аннотации, резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных текстов; составлять и использовать документы, картотеки, библиотечные каталоги; применять информационную технику и др., умения рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; работать с графиками, таблицами, картами; строить способы контроля над ходом и результатами деятельности. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения других компонентов информационной культуры. Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то одним из важнейших компонентов можно назвать культуру диалога или культуру общения. Для диалога характерна ситуативность, то есть зависимость от обстановки; контекстуальность, то есть обусловленность предыдущими высказываниями; наконец, отсутствие априорного планирования хода диалога. Культура диалога включает умения: выслушать чужую точку зрения, адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения, доказывать свою правоту; находить общие решения и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей. Неписаные правила ведения диалога. Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие–несогласие). Умение виртуозно владеть навыками общения – неотъемлемая часть уверенного и успешного человека. Наверное, потому, что коммуникабельность открывает перед нами большие возможности. Весь период нашей активной жизни проходит в процессе диалога: дома, на работе, на отдыхе, даже с самим собой. Для достижения положительных результатов в диалоге, необходимо руководствоваться рядом правилами. Тому, кто говорит, следует: 1. Доброжелательно и с уважением относиться к партнеру по общению. 2. Избегать категоричности. 3. Быть скромным в самооценке. 4. Постоянно, но ненавязчиво стимулировать интерес партнера к вопросам общения, 5. Поддерживать внимание партнера и стимулировать его активность в восприятии 6. Необходимо выбирать такой стиль разговора, который был бы благоприятным не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером. 7. Учитывать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики и т.д. Тому, кто слушает, следует: 1. К тому, кто говорит, необходимо отнестись внимательно и терпеливо. 2. Не жалеть времени, чтобы внимательно выслушать партнера по общению. 5. Для эмоционально-психологической поддержки говорящего стоит использовать языковые, жестовые, мимические средства Соблюдение предложенных правил способствует бесконфликтному и эффективному общению. Культура досуга. Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору. Понятия "культура" и "досуг" взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей. Досуговую культуру можно определить как комплекс общедосуговых знаний и умений, которые реализуются в творческом поведении личности в сфере свободного времени и в свободной для выбора рода занятий и высокой степени активности поведения. Н.В. Котельникова так определяет культуру досуга: "Это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности " К досуговой культуре относят умения:
К досуговой культуре, несомненно, можно отнести читательскую культуру, видеокультуру и экранную культуру. Культура чтения – сложное явление. От элементарного навыка пользования закладкой до творческого чтения, когда читатель становится "соавтором" писателя, простираются его границы. Читательская культура определяется как часть общей культуры человека, которая проявляется в том, как студент ориентируется в информационном потоке, насколько осознает цели чтения, как понимает, насколько критично воспринимает прочитанное, как и где применяет полученные знания в практической деятельности. Культуру чтения, как часть читательской культуры, определим как умение работать не только с книгой, но и с периодическими изданиями, о которых у студента должно быть четкое представление, умение пользоваться справочным аппаратом издания. Культура читателя проявляется в общей начитанности человека, в его литературных вкусах и предпочтениях, рефлексии по вопросам прочитанного, его отношении к книге и т.д. Еще одной частью читательской культуры является библиографическая культура – важное средство и предпосылка расширения информационно-поисковых возможностей студента которая позволяет быстро и надежно ориентироваться в растущем потоке информации, активно использовать библиотечные фонды в систематической самообразовательной деятельности. Все, кто знаком с опытом работы лучших учителей, знают, что главное в их работе – вовлечение учащихся в поиск знаний, организация их самостоятельной работы. "Педагогика сотрудничества" – такое точное и емкое определение получил принцип совместной деятельности учителя и ученика уже много лет назад. Но педагогика сотрудничества предполагает не только желание, но и готовность обеих сторон работать по-новому. Думаю, что и та, и другая сторона не вполне готовы к этому сегодня. Учащиеся не готовы к этому потому, что их не научили хорошо, профессионально работать с самым главным для них инструментом – книгой. Понятие "работа с книгой" сужено многими учителями. В лучшем случае имеются в виду чтение и конспектирование. Но ведь перед каждым, кто решил что-то основательно изучить, стоят, прежде всего, такие вопросы: какая литература вообще существует по данной теме; где именно, в какой библиотеке есть та или иная книга; как, попав в большую библиотеку, сориентироваться в ее громадных фондах и разыскать то, что нужно. И только потом, когда книга будет в руках, возникает другая группа вопросов: как рационально организовать чтение, как быстро и в то же время внимательно просмотреть книги, если их много; как правильно сделать и оформить выписки, составить план, тезисы, конспект? Отсюда вытекает одна из задач вуза – воспитание высокого уровня библиотечно-библиографической культуры студентов как средства пробуждения, развития и удовлетворения их интеллектуальных и духовных потребностей, воспитания социально активной творческой личности. Таким образом, гибкость подхода к произведению печати, понимание различных целей и задач чтения, критериев оценки художественного и научного произведения, газетной статьи и монографии, способов работы с ними – тоже грани культуры чтения. Повышая культуру чтения, мы заботимся о будущем – закладываем основы культуры восприятия других каналов массовой информации. Овладевший культурой чтения, квалифицированный читатель, может стать квалифицированным телекинозрителем. Читательский уровень во многом определяет уровень духовного развития личности и влияет на культуру освоения технических средств информации (например, видео). Видео стремительно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью эстетической культуры и информационной культуры личности и общества в целом. Термин "видеокультура" используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором – собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др. Этот термин уже утвердился в исследованиях социологов, культурологов, эстетиков (14). Видеокультура прочно входит в сферу досуга людей, она позволяет решить сложную социально-историческую, философскую проблему свободного времени человека в широком смысле, поэтому, телевидение, видео, кино также и другие каналы средств массовой информации и социально-культурные учреждения сами пытаются определить свой стиль, создать новые формы видеокультуры, для которых экран отнюдь не основной способ бытования, а лишь исходный плацдарм, с которого начинается их активное внедрение в повседневную реальность человеческого бытия (14). Развитие современных информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос (31). Экранная культура складывается при общении с медиасредствами. Медиаобразование – одна из важных проблем современного информационного общества. MASМедиа – это мир современно новых возможностей для формирования информационной культуры, который многие слабо себе представляют. Дословно это понятие – "многосред" – включает звуковую, видео, графическую, компьютерную среды. Объединение их обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: не просто пассивно созерцать, а активно участвовать в происходящем (58, 66). Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг и др. В этой связи нужно и рассматривать информационную культуру подростка, формирование которой начинается с изучения психофизиологических особенностей этого возраста. М.Ю. Сумина сформулировала условия формирования информационной культуры для определенной категории потребителей (подростков). Однако, представляется возможным экстраполировать их на потенциальных потребителей в целом. Таковыми условиями выступают: отношение к информации; способность взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, создавать и использовать персональные поисковые системы; способность к оценке информации и себя как носителя и преобразователя информации; стремление к информационному общению. Через общение с информационными системами к юному человеку естественно приходит понимание роли информации и информационных технологий в жизни человека. Таким образом, попытаемся обобщить современные представления о составе информационной культуры. Это:
Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом. Исследование проблем совершенствования информационной культуры требует значительных усилий в теории и практике досуга. Некоторые актуальные направления очевидны уже ныне (самообразование, медиаобразование). Предстоит разработать и обосновать методику и организационные формы преемственного, "сквозного" овладения содержанием информационной культуры, начиная с дошкольного детства, школьных лет и до завершения общего и профессионального образования, в условиях непрерывного образования. Успеха можно достичь лишь при кардинальных усилиях педагогов-исследователей, преподавателей и культурологов.
|