Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ряд различий деловой и ролевой игр




Прежде всего, деловая игра более регламентирована, четче структурирована в отличие от ролевой игры, где студенты действуют в режиме свободной импровизации в рамках своих ролей, ограничиваясь только, собственно исполняемой ролью, направление которой определяется самим участником в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В деловой игре, обычно, перед игроками ставится необходимость достижения общей цели, в то время как в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить.

В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность и дает значительный материал для групповой рефлексии и саморефлексии.

Ролевая игра направлена на расширение диапазона поведенческих реакций, развитие профессионально-важных качеств личности (креативность, социальная компетентность, гибкость мышления и поведения, навык эффективного межличностного взаимодействия и т.п.). Не стоит забывать, что управление ролевой игрой, контроль ее процесса и анализ результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а так же с объективными результатами игры.

Существенные признаки ролевой игры:

  • наличие игровой ситуации;
  • набор индивидуальных ролей;
  • несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;
  • игровое взаимодействие участников игры;
  • проигрывание одной и той же роли разными участниками, многовариативность решений;
  • эмоциональная напряженность;
  • групповая рефлексия процесса и результата.

К примеру, на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам проигрываются ролевые игры "конфликтная ситуация между учеником и педагогом", "решение спора внутри коллектива" и др., в которых только распределяются роли участников и задается фабула ситуации, но этапы игры не задаются жестко, не регламентируется поведение игроков, демонстрирующих разнообразные формы индивидуального поведения.

 

Этапы подготовки и проведения ролевой игры:

1. Планирование. На этом этапе от преподавателя требуется определение цели ролевой игры, выбор формы ее проведения, подготовки ее методического оснащении (инструкций, плакатов, картинок, карточек с описаниями ролевых характеристик, иного оборудования, необходимого для ее проведения).

2. Доигровой этап. На этом этапе предполагается непосредственное взаимодействие тренера с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания. Правила инструктирования те же что и в деловой игре (достаточность, но не избыточность).

3. Игровой этап. Собственно, именно этот этап и является ролевой игрой, то есть здесь происходит погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с тем как они трактуют исполняемую роль, а также имеющегося у участника опыта игрового взаимодействия. Этот этап предполагает смену участников для поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.

4. Рефлексия. Четвертый, заключительный этап представляет собой обсуждение участниками полученного опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, решению намеченных задач и подведение ведущим итогов игры с выделением наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников.

Этот метод имеет преимущество в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...