Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система форм организации обучения в вузе
В высшей школе распространена лекционно-семинарская система обучения. Основной цикл образовательного процесса по изучаемой дисциплине включает следующие элементы: лекции _ семинары _ практикум _ спецкурсы (спецфакультативы) _ консультации _ курсовые работы _ экзамены. Лекция(от лат. legere – читать) – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования. Лекции, являющиеся основой любого университетского курса, поддерживаются и дополняются другими формами организации обучения (семинарами, практическими занятиями, лабораторными практикумами и др.). Требования к лекции: - нравственная сторона лекции и преподавания, - научность и информативность (современный научный уровень), - доказательность и аргументированность, - наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, - эмоциональность формы изложения, - активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, - четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов, - методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках, - изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий, - использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Структура лекции: - Сообщение плана лекции и строгое ему следование. - Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом. - Можно применять индуктивный и дедуктивный метод - В конце – выводы. Разновидности лекции: - Вводная - Обзорно – повторительная. - Обзорная. Семинар (от лат. seminarium – "питомник", "рассадник") – форма организации совместной работы группы студентов занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров (координаторов семинара), включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов. Как форма проведения учебного занятия имеет давнюю историю, восходящую к античности. Проводились в древнегреческих и древнеримских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключения преподавателя. С 17 века эта форма используется в Западной Европе. С 19 века – в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого. Семинар развивался, реагируя на задачи высшей школы. Современный семинар – один из основных видов практических занятий в вузе. Предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Средство развития у студентов культуры научного мышления. Главная цель семинарского занятия – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарском занятии решаются следующие педагогические задачи: - развитие творческого профессионального мышления, - познавательная мотивация, - профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки, навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. В ходе семинарского занятия преподаватель решает частные задачи: - повторение и закрепление знаний, - контроль, - педагогическое общение. В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов: - просеминар – семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанного с ним, - собственно семинар – семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы - спецсеминар– семинар исследовательского типа по частным проблемам науки для углубленной разработки Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану, б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участников семинара. Эти формы не противопоставляются, они перетекают друг в друга. Основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения – микролекции, вебинары и веб-конференции. Микролекция(англ. microlecture) – информационно-насыщенная лекция продолжительностью от 1 до 3 минут, специально созданная для интернет-обучения, в которой описывается ключевая терминология, раскрываются критически важные концепты, дается введение в проблематику деятельности в контексте решения проектных задач. Как правило, представляется в виде подкаста, реализующего однонаправленную коммуникацию в режиме онлайн для трансляции образовательного медиаконтента (видео- и аудиопотока) с официального сайта проекта. Микролекция задает вектор распределенного познания (distributed cognition) членов команды проекта в их последующей самостоятельной индивидуальной и творческой групповой работе, служит ориентиром в "открытии знаний" обучающимися, имеющими различный уровень исходной подготовки, не накладывая жестких временных рамок на выполнение отдельных задач. Вебинар(англ. webinar) с участием модератора – интерактивная обучающая презентация, лекция или семинар по теме, в ходе которого интернет-аудитория может взаимодействовать с ведущим (лектором), выполнять его задания, задавать вопросы, делать заметки, отправлять комментарии. "Живой" вебинар (онлайн-семинар) как форма синхронного обучения – эффективный инструмент координации работ его участников путем обмена оперативной информацией и принятия решений. Архивные записи вебинаров публикуются на сайте в открытом доступе для асинхронного обучения. Веб-конференция (англ. Web conferencing) – технология синхронной интернет-коммуникации, позволяющая проводить виртуальные встречи субъектов образовательного процесса в сети для выполнения учебных задач в режиме реального времени: организации онлайн-тренингов и веб-туров; совместной работы с приложениями; коллективного создания, редактирования и рецензирования документов, презентаций, отчетов; обмена файлами и мультимедиа.
|