Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г) производительность учебного труда студентов и зависящий от нее уровень учебной нагрузки студентов,




 д) эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса.

Таким образом, будем рассматривать культуру умственного труда как ядро общей культуры человека, которая проявляется во всех видах деятельности и обеспечивает не только высокую эффективность и результат обучения студента вуза, но и разностороннее развитие его личности. В то же время,

 культура интеллектуального труда является сложным педагогическим феноменом, в котором выделены две составляющие:

  • внешняя (учебный труд как деятельность, направленная на приобщение к культуре)
  • внутренняя (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Эти составляющие в совокупности позволяют эффективно, качественно и рационально с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включается планирование деятельности, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана, оценка результатов.

Интерактивные методы обучения как разновидность активного обучения

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ . Inter" — "взаимный", "act" действовать) означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Интерактивное обучение является разновидностью активного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

- тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Деловая учебная игра

Деловая учебная игра — моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Сценариев деловых игр существует множество, но есть ряд особенностей, характерных для большинства из них.

Стадии проведения деловой учебной игры:

  • Ориентация. Преподаватель обозначает тему, освещает основные понятия, используемые в ней. Далее дается характеристика игры и устанавливаются игровые правила, а также дается обзор общего хода игры.
  • Подготовка к игре. Излагается сценарий, при этом преподавателю необходимо отдельно остановиться задачах игры, ролях, правилах подсчета баллов, примерном типе действий в ходе игры, условий игры (соревнование, время решения задачи и т.д.). Если игра предполагает победу одного или группы студентов, то стоит помнить, что условия победы должны быть максимально прозрачны.
  • Проведение игры. Преподавателем организуется проведение игры как таковой, при этом ему необходимо отслеживать и фиксировать действия игроков, контролировать соблюдение ими правил игры, подсчет очков, характер принимаемых решений, а также разъяснять неясности и т.д.
  • Подведение итогов, групповая рефлексия. Преподавателем проводится групповое обсуждение проведенной игры, в ходе которого участниками дается описательный обзор-характеристика "событий" игры и их восприятия участниками. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Действия участников игры. Преподавателю в процессе в деловой игре приходится выступать в нескольких "ролях".

Инструктор. Обязательным условием успешного проведения игры является одинаковое понимание правил всеми участниками и представление последствий игровых действий. Разумеется, подробно и полно все детали игры разъяснять нет необходимости, поскольку некоторые правила по-настоящему понимаются участниками только в ходе самой игры. Избыточное количество инструкций может привести к обратному эффекту, студенты перестанут понимать, что от них требуется или утратят интерес к самой игре. Инструктирование должно быть достаточным, но не избыточным. Именно определение грани "достаточности/избыточности" является наиболее сложным в роли инструктора. Что касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, "ходов", то их стоит отнести к стадии рефлексии по окончании игры, поскольку они станут более очевидны участникам.

Ведущий. В этой роли реализуется организующая и руководящая функция. Есть ряд моментов, в которых необходима организация "старшего", например, распределение ролей, задействование всех студентов в группе. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры.

Судья-рефери. Ход игры обязательно должен контролироваться. Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь контролирует соблюдение игровых правил участниками (правил взаимодействия между играющими), но не вмешивается в него.

Тренер. В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера. Тренер может давать студентам прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих студентам использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.).

Председатель — ведущий. Эта роль относится к завершающему этапу подведения итогов, групповой рефлексии, в ходе которого преподаватель не предлагает группе свои выводы и обобщения, но ставит перед студентами вопросы таким образом, чтобы побудить побуждают их сопоставить игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало креативных идей и обобщений можно обнаружить в групповой рефлексии, если предложить студентам внести свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примерная










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...