Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В дидактике имеются и другие подходы к классификации современных форм организации обучения.




Так, В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Несколько иную классификацию форм организации обучения по данному основанию дает Т.И. Шамова:

  • освоение новых знаний – учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;
  • закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;
  • выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;
  • обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;
  • определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками –коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При фронтальных формах организации обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Им организуется совместная деятельность обучающихся, а также определяется темп работы, единый для всех. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого студента. Если удается создать атмосферу креативной коллективной работы, поддерживать внимание и активность всех студентов группы, то результативность фронтальной работы значительно повышается. В то же время не стоит забывать, что фронтальная работа не учитывает индивидуальных различий деятельности студентов. Она ориентирована на среднегруппового студента, поэтому зачастую одни обучающиеся отстают от заданного темпа работы, а другие, закончив задание, отвлекаются на посторонние проблемы.

При групповых формах организации обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:

  • учебная группа/поток делится на части для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Групповые формы организации обучения можно подразделить на звеньевые бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление группы на части, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповымотносят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — лидеров и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контакта обучающихся с другими обучающимися. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если студент выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. Если преподаватель уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии, в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент лекции, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. М.Д.Виноградова и И.Б.Первин отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.

Коллективная форма организации обучения, по утверждению

Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

  • группа осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • организация выполнения задания осуществляется самой группой студентов и отдельными группами под руководством преподавателя;
  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого студента и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед группой.

В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит процессом обучения только преподаватель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

Коллективная форма организации обучения — это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20–30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического характера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...