Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности учебного труда студентов в условиях современной информационно-образовательной среды вуза
Для осуществления перехода к открытой образовательной системы, которая отвечает требованиям современного общества, необходимо создание высокотехнологичной и высококачественной информационно-образовательной среды, которая рассматривается как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования. В то же время необходимо отметить, что создание информационно-образовательной среды это не только и не столько чисто техническая задача. Для создания этой среды, для ее развития и эксплуатации необходимо в полной мере задействовать научный, методический, педагогический и организационный потенциал всей системы образования. Необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред. Есть несколько подходов к определению термина "информационно-образовательная среда". В широком смысле, образовательная среда как таковая есть подсистема социокультурной среды, то есть совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражена в целостности целенаправленно организованных учебных условий развития личности. Определений информационно-образовательной среды множество, и анализируя эти определения можно сделать вывод, что это - система информационной, учебно-методической и технической подсистем, целенаправленно системным образом обеспечивающих и организующих учебный процесс и его участников. Разные источники под образовательной социокультурной средой понимают совокупность факторов, определяющих образование в целом и развитие человека в частности:
Типологические признаки образовательной среды можно сформулировать, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым: 1. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот. 2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. 3. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса 4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств. 5. Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы. 6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. 7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий. 8. Образовательная среда образует общую основу индивидуальной деятельности, при переходе от учебной ситуации к жизни. В определении непосредственно понятия информационно-образовательной среды существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них. Под информационно-образовательной средой обычно понимается следующее:
Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательная среда. Любая профессиональная технология в настоящее время развивается совместно с информационной компьютерной поддержкой. Высшее профессиональное образование неразрывно связано с новейшими информационными технологиями, которые позволяют формировать информационное пространство образовательного учреждения. Составляющими информационного пространства, широко применяемыми в учебном процессе, являются следующие средства представления информации:
Применение информационных технологий предполагает разработку электронных образовательных ресурсов – совокупности средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещенных на компьютерных носителях и/или в сети. Информационные технологии позволяют создавать, изменять и расширять информационное пространство образовательного учреждения. Динамика изменения информационного образовательного пространства неразрывно связана с пополнением его новыми цифровыми образовательными продуктами. Формирование информационного пространства в образовательном учреждении осуществляется через разработку электронных образовательных ресурсов, к которым относятся:
Важным звеном информационного пространства образовательного учреждения является сайт учебного заведения – его визитная карточка в виртуальном цифровом мире. На сайте могут быть отображены не только общие положения и последние новости, но и перечень учебно – методических пособий, разработанных преподавателями, отдельное тематическое планирование, задания для самостоятельной внеаудиторной работы по некоторым дисциплинам для различных специальностей, видеоуроки и др. Интернет – технологии в настоящее время очень популярны в среде преподавателей и студентов, в учебных заведениях есть преподаватели, создающие свои персональные сайты. Их удобно использовать для размещения информации, необходимой многим преподавателям, студентам и слушателям, с доступом в любое время и любом месте. Создание информационных сайтов с представлением различных видов работ делает информацию более наглядной, прозрачной, отражает труд преподавателя и студентов. Другой популярной формой использования электронных образовательных ресурсов является электронный читальный зал. Накопляемость материалов в нем обеспечивают преподаватели различных дисциплин, по каждой дисциплине разрабатываются тематические средства обучения и контроля. Информацию электронного читального зала могут использовать студенты при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, отработке пропущенных занятий и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Материал для электронного читального зала может содержать видеолекции, обращение к студентам, образовательные цели изучения конкретной темы, теоретический материал в достаточном количестве, нормативные документы, задания по теме, необходимые термины, контрольные вопросы, тестовые задания, информационные источники, материал в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать и для самостоятельной работы студентов в рамках изучения данной дисциплины. Например, преподаватели иностранного языка разрабатывают текстовый материал со звуковым сопровождением изучаемых тем на иностранном языке, что делает его более понятным, доступным для понимания и удобным для запоминания. Указанная информация структурирована по специальностям, записана на CD – диски и предоставляется студентам для самостоятельной работы в удобном режиме индивидуальной познавательной траектории. В электронном читальном зале может быть видеоматериал – обучающие фильмы для изучения новых тем по специальным профильным дисциплинам. Студенты и преподаватели имеют возможность изучать часто появляющиеся нормативные документы, с которыми можно работать, например, в справочно – правовой системе "ГАРАНТ". Она является правовой базой данных, объединяющей все действующие документы федерального, областного и городского значения. Еще одна возможность использования электронного читального зала – пробное компьютерное тестирование перед промежуточной или итоговой аттестацией по общим и профессиональным дисциплинам. Это позволяет студентам более тщательно подготовиться к экзаменам и зачетам, обратить внимание на главные составляющие изучаемых наук, использовать самопроверку и самоконтроль. В электронном читальном зале можно не только использовать локальные материалы, но и выполнять поиск нужной информации в глобальной сети, Интернет пространство предоставляется и студентам и преподавателям. Электронный читальный зал за годы своего существования доказал свою значимость, необходимость и актуальность. Отдельным средством в создании информационного пространства образовательного учреждения является локальная сеть, использование общего серверного центра для хранения информации. Данный ресурс убыстряет документооборот, уменьшает количество бумажных копий в делопроизводстве, увеличивает возможности по передаче информации между структурами образовательного учреждения. Сервер предоставляет различные сервисы для пользователей локальной сетью: хранение и предоставление файлов, использование внешних устройств, получение и пересылка информационных сообщений, получение, хранение и передача сообщений электронной почты. К особым цифровым образовательным ресурсам относятся программы для интерактивной доски, которые позволяют реализовать дидактические принципы обучения: систематичности, последовательности изложения материала, доступности представления информации, активности преподавателя и учащихся, широкой наглядности с использованием различных видов информации. Проведение занятий в интерактивной информационной среде усиливает прикладную направленность обучения за счет возможности моделирования различных процессов, а использование интерактивности объединяет функции образования, воспитания и развития студентов. В настоящее время электронные учебники получили большое распространение в учебном процессе высшего профессионального образования. В образовательном учреждении ведется работа по созданию таких электронных образовательных ресурсов, в перспективе планируется их широкое использование. Использование вышеперечисленных информационных технологий помогает студентам не только успешно учиться, но и адекватно ориентироваться в современном информационном обществе, постоянно повышать свою информационную компетентность, которую можно расширять также с помощью участия в различных конференциях, конкурсах, семинарах и др. и непрерывного самообразования. Вопросы информатизации являются актуальными для всех сфер деятельности человека. Указанные формы работы способствуют формированию, расширению и дополнению информационного пространства образовательного учреждения и информационной культуры преподавателей и студентов, что является неотъемлемой частью современной образовательной сферы деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |