Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 7 страница
В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета "Ведомости "п, в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях.- За время своего существования газета выходила под разными названиями: "Ведомости московские","Ведомости о военных иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных . окрестных странах" в др. Надо сказать, что периодика петровской эпохи имела предшественников. С начала XVII в. в Посольском приказе для царя и придворных составлялись рукописные информационные столбцы "Вестовые письма", "Вести-Куранты", "Куранты", "Ведомости". В последней трети века такие■ рукописные "газеты" выпускали более или менее регулярно в нескольких экземплярах. Их содержание составляли, главным образом, международная политика, сообщения о торговых делах и необычайных событиях /например, о том, что в голландской земле рыбаки в море видели какое-то чудо- п Слово "ведомость" в старорусском языке имело и такие значения, как "весть", "известие ", "сообщение" вище: голова человеческая, "туловище что у рака", хвост и ноги широкие, плавало оно "что собака" и т. п. /. Таким образом петровские ведомости не являлись изобретением царя, его заслуга с >-тоит в том, что рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатное издание для всеобщего чтения. Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появлением произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру в лице Синода. Изменения в общественном сознании, свя-ОБЩЕСТВЕННО- занные с петровскими реформами, спо-ПОЛИТИЧЕСКАЯ собствовали постановке и обсуждению МЫСЛЬ и ПУБЛИЦИСТИКАряда важных вопросов, ведущее место среди которых занимала проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы его были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокопови-чем /1661-1736/, европейски образованным писателем-публицистом,, церковным и общественным деятелем /"Правда воли монаршей", "Духовный регламент" /. Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Петра, которые внес свою лепту в оформление идеологии абсолютизма. В предислови ях и комментариях к многочисленным указам царь отстаивал свой идеал регулируемого хорошими законами рационального и справедливого государства /на практике оказавшегося полицейским /. Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф.Прокоповича- "Ученой дружине Петра" /В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. М. Черкасский, А. Ю. Трубецкой/. Еще один соратник Петра I - Ф. С. Салтыков (?-1715) в своих записках /"Пропозиции","Изъявления, прибыточные государству"/, обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могущественную державу , отстаивал просветительские идеи. Он утверждал что наряду с развитием промышленности и торговли для процветания России необходимо распространение образования и предлагал учредить в каждой губернии по одной-две академии с двумя тысячами учащихся в каждой. Мысль о необходимости просвещения все больше проникала в общественное сознание, высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян / И.Т.Посошков, В.П.Татищев/. Идеолог купечества И.Т.Посошков, считавший абсолют- 73 74
ную монархию идеальным государственным строем, выдвинул оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму /"Книга о скудости и богатстве", 1724/. В целом в общественном сознании произошли значительные изменения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой отечеству. В значительной мере это было связано с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни общества. В литературе первой четверти века при сох-ЛИТЕРАТУРАранении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанта"гистории|" - повести. Большой популярностью пользовалась "Гистория о российском матросе Василии Кариотском", сюжет которой /похождения сына, покинувшего отчий дом/ напоминает повести XVII в., но в ней отразились жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от "блудного сына" XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а его личные качества. Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания.Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени /"История о храбром российском кавалере Александре". "Гистория о некоем шляхецком сыне" /. Эти не совершенные в художественном отношении повести позволяют мно1-гое узнать о людях нового времени. Как правило, герои "петровских повестей" - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране. Впервые русское искусство приобрело отчетливо свет-ИСКУССТВО ский характер и развивалось в русле европейского искусства нового времени. В архитектуре это потребовало новых форм,художественного языка и конструктивной системы. Важнейшим атрибутом архитектуры того времени стал ордер1> . Отто- 1)Ордер архитектурный /от лат. ordo - порядок, строй/ - определенная художественная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран. Ордер включает несущие части /колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом/ и несомые /архитрав, фриз и карниз, составляющие антаблемент/. ченная система ордера дала возможность русской архитектуре приобщиться к одному из совершеннейших созданий Мировой культуры. Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России - Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку и являвшихся результатом многовекового развития, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного ансамбля. Строительство Петербурга потребовало колоссальных затрат, часто в ущерб другим городам. Так, в 1714 г. петровским указом было запрещено каменное строительство повсюду, за исключением новой столицы. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависили от состоятельности владельца. "Именитые" /помещики и богатые купцы/ обязаны были строить двухэтажные каменные типовые здания; "подлые" и "зажиточные" - маленькие или мазанковые дома /деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня). Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими - Д. Трезини /Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий /при участии М.Г.Земцова/; Летний дворец Петра в Летнем саду /совместно с А.Шлютером/. Дж.-М.Фонтана и Г.Шедель /Меньшиков дворец на Васильевском острове/. С именами Д.Трезини, А.Шлютера /сдержанная ветвь/ и М.Г. Земцова /более нарядный вариант/ связано барочное направление1 J в русской архитектуре начала XVIII в. В петровское время произошли изменения ив застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура. Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле /Д.Иванов, Хр.Конрад, М.Чоглоков/; Лефортовский дворец /Д. В.Аксамитов/; церковь Архангела Гавриила "что на Чистом пруду", так называемая Меньшикова башня /И.П.Зарудный/ и др. п Барокко /итал. Ьагоссо - странный, причудливый/ - основное стиле вое направление в искусстве /архитектуре, скульптуре, живописи, литературе /Европы и Америки /KOH.XV-cep.XVIIlBB./, которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию 75 76
Русской архитектуре начала XVIII в. в сравнение с предыдущими и последующими периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура. отражающая назначение зданий. Приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжатые сроки произошло в живописи. О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью/панно, плафоны/, различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях /камерный, и парадный; в рост и погруд-ный; парный в двойной/. Обращает на себя вни мание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидна социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связано с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете. Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н.Никитина /сер.1680-х - не ранее 1742/. Начав образование в живописной мастерской Оружейной палаты, художник уже в первых работах, уходя от парсунной традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых /портреты племянницы Петр I Прасковьи Иоанновны, 1714, ГРМ; царевны Натальи Алексеевны, ок. 1716,ГТГ/. Освоение тонкостей европейской техники во время обучения в Италии /1716-19/ помогло художнику окончательно освободиться от старых художественных приемов. Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина /портреты канцлера Г.И.Головкина, 20-е годы,ГТГ; "Напольный гетман"."Петр I на смертном ложе". 1725, оба - в ГРМ/. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Идеологи петровского времени искренне В БЫТУ И ОБЩЕСТ- верили в полицейское всемогущество госу ВЕННОЙ ЖИЗНИ дарства. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную , частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице. Безоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею приходилось платить особый налог и носить медный " бородовой знак ", изображающий усы и бороду и снабженный надписью "Деньги взяты". Регламентировалась духовная жизнь населения, /специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церкви/ и досуг - вводились новые формы общения /ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией/. Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека "Юности честное зерцало", советовавшая в частности: " в сапогах не танцевать.... в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить, ... пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать. не чавкать" и т.п. Среди петровских нововведений было устроение первого публичного театра на Красной площади в Москве /"Комедийная храмина"/, введение юлианского летоисчисления /с января 1700 г.Л ) организация регулярного почтового сообщения и др. Руководствуясь исключительно государственными интересами, Петр 1 поощрял лишь те сферы культуры, которые в. первую очередь были необходимы государству. При посредстве правительства возникли многие социокультурные институты /светская школа, Академия наук и др./, без которых невозможно было утверждение новой' культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содействовало формированию светского искусства, внедрению бытовых новшеств. На первые десятилетия XVIII в. пришелся решительный перелом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятым в передовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновре- По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотворения мира/за 5508 лет до Рождества Христова/, год начинался 1 сентября /а до 1492 г. 1 марта или 1 сентября/. 77 7У
менно предприняты шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность.Вместе с тем сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально-экономическим положением и усиливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне. В то же время на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огромное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпечаток на все последующее развитие русской культуры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1 . Что Вы можете сказать о степени подготовленности петровских реформ в области культуры, их необходимости и результатах? Оправданы ли, с вашей точки зрения, петровские нововведения в быту и общественной жизни по сути и по форме? 2. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость развития светского образования? Почему новая школа сохранила черты средневекового учебного заведения? 3. В чем состояло принципиальное отличие петровской газеты "Ведомости" от "Ведомостей" и других периодических изданий XVII столетия? Какое значение Петр I придавал периодике? Почему? 4. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в публицистике? 5. Какова была роль науки в развитии страны в нач.XVIII в., какие практич еские задачи она решала? 6. Какие общедоступные культурно-просветительские утверждения впервые были открыты в России в 1-ой четв. XVII в.? Как можно оценить их значение? 7. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга и древнерусских городов, в том числе Москвы? Каким образом строительство новой столицы повлияло на развитие других городов? 8. На рубеже XV-XVI вв. Иван III пригласил итальянских зодчих для строительства Московского Кремля. По приглашению Петра I в нач. XVIII в. в Петербург съехалось множество западноевропейских архитекторов. Сопоставьте задачи и результаты их деятельности. . 9. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское время? В чем можно видеть социальную функцию парадного портрета? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской живописи XVIII-XIX вв, появились уже в начальный период становления русского портрета? 10. Сравните два литературных памятника: "Юности честное зерцало" /1717/ и "Домострой"/сер.XVI в./. В чем сходство и различия этих произведений? ! 11. Каковы глобальные социокультурные последствия петровских преобразований в быту и в области культуры? Дайте им оценку. Глава 7. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |