Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 7 страница




В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета "Ве­домости "п, в которой публиковались внутренняя и иностранная хро­ника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях.- За время своего существования газета выходила под разными названия­ми: "Ведомости московские","Ведомости о военных иных делах, дос­тойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных . окрестных странах" в др. Надо сказать, что периодика пет­ровской эпохи имела предшественников. С начала XVII в. в Посоль­ском приказе для царя и придворных составлялись рукописные инфор­мационные столбцы "Вестовые письма", "Вести-Куранты", "Куранты", "Ведомости". В последней трети века такие■ рукописные "газеты" вы­пускали более или менее регулярно в нескольких экземплярах. Их содержание составляли, главным образом, международная политика, сообщения о торговых делах и необычайных событиях /например, о том, что в голландской земле рыбаки в море видели какое-то чудо-

п Слово "ведомость" в старорусском языке имело и такие значения, как "весть", "известие ", "сообщение"


вище: голова человеческая, "туловище что у рака", хвост и ноги широкие, плавало оно "что собака" и т. п. /. Таким образом пет­ровские ведомости не являлись изобретением царя, его заслуга с >-тоит в том, что рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатное издание для всеобщего чтения.

Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появ­лением произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру в лице Синода.

Изменения в общественном сознании, свя-ОБЩЕСТВЕННО-     занные с петровскими реформами, спо-ПОЛИТИЧЕСКАЯ     собствовали постановке и обсуждению МЫСЛЬ и ПУБЛИЦИСТИКАряда важных вопросов, ведущее место сре­ди которых занимала проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные прин­ципы его были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокопови-чем /1661-1736/, европейски образованным писателем-публицистом,, церковным и общественным деятелем /"Правда воли монаршей", "Ду­ховный регламент" /. Идеи Прокоповича явились теоретическим обоб­щением законодательной и практической деятельности Петра, которые внес свою лепту в оформление идеологии абсолютизма. В предислови ях и комментариях к многочисленным указам царь отстаивал свой идеал регулируемого хорошими законами рационального и справедли­вого государства /на практике оказавшегося полицейским /. Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф.Прокоповича- "Ученой дружине Петра" /В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. М. Черкасский, А. Ю. Трубец­кой/.

Еще один соратник Петра I - Ф. С. Салтыков (?-1715) в своих записках /"Пропозиции","Изъявления, прибыточные государству"/, обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могуществен­ную державу , отстаивал просветительские идеи. Он утверждал что наряду с развитием промышленности и торговли для процветания Рос­сии необходимо распространение образования и предлагал учредить в каждой губернии по одной-две академии с двумя тысячами учащихся в каждой. Мысль о необходимости просвещения все больше проникала в общественное сознание, высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян / И.Т.Посошков, В.П.Татищев/. Идеолог купечества И.Т.Посошков, считавший абсолют-


73


74


 


ную монархию идеальным государственным строем, выдвинул ориги­нальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму /"Книга о скудости и богатстве", 1724/.

В целом в общественном сознании произошли значительные изме­нения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой отечеству. В значитель­ной мере это было связано с ликвидацией монополии церкви в духов­ной жизни общества.

В литературе первой четверти века при сох-ЛИТЕРАТУРАранении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанта"гистории|" - повести. Большой популярностью пользовалась "Гистория о рос­сийском матросе Василии Кариотском", сюжет которой /похождения сына, покинувшего отчий дом/ напоминает повести XVII в., но в ней отразились жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от "блудного сына" XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а его личные качества. Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания.Победа личностного начала и чисто светские сюжеты прису­щи и другим повестям этого времени /"История о храбром российском кавалере Александре". "Гистория о некоем шляхецком сыне" /. Эти не совершенные в художественном отношении повести позволяют мно1-гое узнать о людях нового времени. Как правило, герои "петровских повестей" - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущест­во разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране.

Впервые русское искусство приобрело отчетливо свет-ИСКУССТВО ский характер и развивалось в русле европейского

искусства нового времени. В архитектуре это потре­бовало новых форм,художественного языка и конструктивной системы. Важнейшим атрибутом архитектуры того времени стал ордер1> . Отто-

1)Ордер архитектурный /от лат. ordo - порядок, строй/ - опреде­ленная художественная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру дру­гих стран. Ордер включает несущие части /колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом/ и несомые /архитрав, фриз и кар­низ, составляющие антаблемент/.


ченная система ордера дала возможность русской архитектуре приоб­щиться к одному из совершеннейших созданий Мировой культуры.

Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплоти­лись в строительстве новой столицы России - Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиаль­но-кольцевую планировку и являвшихся результатом многовекового развития, в Петербурге воплотился идеал рационально спланирован­ного ансамбля. Строительство Петербурга потребовало колоссальных затрат, часто в ущерб другим городам. Так, в 1714 г. петровским указом было запрещено каменное строительство повсюду, за исключе­нием новой столицы. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависили от состоятельности вла­дельца. "Именитые" /помещики и богатые купцы/ обязаны были стро­ить двухэтажные каменные типовые здания; "подлые" и "зажиточные" - маленькие или мазанковые дома /деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня).

Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими - Д. Трезини /Петро­павловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий /при участии М.Г.Земцова/; Летний дво­рец Петра в Летнем саду /совместно с А.Шлютером/. Дж.-М.Фонтана и Г.Шедель /Меньшиков дворец на Васильевском острове/. С именами Д.Трезини, А.Шлютера /сдержанная ветвь/ и М.Г. Земцова /более на­рядный вариант/ связано барочное направление1 J в русской архитек­туре начала XVIII в.

В петровское время произошли изменения ив застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура. Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле /Д.Иванов, Хр.Конрад, М.Чоглоков/; Лефортовский дворец /Д. В.Аксамитов/; церковь Архангела Гавриила "что на Чистом пру­ду", так называемая Меньшикова башня /И.П.Зарудный/ и др.

п Барокко /итал. Ьагоссо - странный, причудливый/ - основное стиле вое направление в искусстве /архитектуре, скульптуре, живописи, литературе /Европы и Америки /KOH.XV-cep.XVIIlBB./, которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию


75


76


 


Русской архитектуре начала XVIII в. в сравнение с предыдущи­ми и последующими периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура. отражающая назначение зданий.

Приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжатые сроки произошло в живописи. О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные мас­лом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной рос­писью/панно, плафоны/, различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях /камерный, и парадный; в рост и погруд-ный; парный в двойной/. Обращает на себя вни мание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидна социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосозна­ние дворянства. Но главное направление искусства портрета в Рос­сии изначально было связано с новым пониманием человека как лич­ности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете.

Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н.Никитина /сер.1680-х - не ранее 1742/. Начав образова­ние в живописной мастерской Оружейной палаты, художник уже в пер­вых работах, уходя от парсунной традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых /портреты племянницы Петр I Прасковьи Иоанновны, 1714, ГРМ; ца­ревны Натальи Алексеевны, ок. 1716,ГТГ/. Освоение тонкостей евро­пейской техники во время обучения в Италии /1716-19/ помогло ху­дожнику окончательно освободиться от старых художественных прие­мов. Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина /портреты канцлера Г.И.Головкина, 20-е годы,ГТГ; "Напольный гетман"."Петр I


на смертном ложе". 1725, оба - в ГРМ/. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ      Идеологи петровского времени искренне В БЫТУ И ОБЩЕСТ-    верили в полицейское всемогущество госу ВЕННОЙ ЖИЗНИ      дарства. Петровские указы, не ограничи­ваясь сферой политики и экономики, втор­гались в общественную , частную и даже интимную жизнь. Указы учи­ли подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице. Бе­зоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духо­венством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею приходилось платить особый налог и носить медный " бородовой знак ", изображающий усы и бороду и снабженный надписью "Деньги взя­ты". Регламентировалась духовная жизнь населения, /специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церк­ви/ и досуг - вводились новые формы общения /ассамблеи, маскара­ды, светские праздники с фейерверками и иллюминацией/. Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого чело­века "Юности честное зерцало", советовавшая в частности: " в са­погах не танцевать.... в платок громко не сморкаться, пальцем но­са не чистить, ... пальцев не облизывать, голову над пищей не че­сать. не чавкать" и т.п. Среди петровских нововведений было уст­роение первого публичного театра на Красной площади в Москве /"Комедийная храмина"/, введение юлианского летоисчисления /с ян­варя 1700 г.Л ) организация регулярного почтового сообщения и др. Руководствуясь исключительно государственными интересами, Петр 1 поощрял лишь те сферы культуры, которые в. первую очередь были необходимы государству. При посредстве правительства возник­ли многие социокультурные институты /светская школа, Академия наук и др./, без которых невозможно было утверждение новой' культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содейс­твовало формированию светского искусства, внедрению бытовых нов­шеств. На первые десятилетия XVIII в. пришелся решительный пере­лом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятым в пе­редовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновре-


По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотво­рения мира/за 5508 лет до Рождества Христова/, год начинался 1 сентября /а до 1492 г. 1 марта или 1 сентября/.


77



 


менно предприняты шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность.Вместе с тем сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально-экономическим положением и уси­ливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне. В то же время на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огром­ное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпе­чаток на все последующее развитие русской культуры.





























ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 . Что Вы можете сказать о степени подготовленности пет­ровских реформ в области культуры, их необходимости и результа­тах? Оправданы ли, с вашей точки зрения, петровские нововведения в быту и общественной жизни по сути и по форме?

2. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость разви­тия светского образования? Почему новая школа сохранила черты средневекового учебного заведения?

3. В чем состояло принципиальное отличие петровской газеты "Ведомости" от "Ведомостей" и других периодических изданий XVII столетия? Какое значение Петр I придавал периодике? Почему?

4. Какие изменения и почему произошли в общественном созна­нии в петровскую эпоху? Как это отразилось в публицистике?

5. Какова была роль науки в развитии страны в нач.XVIII в., какие практич еские задачи она решала?

6. Какие общедоступные культурно-просветительские утвержде­ния впервые были открыты в России в 1-ой четв. XVII в.? Как можно оценить их значение?

7. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга и древнерусских городов, в том числе Моск­вы? Каким образом строительство новой столицы повлияло на разви­тие других городов?

8. На рубеже XV-XVI вв. Иван III пригласил итальянских зод­чих для строительства Московского Кремля. По приглашению Петра I в нач. XVIII в. в Петербург съехалось множество западноевропейс­ких архитекторов. Сопоставьте задачи и результаты их деятельнос­ти. .

9. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в


петровское время? В чем можно видеть социальную функцию парадного портрета? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской жи­вописи XVIII-XIX вв, появились уже в начальный период становления русского портрета?

10. Сравните два литературных памятника: "Юности честное зер­цало" /1717/ и "Домострой"/сер.XVI в./. В чем сходство и различия этих произведений?

! 11. Каковы глобальные социокультурные последствия петровских преобразований в быту и в области культуры? Дайте им оценку.


Глава 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...