Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 6 страница




Идеология раскола включала сложный спектр идей и требований: от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир человека и борьбы за демократизацию церкви. Составить предс­тавление об идеологии раскола XVII в. позволяют труды наиболее яркого старообрядческого публициста Аввакума/ "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", "Книга бесед". "Книга обличений" и др/, а также раскольничьи полемические сочинения /"Жезл правле­ния" С.Полоцкого, 1667 г., "Увет духовный" патриарха Иоакима, 1682 г. и др./.

В XVII в. светская литература стала заметным яв-ЛИТЕРАТУРА    лением русской культуры. Произошла ее значитель­ная жанровая дифференциация. Трансформация жи-


тийного жанра, начавшаяся в предшествующие столетия, завершилась в XVII в. возникновением повести-жития /биографической повести/. Лучшие произведения этого жанра отличались своеобразным бытовым реализмом /"Житие Улиании Лазаревской", другое название - "По­весть об Улиании Осорьиной" Дружины Осорьина, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" и др. /.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг чита­телей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и по­садских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе. Особый интерес вызывали занимательные сюжеты и описание повседневного быта. Получившая широкое хождение в XVII в. переводная светская литература приклю­ченческого содержания /"Сказание про храброго рыцаря про Бову Ка-ралевича", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др./ также увеличи­вала интерес к произведениям подобного рода. Ответом на эти пот­ребности было появление русской бытовой повести, которая обраща­ясь к повседневной жизни людей, делала попытку проникнуть в пси­хологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего мир на черное и белое, персонажей - на идеальных героев и абсолютных злодеев. Появился новый герой - вымышленный персонаж, лишенный идеальных черт и, как в жизни, не поддающийся однозначной оценке. Основная тематика бытовой повести - столкновение молодого и стар­шего поколений; вопросы нравственности; человек с его личными пе­реживаниями. Таковы "Повесть о Горе-Злочастии" /"Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин", сер. XVII в./; "Повесть о Савве Грудцыне" /"Повесть, зело пречуд-на и истина, о случившемся в нынешние дни, как человеколюбивый Бог являет человеколюбие своему народу христианскому, 60-е годы XVII в./; "Повесть о Фроле Скобееве" /"История о российском дво­рянине Фроле Скобееве", 1680 т./. Персонажи - купцы и небогатые дворяне-авантюристы, и авторы этих произведений отвергали патри­архальные устои и нравственные нормы прошлого. Новые идеалы выра­жались пока неопределенно, устремления героев носили, в основном, потребительский характер.

Полный социальных конфликтов XVII в. вызвал к жизни новый жанр - демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недо­вольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Развитие этого жанра тесно связано с народным творчест-


61


62


 


вом. В сатирической литературе широко были распространены разно­образные пародии: на судопроизводство /"Повесть о Шемякиной су­де", "Повесть о Ерше Ершовиче"/; на житийные произведения /"Слово о бражнике"/. Однако подвергая критике упадок нравов в церковной среде, сатира не касалась религиозного учения. Осуждению подвер­галось и падение нравов в городской среде /"Азбука о голом и не­богатом человеке"/, и государственная монополия на виноторговлю, ставшую государственной системой спаивания и разорения народа /"Праздник кабацких ярыжек" или "Служба кабаку", написанная в форме пародии на церковную службу/.

В XVII в. в русской литературе появилась рифмованная поэзия. В средневековой Руси имелась развитая художественная система сти­хосложения, но она практически не знала рифмы. Рифмованная же по­эзия возникла под влиянием польского силлабического1) стихосложе­ния, ее основоположником и крупнейшим поэтом XVII в. был С.Полоц­кий /"Букварь", "Рифмованная псалтырь", два больших рукописных сборника "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный" /. Продолжили дело С.Полоцкого его ученики - Карион Истомин и Сильвестр Медве­дев.

Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосоз­нания личности, особое место занимает драматургия. Первые теат­ральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя, Алексея Михайловича. Русский театр начался постановкой пьес. материалом для которых служили главным образом библейские сюжеты, жития святых и античная мифология. Основоположником русской дра­матургии являлся С.Полоцкий. Его пьесы, написанные для придворно­го театра /"Комедия притчи о блудном сыне" и "Трагедия о Навухо­доносоре царе"/, ставили и обсуждали серьезные нравственные, по­литические и философские' проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время.

Русская литература XVII в, медленно начала освобождаться от средневековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности, поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и


автобиографических жанров положило начало собственно художествен­ной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия.

Общий отход от церковно-схоластического миро-

ЗОДЧЕСТВО    воззрения коснулся и зодчества. Усиление светс­ких мотивов в значительной мере было связано с

/расширением среды, в которой формировались эстетические представ-

.; ления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и

!' понимание красоты наиболее полно внедрялись в архитектурное твор­чество, далеко уводя от освященных церковной традицией образцов. Современники точно определили сущность нового типа архитектуры, назвав его "дивным узорочьем". В XVII в. происходило сближение •культового и гражданского каменного зодчества.

Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось

-'деревянное зодчество. Замечательной светской деревянной построй­кой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе

пКоломенском /1667-68/. Он представлял собой живописную композицию лрихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связан­ных переходами; с высокими кровлями, килевидными "бочками"1' крыш, с шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче­ной резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки

; | при небольшом числе основных типов - необычайно разнообразны по своей композиции. Широко были распространены по России храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб /клеть/, покры­тый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом /церковь села Спас-Вежи, 1628, ныне находящаяся в музее деревянного зод­чества в Костроме/; шатровые , основу конструкции которых состав­лял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, пе­рекрытый шатром /храмы в селах Панилово Архангельской области, ■ 1600; Согинцы Ленинградской области, 1696 г.; ярусные - особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков /церковь Ширкова погоста Тверской об­ласти, 1697/; многоглавые / Преображенская церковь в Кижах 1714/. Каменное строительство, прерванное в связи с иноземной ин-


 


1} Для силлабического /слогового/ стихосложения характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки; большую роль играет концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением.


Бочка - форма криволинейного покрытия в виде срезанной в длину бочки. Самая нарядная форма перекрытия в деревянной архитекту­ре.


63


тервенцией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь в начале-20-х годов. В это время осуществлена раставрация стен и башен Московского Кремля, пострадавших во время интервен7 ции. Зодчие Важен. Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней /1624-25/. Самой замечательной построй­кой гражданского зодчества первой половины XVII в. является Те­ремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шатуриным и Л.Ушаковым. В архи­тектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного ти­па. Постепенно гражданское каменное строительство приобрело раз­мах и велось в различных городах /трехэтажные палаты думного дь­яка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, ок.1657; купеческие Поганкины палаты в Пскове, 1-я пол. XVII в./.

Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 20-30-х годов, на первый взгляд традиционные, имели некоторые новые черты . в них появилась дробность элемен­тов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. /церковь Покрова в Рубцове, 1619-26/. Необычайно богатый декор украсил шатровые храмы /церкви Покрова в Медведкове, 1634-35; Зо-симы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. 1637/. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах /Успенская церковь Алек-сеевского монастыря в Угличе, прозванная в народе "Дивной", 1628 и др,/.

Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в.своеобразного живописного стиля, которому присуща затейли­вая, как правило, ассиметричная группировка масс. Обычно это -пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приде­лами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: боченкообразными колонками, арками с висячей гирькой. наборными кирпичными наличниками окон и др. В становлении стиля сыграло большую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы кото­рых отчетливо проявились в зодчестве. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники назвали "узорочьем" /московские церкви Рождества Богородицы в Пу­танках, "16Д9-52; Троицы в Никитниках, 1628-53; ярославские церкви Ильи Пророка, 1647-50, Иоанна Златоуста в Коровниках; 1649-54 и

др/-

Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зод-


чества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церк­вей1 > и использованне каких-либо светских новшеств в культовом строительстве. Эти ограничения привели в третьей четверти века к большему единообразию конструкций, но не истребили полюбившихся светских приемов декора, особенно в посадских храмах /церкви Ни­колы в Пыжах, 1657-70 г.; Григория Неокесарийского на Большой По­лянке; Николы в Хамовниках, 1679 в Москве и др./.

В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условно именуемый "нарышкинским" или "московским барок-ко"2). Главные композиционные принципы этой архитектуры - ярус-ность, центричность, симметрия и равновесие масс. Основной компо­зиционный прием стиля: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше - второй, меньшего объема и, наконец, завершающий композицию барабан с главой. Верхний восьмерик ис­пользовался как колокольня. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым пост­ройкам предшествующих времен. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно выразительно на красном фоне гладких кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками, поддерживавшими вычурные фронтончики; вместо кокошников над карнизами помещались так называемые "петушиные гребешки" - полосы резных декоративных элементов /церкви Покрова в Филях, 1690-93; Спаса в селе Уборы. близ Москвы, 1693-97, зодчий Я.Бухвостов/. Декоративные формы "московского барокко" были применены и в пятиглавых храмах собор­ного типа /Успенский собор в Рязани, кон. XVII в.. Я.Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах. 1687-1713/.

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых тради­ций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгля-

Запрет однако был обойден и излюбленная шатровая кровля сох­ранилась для венчания колоколен и крылец, а в сельской мест­ности шатровые церкви продолжали строить вплоть до XVIII в. Болыиенство храмов этого направления построено по заказу бояр Нарышкиных. Сходство этой архитектуры с западно-европейским барокко - чисто внешнее. Роль классических архитектурных форм в сложении нового русского стиля ограничивалась отдельными де­коративными элементами, почти не затрагивая композиционных принципов зданий.


65


66


 


ды. генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западно-европейской архитектуры. Переоценка ценностей, происходившая во всех сфе-ЖИВОПИСЬpax культуры XVII в., • пожалуй, с наибольшей си­лой отразилась в живописи, здесь процесс обмир­щения шел особенно активно. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два этапа: 1601-1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.

Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направле­ний, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа"1', тяготело к монументальным традициям прошлого. Но попыт­ки оживить угасающий дух былого великого искусства путем ортодок­сального следования древнему канону приводил лишь к повествова-тельности, некоторой перегруженности композиций /иконы московских мастеров "Достойно есть", 1605, ГТГ; "Симеон Столпник" 1605, ГТГ; иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризположения, созданной Н.Истоминым "со товарищи"/. Другое художественное направление. "строгановская школа"2'. Строгансвские иконы впервые в русском искусстве, как бы наравных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало. Для них характены виртуоз­ный рисунок, тонкая проработка деталей, многофигурные композиции, богатая орнаментация, полихромный колорит. Выдающимся мастером "строгановской школы" был Прокопий Чирин, иконам которого свойс­твенны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и-изящество поз /"Никита воин"; "Избранные святые", ГТГ, и др./.

Во второй четверти века продолжали существовать как "году^ новская" так и "строгановская" школы. Одновременно возникло нема­ло памятников синтезного характера /иконы "Князь Георгий" ок.1645; "Сретение иконы Владимирской Богоматери", сер. XVII в., ГТГ и др,/. "Годуновско-строгановский" стиль в области монумен­тальной живописи представлен фресками Успенского/1642-43/ и Ар­хангельского соборов /1652-53/, Ризположенской церкви /1644/ Мос-

п Название связано с тем, что многие произведения этого,направ­ления выполнены по.заказу Б.Годунова или его родственников.

2) Название связано с тем, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Солъвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государственных и патри­арших мастеров,■


ковского Кремля и др.

Второй этап развития живописи XVII в, характеризовался мед­ленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Становле­ние нового, художественного идеала было тесно связано с процессом освоения гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, под­черкивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа. Их взгляды нашли отражения в программных трактатах, посвященных вопросам те­ории искусства /"Послание Иосифа Владимирова Симону Ушакову", 1656-58; "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова, ок. 1666-67 и др,/. Царские изографы С.Ушаков и и И. Владимиров основным условием подлинно высокого искусства считали соответс­твие правде жизни. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими приемами. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С.Ушакова /1626-86/. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере /две иконы Владимирской Богома­тери, 1652, ГТГ и 1662, ГРМ/, то в конце 50-х гг. появились ико­ны, написанные о учетом анатомического строения лица и о исполь­зованием светотени /"Великий Архиерей". 1656-57; "Спас Нерукот­ворный" 1658, ГТГ и др./. В 60-70-е годы художник создал ряд про­изведений в смешанном стиле -лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное - в старой близкой "строгановскому" пись­му /иконы "Древо государства Московского", 1668, ГТГ; "Троица", 1671, ГРМ в др./. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова /9 медальонов с изображением Святителей в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, 1680; гравюры к "Рифмован­ной псалтири" С.Полоцкого и др./.

Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего прояви­лись в "парсуне" /от лат. persona - личность, т.е. портрет реаль­ного лица/. Жанр парсуны зародился еще на рубеже XVI-XVII вв., дальнейшее развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине века /портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, ГИМ1'/. Наиболее значительные . произведения парсунной живописи написаны в конце века /портреты стольника В.Ф.Люткина, дяди и матери Петра I - Л. К. н Н.К. Нарыш-

Государственный исторический музей.


67


68


 


киных/. В них уже присутствуют черты школы русского портрета гря­дущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь - от полуиконописных парсун на­чала века до вполне реалистических изображений конца столетия.

Фреска в XVII в., переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти от­сутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, композиции пронизаны затейливым орнамен­том. ЕЙ присущ "бытовитизм" - повышенное внимание к деталям пов­седневной жизни человека, его быту и труду, к красоте природы, житийные композиции стенописи XVII в. приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами /фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы мастера Оружейной палаты Гурия Никитина и Силы Савина с артелью; Иоанна Предтечи в Толчкове, ра­боты Дмитрия Плеханова с артелью/.

Реалистические устремления в искусстве выражали становление нового мировоззрения, иного подхода художника к действительности, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство XVII в. - крупное художественное явление, завершившее восьмивековую историю средневекового искусс­тва и подошедшее вплотную к эстетике нового времени.

. Кризис традиционной и становление новой культуры были выра­жением глубинных социально-экономических процессов. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало более благоприятные ус­ловия для интеграционных процессов в культуре. Решающей силой в утверждении светской культуры явился абсолютизм. Активизация меж­дународных контактов России способствовала углублению и расшире­нию международных культурных связей. В этих условиях церковь за­нимала консервативно-охранительные позиции. Развитие русской культуры в XVII в. подготовило почву для преобразований грядущего столетия.









































ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Принято считать, что в XVII столетии заканчивается исто­рия русской средневековой культуры и зарождаются элементы культу­ры нового времени. Чем Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?


 

2. Какие факторы способствовали развитию образования в XVII в.? В чем Вы видите черты типично средневековой образованности, сохранившиеся в это время, в чем принципиально новые?

3. Какие шаги по превращению научного знания в собственно науку были сделаны в XVII в.? С чем это связано? Как это прояви­лось в естественнонаучной сфере? В гуманитарном знании?

4. Какие важнейшие публицистические идеи обсуждались в раз­личных жанрах устного народного творчества и литературы XVII в.? Как Вы можете объяснить появление и значительное развитие новых литературных жанров и направлений именно в XVII в.? О чем свиде­тельствует сходство идей и настроений в них?

5. Какие историко-культурные последствия имела церковно-об-рядовая реформа патриарха Никона? Почему движение за "старую ве­ру" объединило столь разнородные социальные слои? Как это сказа­лось на старообрядческом движении?

6. Познакомьтесь с произведениями самого яркого старообряд­ческого писателя протопопа Аввакума. Какое впечатление произвели на Вас идеи и личность Аввакума? Какие особенности русского наци­онального характера можно видеть в образе "неистового" протопопа?

7. Какие еще произведения XVII в., посвященные расколу. Вы знаете? Какие писатели и художники XIX-XX вв. обращались к этой теме?

8. Подумайте, каким образом расширение круга потребителей культурных ценностей сказалось на характере русской культуры XVII в.?

9. Анализируя различные сферы историко-культурного процесса XVII в. и культуру в целом, подумайте, можно ли говорить о начале процесса изменения знаковой системы Древней Руси, предвосхитивше­го петровские реформы?


69


70


 


КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ /XVIII-нач. ХХв./ Глава 6.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ /1-я четв.XVIII в./

Направленные на модернизацию и европеизацию общества ради­кальные реформы Петра I были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта "революция сверху", активизировавшая внут­ренние резервы феодализма, коснулась и культуры. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии, определил особенности историко-культурного процесса России в нач. XVIПв.: дальнейшее обмирщение'культуры и более быстрое развитие рационализма; ут­верждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция де­мократизации культуры, связанная с расширением круга производите­лей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития. Относительно быстрые темпы перехода от средневековья к новому времени в России предопределили своеобразную "спрессованность" культурного процес­са, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких сти­левых направлений в художественной культуре /которые в Европе хронологически сменяли друг друга/ и т.п. Несмотря на коренные преобразования, русская культура нового времени демонстрирует преемственность лучших национальных традиций.

Оформление абсолютизма с его огромным чинов-
0БРА30ВАНИЕ Иничьим аппаратом,создание регулярной армии и
НАУКА                      флота, бурный рост ряда отраслей промышлен-

ности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подго­товить только новая, светская школа. Из-за отсутствия специальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце XVII в. дворянскую молодежь посылали для обучения "навигационным наукам, живописному искусству, экипажеству, механике, инженерству, артил­лерии" в западноевропейские страны.

Начало системе светского образования положило открытие в 1701 г. "Школы математицких и навигацких наук" и Пушкарской /ар­тиллерийской/ школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская,


горные, на базе некоторых впоследствии образовались высшие специ­альные учебные заведения. В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближавшиеся по типу к начальной общеобра­зовательной школе "цифирные" школы, в которых царский указ пред­писывал "поголовно" учиться "всем дворянским и подьячим детям" и без получения свидетельства об окончании этих школ "жениться их не допускать". Однако уже.в 20-е годы эти учебные заведения прак­тически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские - в гарнизонные и солдатские школы. В городах сохранялись старые формы обучения /школы грамоты/, в дво­рянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в эти школы не принимались.

Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебно­го заведения: классно-урочная система еще не утвердилась, обуче­ние было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 6 часов, главным методом обучения была зубрежка; жестокие наказания явля­лись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессио­нальных и цифирных школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало.

Практические потребности Российского государства /поиски по­лезных ископаемых, освоение новых территорий и т.п./ порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Частные и прави­тельственные экспедиции исследовали новые территории, собирали коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этног­рафии и для составления географических карт /первое этнографичес­кое и географическое описание Камчатки составлено В.Атласовым в 1697-99 гг.; в 1720 г. опубликована первая достоверная карта Кас­пийского моря Ф.Саймонова и К.Вердена; первая правительственная научная экспедиция под руководством Д.Мессершмидта в 1720-е годы обследовала Сибирь и т.п./.

Имея очень мало досуга, Петр I, однако, интересовался русс­кой" историей, которой придавал большое значение для народного об­разования. Известно, что царь лично хлопотал о составлении попу­лярного учебника по этому предмету. По его заданию собирались ма­териалы по отечественной истории и написаны первые исторические сочинения, отразившие бурные события современности /"Журнал или


71


72


 


поденная записка Петра Великого с 1698 года даже до заключения Ништадтского мира","Рассуждение о причинах Северной войны" П.Ша-фирова/. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, осо­бенностью которой было объединение научно-исследовательских и пе­дагогических функций /в ее системе находились университет и гим­назия/. Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанически сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издатель­ской и другой коммерческой деятельности. Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет.

Распространению научных знаний и образования КНИЖНОЕ ДЕЛО     способствовало развитие типографского дела в И ПЕЧАТЬ      • Москве и Петербурге. Широко издавались учеб­ники, иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники / "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л.Магницкого и др./, словари, различные специальные 'руководства. Введение нового, более простого шрифта /1710 г./, привело к разделению сферы светской и церковной книжности /где сохранялся старый шрифт/ и способствовало распространению грамот­ности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...