Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 2 страница




Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература - жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, дос­тигших святости, представляло образцы праведной жизни, убеждая. что прийти к такому христианскому идеалу может человек, поверяя дела свои евангельскими заповедями.

Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владими­ра Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостои­лись всенародного почитания и были канонизированы Русской правос­лавной церковью после их трагической гибели в 1015 г. До нас дош­ли три житийных памятника, посвященных Борису и Глебу: 1/ Лето­писная повесть под 1015 г.; 2/ "Чтение о житии и погублении бла­женных страстотерпцев Бориса и Глеба " Нестора Летописца /кон. XI в./; 3/ "Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Гле­ба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе

Канон /от греч. kanon -норма, правило/ -свод положений, имею­щих догматический характер.

Иоанн Домаскин /ок. 675-753/ - византийский богослов, первый систематизатор христианского вероучения.


15


16


 


за власть, а не за веру, и возникает вопрос, в чем же новая цер­ковь и новообращённый русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? Безусловно, в житиях князей присутствует морально-политическая идея - утверждение права родового старшинс­тва и дается практический образец для подражания. Однако при бо­лее внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идея добровольного, страдания, жертвы в ви­де непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых. "Подвиг непротивле­ния есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное отк­рытие новокрещеного русского народа" /Г.Федотов/. Образ страдаю­щего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев.

Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было "Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Несто­ром /кон. XI в./. Феодосии /ум. в 1074 г./ - второй святой, кано­низированный Русской церковью, но первый монах, представляющий русский тип аскетической святости. Житие Феодосия - одно из луч­ших произведений летописца.

Один из списков "Повести временных лет" под 1096 г. содержит "Поучение" Владимира Мономаха /1053-1125/. В отличие от традици­онного жанра поучений, носивших религиозно-дидактический харак­тер, это сочинение содержит черты историко-политического тракта­та, со страниц которого предстает образ идеального государствен­ного деятеля - борца за единство Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. В "Поучении" содер­жится автобиография Мономаха - древнейшая в русской литературе.

Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Да­ниила в жанре "хожений". Даниил совершил поломничество в Палести­ну, прожил там 16 месяцев и с большой точностью и выразитель­ностью описал свое путешествие.

Литература Киевской Руси богата литературными памятниками. написанными в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней - неполное, ведь из всей ее сокровищницы уцелела, избежала расхищения и других бед лишь небольшая часть. Однако и она позво­ляет судить о появлении еще в древнерусской литературе таких тра­диционных черт русской словесности нового времени, как высокая гражданственность и истинный патриотизм, целомудренная чистота


образов и благородство идеалов. Древнерусской литературе в целом присуще жизнеутверждающее начало: даже в самых трагических произ­ведениях мы не найдем отчаяния и уныния. Наконец, издревле русс­кие писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их обычаям и религиям. Древнерусская литература не знала вымышленных сюжетов и героев, в ней всегда описывались исторические события и реальные лица. Даже если автор вводил в сюжет фантастические де­тали, то это не было художественным вымыслом, ведь и сам автор и его читатели верили написанному. Персонажи этих произведений -либо герои, совершающие нравственные или военные подвиги, либо безусловные злодеи.

Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана образными поэтичными сравнениями и гиперболами, содер­жит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература различных жанров и стилей, та, что тысячелетиями создавалась творческим гением народов Греции и Египта, Иудеи и Сирии. Древне­русские писатели приобщились к лучшим образцам мировой литерату­ры, т.е. черпали из тех же источников, что и средневековые писа­тели Западной Европы.

Для искусства домонгольской Руси характерна та-АРХИТЕКТУРАкая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том,что первые каменные строе­ния на Руси не были результатом механического копирования визан­тийских образцов.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого ря­дами опорных столбов делился на продольные части - нефы /три, пять или более, в зависимости от размеров храма/, четыре цент­ральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддержи­вавшими через паруса1) световой барабан, завершавшийся полусфери-

1' Парус - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового ба­рабана.


17


18


 


ческим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообраз­ную структуру, отсюда название системы - крестово-купольная. Вос­точная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 по­лукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части назы­валось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось верти­кальное членение фасада на прясла лопатками1'. Полукруглое завер­шение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода, называлось закомарой.

В развитии техники каменного строительства главную роль иг­рала византийская школа, унаследовавшая традиции древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили через один, а промежуточный ряд отодвинут вглубь и прикрыт слоем розоватого раствора с примесью цемянки /толченой керамики/.

Об облике первого из известных нам каменных храмов Киевской Руси - церкви Успения Богородицы /989-996Г., разрушена в 1240 г./ -можно судить лишь по остаткам фундамента, элементам декора, письменным источникам. В 1031-36 гг. в Чернигове греческими мас­терами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый "ви­зантийский" храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти це­ликом. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве -пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная цер­ковь, он был обнесен внутренними двухэтажными галереями - гульби­щем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие гале­реи. Также как Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс - черты чуждые византийскому зодчеству. Очевидно, такая ступенчатость, так же как и многоглавие, была исконно наци­ональной чертой русского зодчества. Основные декоративные элемен­ты фасадов - двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апси­дах, выложенные из плинфы меандры /геометрический орнамент/ и кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного кам­ня. Современный вид собора - результат перестройки его в XVII в.

Лопатка - вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.


в стиле украинского барокко. Закончив возведение Софийского собо­
ра в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в
Новгороде /1045-50 гг./ и Полоцке /50-е годы XI в./, в общих чер­
тах повторивших плановую схему киевской Софии, но в несколько уп­
рощенном виде. ,
'-     Хотя каменное строительство на Руси в X-XI вв. велось глав-

ным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно от­личались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи /возводили храмы с очень большими хорами1} и кре-щальнями, а также использовали непривычные строительные материа­лы/. Приходилось им считаться и со вкусами заказчиков, воспитан­ных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянно­го зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архи­тектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выра­ботало собственные традиции. Именно на них ориентировались строи­тели следующего поколения.

Искусство Киевской Руси связано с религией тема-ЖИВОПИСЬтикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону /использование устойчивого набора сюжетов, ти­пов изображения и композиционных схем, освященных вековой тради­цией и апробированных церковью/. Порождением средневекового миро­воззрения и культового назначения искусства является его имперсо-нальность /роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем/.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике2' и фреске3'. Сис­тему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского веро-

п Хоры - балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

2) Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты
/разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов/, кера­
мических плиток и т.п.. крепящихся на слое цемента или мастики

3) Фреска - живопись водяными красками ш свеженаложенной штука­
турке.

г


19


20


 


учения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаи­ки и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в симво­лическом смысле и наиболее освещенную часть храма - центральный купол, подкупольное пространство, алтарь /Христос Вседержатель в центральном куполе и Богоматерь Орантап в алтарной апсиде/. Ос­тальная часть храма украшена фресками / сцены из жизни Христа. Богоматери, жения проповедников, мучеников и др./. Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни /состязания на иппод­роме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п./.

В XI в. несомненно было создано много произведений станковой живописи - икон2}. Киево-Печерский патерик3' сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI - нач.XII в.печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинство произведений этого периода до нас не дошло.

Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон- /икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как "изображение тайных и сверхъестест­венных зрелищ"/, выработали жесткую систему их написания /иконог­рафический канон/. По преданию, древнейшие христианские иконы по­явились либо чудесным образом /"Спас Нерукотворный"/, либо были написаны с натуры /изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик/. Поэтому православная церковь никогда не допускала писание икон с живых людей или по воображению худож­ника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделя­ли "горний" /божественный/ мир от мира "дольнего" /земного/. Ус­ловность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры пи­сались плоскими и неподвижными, использовалась особая система

п Оранта /лат./ - молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это изобраизображение киевляне.

2) Икона - от греч. eikon - изображение, образ.

3) Патерик /греч. Paterikon, от pater - отец/ -сборник жизнеопи­
сания монахов.


изображения пространства /обратная перспектива/ и временных отно­шений /вневременное изображение/. Условный золотой фон иконы сим­волизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства ве­рующих к горнему миру. "Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает" /Л.А.Успенский/.

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользова­лись в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета /"Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, . в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т.п./. или лицевыми, т.е. иллюстративными /прориси - графическое изобра­жение сюжета/.

Особым явлением древнерусской живописи стало искусство книж­ной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово еванге­лие" /1056-57 гг., ГПБП / украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным расти­тельным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава" /1073/2) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное ис­кусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой ми­фологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонс­тва, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций ка­менной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния. Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период фе­одальной раздробленности.

ГПБ -Государственная публичная библиотека. Изборник Святослава - рукописный сборник, включавший различно­го рода выписки из богословских сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два Изборника Святосла­ва.


21


22


 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие особенности характеризуют развитие средневековой

культуры на Руси?

2. Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество? Чем определялось главенство в языческой иерархии того или иного божества /Рода, Перуна/?

3. Почему языческая символика постепенно утратила религиоз­ный смысл? Какие пережитки языческих представлений сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считал­ках и в окружающей нас жизни? Вспомните произведения русского ис­кусства и литературы XIX-XX вв., в которых отразились следы язы­ческих верований славян?

4. Могут ли былины и другие произведения устного народного творчества служить источником знаний о прошлом нашего народа? Попробуйте сравнить героический эпос русского народа с эпическими произведениями других народов России, мира. Что между ними обще­го, в чем отличия?

 

5. Чем, по мнению автора "Повести временных лет" руководс­твовался кн. Владимир Святославич при выборе новой религии для Руси? По прошествии тысячи лет можно ли сказать, что киевский князь сделал правильный выбор?

6. Какие проявления язычества подверглись наибольшим гонени­ям со стороны православной церкви? С какими языческими традициями она смирилась? Как все это сказалось на развитии русской культу­ры?

7. Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и на ее, отдельные области /образование, научное знание, литература, искусство/? Что Вы знаете о полити­ческих, экономических и культурных связях Руси с различными стра­нами, какое значение они имели для развития древнерусской культу­ры? Можно ли говорить и об обратном воздействии - Руси на культу­ру других народов?

 

8. Когда возникла литература на Руси, с чем связано ее появ­ление? Какие жанры древнерусской литературы были заимствованы? Можно ли считать летопись самобытным русским жанром? Почему?

9. Летопись иногда называют "энциклопедией 'средневековой жизни". Справедливо ли это? Как христианский взгляд на историю, присущий средневековому мировоззрению, воплотился в "Повести вре-


менных лет"?

10. Почему произведения древнерусской литературы считаются не только литературными памятниками, но и важными историческими источниками, без которых наши представления о средневековой русс­кой истории были бы неполными? Приведите примеры.

11. Какие фольклорные традиции сохранились в произведениях древнерусской литературы? В сочинениях каких русских писателей нового времени продолжают жить фольклорные традиции? Что общего и каковы отличия в использовании фольклора древнерусскими авторами и писателями XIX в.?

12. В чем состояло отличие первых русских агиографических сочинений от византийского канонического жития? Можно ли обнару­жить черты житийных произведений в светской литературе нового времени? В каких жанрах?

13. Уже древнейшие памятники каменного культового зодчества Киевской Руси отличались от византийских образцов, которым должны были следовать. Покажите на примере Софийских соборов Киева и Новгорода, в чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились.

14. Как известно, росписи православных храмов должны были -служить своеобразным Евангелием для неграмотных. На примере сте­нописи Киевской Софии и других известных Вам храмов расскажите об основных принципах росписи православного храма /расположение тех или иных сюжетов, использование мозаики и фрески и т.п./.

15. Чем отличается икона от картины, написанной на библейс­кий сюжет? Какой цели служил иконописный канон? Какими средствами достигалось соблюдение канонических требований средневековыми иконописцами?
































































Глава 2.

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ /XII-30-е ГОДЫ XIII вв./

В 30-е годы XII в. дробление Древнерусского государства, на­метившееся еще во второй половине XI в., пошло ускоренными темпа­ми. На территории Киевской Руси образовался ряд самостоятельных государств со своими особенностями экономического и политического развития /Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республи­ка и др./. С падением политического значения уменьшилась и интег­рирующая роль Киева в области культуры, несколько ослабло влияние


23


24


 


Византии на многочисленные столицы вновь появившихся государств, зато местные особенности проступили более ярко. Единый истори­ко-культурный процесс разделился на несколько потоков, возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями. В каждой формировались собственные эстетические идеалы, утверждалось новое понимание красоты. При этом не ослабевало сознание исконного единства Руси. После распада Киевского государства и до мон-ЛИТЕРАТУРА Игольского нашествия литература в целом продолжа-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯла следовать тем направлениям, которые установи­лись при Ярославе и его потомках. Летописание, оставаясь ведущим жанром литературы, приобрело местный характер. Летописи, которые велись не только в каждом княжестве, но часто в отдельных городах, монастырях и даже при некоторых церквах, отра­жали местные политические тенденции. Особенным богатством языка. образностью отличались Киевская и Галицкая летописи. "Он устрем­лялся на поганых /язычников/, как лев, - писал галицкий летописец о князе Романе Галицком, - сердит был, как рысь, губил, как кро­кодил, переходил их страну, как орел, храбр был, как тур". Язык владимирской летописи был несколько книжным, новгородская же от­личалась народной речью.

По летописям можно судить и о накоплении научных знаний на Руси. Сведения в области географии расширялись благодаря торговым связям и путешествиям русских паломников. Образованный русский человек имел представление не только о Европе, но и об Индии, Ки­тае, Ближнем Востоке и той части Африки, с которой граничила Па­лестина. Элементарные математические знания применялись в строи­тельстве, военном деле и др. Известны и создания русских механи­ков этого времени - оригинальная водоотводная система в Новгороде /нач. XII в./. "пороки" военные машины, использовавшиеся при оса­де и обороне крепостей. Появились на Руси и свои врачи - "лечцы". находившиеся в ведении духовных властей.

"Слова" /речи/ возникли в русской литературе еще в первой половине XI в. /например, сочинение Илариона/ и были посвящены в частности важным политическим проблемам. Неизвестный автор "Слова о князех" /1172 г./ .следуя этой традиции, отстаивал идею единс­тва Руси, осуждал княжеские усобицы и предупреждал:""Своей славы и чести вы лишитесь за свое злопамятство и вражду!"

Величайшим творением русской культуры XII в., литературным


памятником мирового значения является "Слово о полку Игореве" /ок.1187 г./, посвященное походу на половцев новгород-северского князя в 1185 г., закончившемуся жестоким поражением русских. Ав­тор "Слова", не ставя целью последовательное изображение всех-пе­рипетий похода, в поэтической форме осмысливает причины пораже­ния, печалится по поводу раздоров между русскими князьями и при­зывает их к единению во имя защиты Руси. Вся система образов и художественные средства "Слова" свидетельствуют о глубинной связи произведения с устным народным творчеством.

Вершиной свободного овладения многовековой премудростью яв­ляется выдающийся памятник дворянской общественной мысли "Моление Даниила Заточника" /"Послание Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу", 1-я четв. XIII в./. Автор - блестящий представитель средневекового ораторского искусства, острослов, склонный к скоморошьему балагурству. Этот человек, очевидно, пострадавший от административного произвола, горько смеется над собственными несчастиями и одновременно восхваляет князя, рассчи­тывая на его милость и поддержку. "Моление" наполнено афористич­ными изречениями, пословицами и образными рассуждениями. Образо­ванность автора ярко проявилась в использовании книжного материа­ла, который занимает в сочинении большое место,- он по памяти ци­тирует не только Священное писание, но и летописи.

Эти и другие замечательные литературные произведения демонс­трируют высокий уровень русской культуры накануне монгольского нашествия. О том же свидетельствуют памятники зодчества, живописи и прикладного искусства XII-XIII вв.

Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшест-30ДЧЕСТВ0вующего этапа уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. Многоглавые живо­писные церкви с лестничными башнями и галереями были вытеснены одноглавыми четырехстолпными кубическими храмами с четко ограни­ченными плоскостями фасадов, с позакомарным покрытием и большей частью скупым декоративным убранством. Интерьеры стали более чет­кими и центричными, почти квадратными в плане и строго подчинен­ными центральному подкупольному пространству.

Многие русские земли в течение XII в., имея собственные кад­ры строителей, все же продолжали киевскую архитектурную традицию. Зодчество Волынского, Рязанского, Смоленского, Черниговского кня­жеств не разделилось на самостоятельные школы. В других регионах


25


26


 


к середине XII в. сложились самобытные архитектурные школы.

В Новгородской феодальной республике образование самостоя­тельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социально-политических условиях. На­чиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце /1167/, почти все новго­родские храмы возведены уже не по княжескому заказу, а на средс­тва бояр, купцов или прихожан /уличан/. Единственная княжеская постройка этого времени - церковь Спаса-Нередицы /1198/ - ни ве­личиной, ни богатством убранства не выделялась среди других. Уп­рощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать экономичные соору­жения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. Некоторые заказчики обращались к стро­ительным артелям из других регионов. Так, возведение церкви Па­раскевы Пятницы на Торгу /1207/ местные купцы поручили смоленским зодчим. Позже новгородские строители заимствовали из этой яркой постройки понравившиеся, им формы /трехлопастное членение фасадов, наличие только одной апсиды/, но не приняли ее декоративности и вертикальной устремленности. Таким образом сложился тип храма, при котором даже маленькая церковь кажется величественной /Пе-рынская церковь близ Новгорода, 20-30-е годы XIII в./.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...