Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 2 страница
Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература - жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни, убеждая. что прийти к такому христианскому идеалу может человек, поверяя дела свои евангельскими заповедями. Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели в 1015 г. До нас дошли три житийных памятника, посвященных Борису и Глебу: 1/ Летописная повесть под 1015 г.; 2/ "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба " Нестора Летописца /кон. XI в./; 3/ "Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе Канон /от греч. kanon -норма, правило/ -свод положений, имеющих догматический характер. Иоанн Домаскин /ок. 675-753/ - византийский богослов, первый систематизатор христианского вероучения. 15 16
за власть, а не за веру, и возникает вопрос, в чем же новая церковь и новообращённый русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? Безусловно, в житиях князей присутствует морально-политическая идея - утверждение права родового старшинства и дается практический образец для подражания. Однако при более внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идея добровольного, страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых. "Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа" /Г.Федотов/. Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев. Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было "Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Нестором /кон. XI в./. Феодосии /ум. в 1074 г./ - второй святой, канонизированный Русской церковью, но первый монах, представляющий русский тип аскетической святости. Житие Феодосия - одно из лучших произведений летописца. Один из списков "Повести временных лет" под 1096 г. содержит "Поучение" Владимира Мономаха /1053-1125/. В отличие от традиционного жанра поучений, носивших религиозно-дидактический характер, это сочинение содержит черты историко-политического трактата, со страниц которого предстает образ идеального государственного деятеля - борца за единство Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. В "Поучении" содержится автобиография Мономаха - древнейшая в русской литературе. Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Даниила в жанре "хожений". Даниил совершил поломничество в Палестину, прожил там 16 месяцев и с большой точностью и выразительностью описал свое путешествие. Литература Киевской Руси богата литературными памятниками. написанными в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней - неполное, ведь из всей ее сокровищницы уцелела, избежала расхищения и других бед лишь небольшая часть. Однако и она позволяет судить о появлении еще в древнерусской литературе таких традиционных черт русской словесности нового времени, как высокая гражданственность и истинный патриотизм, целомудренная чистота образов и благородство идеалов. Древнерусской литературе в целом присуще жизнеутверждающее начало: даже в самых трагических произведениях мы не найдем отчаяния и уныния. Наконец, издревле русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их обычаям и религиям. Древнерусская литература не знала вымышленных сюжетов и героев, в ней всегда описывались исторические события и реальные лица. Даже если автор вводил в сюжет фантастические детали, то это не было художественным вымыслом, ведь и сам автор и его читатели верили написанному. Персонажи этих произведений -либо герои, совершающие нравственные или военные подвиги, либо безусловные злодеи. Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана образными поэтичными сравнениями и гиперболами, содержит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература различных жанров и стилей, та, что тысячелетиями создавалась творческим гением народов Греции и Египта, Иудеи и Сирии. Древнерусские писатели приобщились к лучшим образцам мировой литературы, т.е. черпали из тех же источников, что и средневековые писатели Западной Европы. Для искусства домонгольской Руси характерна та-АРХИТЕКТУРАкая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том,что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов. С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы /три, пять или более, в зависимости от размеров храма/, четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса1) световой барабан, завершавшийся полусфери- 1' Парус - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового барабана. 17 18
ческим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру, отсюда название системы - крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками1'. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода, называлось закомарой. В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа, унаследовавшая традиции древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили через один, а промежуточный ряд отодвинут вглубь и прикрыт слоем розоватого раствора с примесью цемянки /толченой керамики/. Об облике первого из известных нам каменных храмов Киевской Руси - церкви Успения Богородицы /989-996Г., разрушена в 1240 г./ -можно судить лишь по остаткам фундамента, элементам декора, письменным источникам. В 1031-36 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый "византийский" храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве -пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная церковь, он был обнесен внутренними двухэтажными галереями - гульбищем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие галереи. Также как Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс - черты чуждые византийскому зодчеству. Очевидно, такая ступенчатость, так же как и многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Основные декоративные элементы фасадов - двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры /геометрический орнамент/ и кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Современный вид собора - результат перестройки его в XVII в. Лопатка - вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой. в стиле украинского барокко. Закончив возведение Софийского собо ным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи /возводили храмы с очень большими хорами1} и кре-щальнями, а также использовали непривычные строительные материалы/. Приходилось им считаться и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения. Искусство Киевской Руси связано с религией тема-ЖИВОПИСЬтикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону /использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью/. Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсо-нальность /роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем/. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике2' и фреске3'. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского веро- п Хоры - балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц. 2) Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты 3) Фреска - живопись водяными красками ш свеженаложенной штука г 19 20
учения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма - центральный купол, подкупольное пространство, алтарь /Христос Вседержатель в центральном куполе и Богоматерь Орантап в алтарной апсиде/. Остальная часть храма украшена фресками / сцены из жизни Христа. Богоматери, жения проповедников, мучеников и др./. Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни /состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п./. В XI в. несомненно было создано много произведений станковой живописи - икон2}. Киево-Печерский патерик3' сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI - нач.XII в.печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинство произведений этого периода до нас не дошло. Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон- /икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как "изображение тайных и сверхъестественных зрелищ"/, выработали жесткую систему их написания /иконографический канон/. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом /"Спас Нерукотворный"/, либо были написаны с натуры /изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик/. Поэтому православная церковь никогда не допускала писание икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний" /божественный/ мир от мира "дольнего" /земного/. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовалась особая система п Оранта /лат./ - молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это изобраизображение киевляне. 2) Икона - от греч. eikon - изображение, образ. 3) Патерик /греч. Paterikon, от pater - отец/ -сборник жизнеопи изображения пространства /обратная перспектива/ и временных отношений /вневременное изображение/. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру. "Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает" /Л.А.Успенский/. Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета /"Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, . в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т.п./. или лицевыми, т.е. иллюстративными /прориси - графическое изображение сюжета/. Особым явлением древнерусской живописи стало искусство книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" /1056-57 гг., ГПБП / украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава" /1073/2) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния. Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности. ГПБ -Государственная публичная библиотека. Изборник Святослава - рукописный сборник, включавший различного рода выписки из богословских сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два Изборника Святослава. 21 22
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие особенности характеризуют развитие средневековой культуры на Руси? 2. Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество? Чем определялось главенство в языческой иерархии того или иного божества /Рода, Перуна/? 3. Почему языческая символика постепенно утратила религиозный смысл? Какие пережитки языческих представлений сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считалках и в окружающей нас жизни? Вспомните произведения русского искусства и литературы XIX-XX вв., в которых отразились следы языческих верований славян? 4. Могут ли былины и другие произведения устного народного творчества служить источником знаний о прошлом нашего народа? Попробуйте сравнить героический эпос русского народа с эпическими произведениями других народов России, мира. Что между ними общего, в чем отличия?
5. Чем, по мнению автора "Повести временных лет" руководствовался кн. Владимир Святославич при выборе новой религии для Руси? По прошествии тысячи лет можно ли сказать, что киевский князь сделал правильный выбор? 6. Какие проявления язычества подверглись наибольшим гонениям со стороны православной церкви? С какими языческими традициями она смирилась? Как все это сказалось на развитии русской культуры? 7. Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и на ее, отдельные области /образование, научное знание, литература, искусство/? Что Вы знаете о политических, экономических и культурных связях Руси с различными странами, какое значение они имели для развития древнерусской культуры? Можно ли говорить и об обратном воздействии - Руси на культуру других народов?
8. Когда возникла литература на Руси, с чем связано ее появление? Какие жанры древнерусской литературы были заимствованы? Можно ли считать летопись самобытным русским жанром? Почему? 9. Летопись иногда называют "энциклопедией 'средневековой жизни". Справедливо ли это? Как христианский взгляд на историю, присущий средневековому мировоззрению, воплотился в "Повести вре- менных лет"? 10. Почему произведения древнерусской литературы считаются не только литературными памятниками, но и важными историческими источниками, без которых наши представления о средневековой русской истории были бы неполными? Приведите примеры. 11. Какие фольклорные традиции сохранились в произведениях древнерусской литературы? В сочинениях каких русских писателей нового времени продолжают жить фольклорные традиции? Что общего и каковы отличия в использовании фольклора древнерусскими авторами и писателями XIX в.? 12. В чем состояло отличие первых русских агиографических сочинений от византийского канонического жития? Можно ли обнаружить черты житийных произведений в светской литературе нового времени? В каких жанрах? 13. Уже древнейшие памятники каменного культового зодчества Киевской Руси отличались от византийских образцов, которым должны были следовать. Покажите на примере Софийских соборов Киева и Новгорода, в чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились. 14. Как известно, росписи православных храмов должны были -служить своеобразным Евангелием для неграмотных. На примере стенописи Киевской Софии и других известных Вам храмов расскажите об основных принципах росписи православного храма /расположение тех или иных сюжетов, использование мозаики и фрески и т.п./. 15. Чем отличается икона от картины, написанной на библейский сюжет? Какой цели служил иконописный канон? Какими средствами достигалось соблюдение канонических требований средневековыми иконописцами? Глава 2. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ /XII-30-е ГОДЫ XIII вв./ В 30-е годы XII в. дробление Древнерусского государства, наметившееся еще во второй половине XI в., пошло ускоренными темпами. На территории Киевской Руси образовался ряд самостоятельных государств со своими особенностями экономического и политического развития /Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика и др./. С падением политического значения уменьшилась и интегрирующая роль Киева в области культуры, несколько ослабло влияние 23 24
Византии на многочисленные столицы вновь появившихся государств, зато местные особенности проступили более ярко. Единый историко-культурный процесс разделился на несколько потоков, возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями. В каждой формировались собственные эстетические идеалы, утверждалось новое понимание красоты. При этом не ослабевало сознание исконного единства Руси. После распада Киевского государства и до мон-ЛИТЕРАТУРА Игольского нашествия литература в целом продолжа-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯла следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. Летописание, оставаясь ведущим жанром литературы, приобрело местный характер. Летописи, которые велись не только в каждом княжестве, но часто в отдельных городах, монастырях и даже при некоторых церквах, отражали местные политические тенденции. Особенным богатством языка. образностью отличались Киевская и Галицкая летописи. "Он устремлялся на поганых /язычников/, как лев, - писал галицкий летописец о князе Романе Галицком, - сердит был, как рысь, губил, как крокодил, переходил их страну, как орел, храбр был, как тур". Язык владимирской летописи был несколько книжным, новгородская же отличалась народной речью. По летописям можно судить и о накоплении научных знаний на Руси. Сведения в области географии расширялись благодаря торговым связям и путешествиям русских паломников. Образованный русский человек имел представление не только о Европе, но и об Индии, Китае, Ближнем Востоке и той части Африки, с которой граничила Палестина. Элементарные математические знания применялись в строительстве, военном деле и др. Известны и создания русских механиков этого времени - оригинальная водоотводная система в Новгороде /нач. XII в./. "пороки" военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей. Появились на Руси и свои врачи - "лечцы". находившиеся в ведении духовных властей. "Слова" /речи/ возникли в русской литературе еще в первой половине XI в. /например, сочинение Илариона/ и были посвящены в частности важным политическим проблемам. Неизвестный автор "Слова о князех" /1172 г./ .следуя этой традиции, отстаивал идею единства Руси, осуждал княжеские усобицы и предупреждал:""Своей славы и чести вы лишитесь за свое злопамятство и вражду!" Величайшим творением русской культуры XII в., литературным памятником мирового значения является "Слово о полку Игореве" /ок.1187 г./, посвященное походу на половцев новгород-северского князя в 1185 г., закончившемуся жестоким поражением русских. Автор "Слова", не ставя целью последовательное изображение всех-перипетий похода, в поэтической форме осмысливает причины поражения, печалится по поводу раздоров между русскими князьями и призывает их к единению во имя защиты Руси. Вся система образов и художественные средства "Слова" свидетельствуют о глубинной связи произведения с устным народным творчеством. Вершиной свободного овладения многовековой премудростью является выдающийся памятник дворянской общественной мысли "Моление Даниила Заточника" /"Послание Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу", 1-я четв. XIII в./. Автор - блестящий представитель средневекового ораторского искусства, острослов, склонный к скоморошьему балагурству. Этот человек, очевидно, пострадавший от административного произвола, горько смеется над собственными несчастиями и одновременно восхваляет князя, рассчитывая на его милость и поддержку. "Моление" наполнено афористичными изречениями, пословицами и образными рассуждениями. Образованность автора ярко проявилась в использовании книжного материала, который занимает в сочинении большое место,- он по памяти цитирует не только Священное писание, но и летописи. Эти и другие замечательные литературные произведения демонстрируют высокий уровень русской культуры накануне монгольского нашествия. О том же свидетельствуют памятники зодчества, живописи и прикладного искусства XII-XIII вв. Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшест-30ДЧЕСТВ0вующего этапа уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. Многоглавые живописные церкви с лестничными башнями и галереями были вытеснены одноглавыми четырехстолпными кубическими храмами с четко ограниченными плоскостями фасадов, с позакомарным покрытием и большей частью скупым декоративным убранством. Интерьеры стали более четкими и центричными, почти квадратными в плане и строго подчиненными центральному подкупольному пространству. Многие русские земли в течение XII в., имея собственные кадры строителей, все же продолжали киевскую архитектурную традицию. Зодчество Волынского, Рязанского, Смоленского, Черниговского княжеств не разделилось на самостоятельные школы. В других регионах 25 26
к середине XII в. сложились самобытные архитектурные школы. В Новгородской феодальной республике образование самостоятельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социально-политических условиях. Начиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце /1167/, почти все новгородские храмы возведены уже не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов или прихожан /уличан/. Единственная княжеская постройка этого времени - церковь Спаса-Нередицы /1198/ - ни величиной, ни богатством убранства не выделялась среди других. Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. Некоторые заказчики обращались к строительным артелям из других регионов. Так, возведение церкви Параскевы Пятницы на Торгу /1207/ местные купцы поручили смоленским зодчим. Позже новгородские строители заимствовали из этой яркой постройки понравившиеся, им формы /трехлопастное членение фасадов, наличие только одной апсиды/, но не приняли ее декоративности и вертикальной устремленности. Таким образом сложился тип храма, при котором даже маленькая церковь кажется величественной /Пе-рынская церковь близ Новгорода, 20-30-е годы XIII в./. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |