Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 5 страница




Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей /Новгород, 1490-1500; Нижний Новгород, 1500-11; 11; Тула, 1514-21; Коломна, 1525-31/.

Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В первой половине XVI в. . русские зодчие осушествили задачу пере­несения в каменное строительство элементов - шатрового храма /столпообразного сооружения с не виданной ранее в каменной архи­тектуре конструкцией верха в виде шатра/. Один из лучших образцов этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском /1530- 32/. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с при­вычным образом крестовокупольного храма. Композиция церкви скла­дывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четве­рика с выступами-притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи как тор­жественный памятник-монумент важному событию - рождению наследни­ка престола. Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение цент­рального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове /сер.XVI в./ также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества. Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554-61 гг. в память о взятии Казани возд­вигнут на Красной площади собор Покрова, "что на рву". Архитек­турный ансамбль церкви состоит из 9 столпообразных храмов различ­ной высоты, в которых отразились, казанские события. Первоначаль­ную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые "белым железом",и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись - в XVII-XVIII вв. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, ."построен ско­рее как бы для украшения, чем для молитвы". Светское начало в нем превалирует над культовым. Смелый по композиции и необычайно де­коративный он воплотил всю мощь русского архитектурного гения.


49


50


 


Это высшая точка развития русского зодчества XVI в.

Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появи­лась консервативная тенденция. Стоглавый церковный собор 1551 г. строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было ука­зано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора, шатровые постройки, противоречившие византийским образ­цам, были запрещены. В результате появилось на Руси множество тя­желовесных повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове, в архитектуре вновь наметилась тя­га к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности /церковь в резиденции Бориса Годунова - селе Вязьмы, 1598-99/.

В целом.зодчество XVI в. по масштабам, разнообразию и ориги­нальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры. .

В конце XV в. в древнерусской живописи ведущую

ЖИВОПИСЬ     роль играло "рублевское" направление. Художники

больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к

легендарно-историческому жанру, проявляли интерес к национальному

быту, к русским реалиям /архитектура, костюм и т.п./.

Крупнейшим художником рублевского направления на рубеже XV-XVI вв, был Дионисий /30-40-е годы XV в. - ок. 1'508 г. /. В от-личие от Андрея Рублева он был мирянином, видимо, знатного проис­хождения. Два его сына - Владимир и Феодосии - тоже были художни­ками и работали вместе с отцом. Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря /1502/. Они дошли до нас в первозданном ви­де почти полностью. Основной темой росписи Рождественского собора стал "Акафист" - цикл торжественно-лирических песнопений в честь Богоматери. В этих фресках проявились лучшие черты стиля художник ка - идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность живописи с архитектурой. Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.

Вместе с тем, в русской живописи XVI в. появилось стремление к отвлеченному "мудрствованию", к истолкованию в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к перегру­женности изображения деталями, символами /иконы ""Видение Евло-гия", "Видение Иоанна Лествичника", "Притча о слепце х хромце", ГРМ/. Но одновременно усиливалась церковная регламентация худо-


жественного творчества. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать, "како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти". Строгий церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами вменялся специальным старостам из "нарочитых мастеров". Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в 43 главе Стоглава: "Подо­бает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празносло-ву, не смехотворцу, на сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телес­ную. ..".

Для иконописи XVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона-картина "Цер­ковь-воинствующая" или "Благословенно воинство небесного царя" /сер. XVI в., ГТГ/мало напоминает традиционный молельный образ. На най изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз "воинства ца­ря небесного". Это скорее живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение историко-аллегорического жанра. В XVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обяза­тельной принадлежностью становится серебряный басменный или че­канный оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писа­лись намеренно темными невыразительными красками.

Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монумен­тальной живописи, которая известна прежде всего по московским па­мятникам. Еще в традициях XV в., в стиле, близком ферапонтовским фрескам, сыном Дионисия Феодосием расписан новый кремлевский Бла­говещенский собор /1508/. В стенописи собора нашла отражение по­пулярная идея преемственности власти владимирских князей и визан­тийских императоров московскими князьями.

В росписях Смоленского собора московского Новодевичьего мо­настыря /ок. 1530 г./ воплотилась другая политическая теория -"Москва - третий Рим". Более сложна композиция стенописи Успенс-ного собора Успенского монастыря в Свияжске под Казанью /1561/. Роспись представляет собой своего рода живописный богословский трактат, посвященный доказательству христианского догмата о воп­лощении. Знаменательно, что кроме эпизодов ветхозаветной истории, сложных символических изображений Христа и Богоматери, роспись включает портреты государственных и церковных деятелей / XVI в. -


51


52


 


Ивана Грозного, митрополита Макария и др. /Развитие жанра истори­ческого портрета связано с ростом интереса к исторической темати­ке.

Традиционная книжная миниатюра претерпела в XVI столетии значительные изменения в связи с заменой пергамена бумагой и вве­дением книгопечатания. В частности,появилась гравюра на дереве -ксилография. К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге Н.Федорова "Апостол" /1564/. Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравю­ры.

В XVI в. сложилась культура великорусской народности, закре­пившая соответствующий этнический процесс. Именно с XVI в. нача­лась история культуры русского народа в собственном смысле слова /так же как и культура украинского и белорусского народов/ Много­образные новые явления, характеризующие культурное развитие Рос­сии в следующем XVII столетии, были подготовлены историко-куль­турным процессом koh.XV-XVI вв.





















ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какую роль в развитии русской культуры сыграло образова­ние единого Российского государства? Известно, что в сравнении со странами Западной Европы процесс централизации на Руси имел ряд особенностей. Оказали ли они влияние на историко-культурный про­цесс?

2. Каково значение для русской культуры воздействия, оказан­ного на нее передовой ренессанской культурой Запада в XV-XVI вв.? Покажите это на любых примерах.

3. Почему идеи еретиков и нестяжателей, находившие понимание и поддержку не только у боярства и дворян, но и у великого князя, все-таки были осуждены, а их носители подверглись жесточайшим преследованиям?

4. В каких жанрах русской литературы koh.XV-XVI вв. поднима­лись важные публицистические проблемы? Вспомните о политических концепциях, сформулированных представителями различных сословий. Какие из высказанных ими идей нашли воплощение в политической практике Российского государства? Почему?


 

5. Какие признаки формирования общерусской архитектуры можно видеть в постройках koh.XV-1-й пол.XVI вв.? Какое значение имела церковная регламентация для дальнейшего развития русского зод­чества?

6. Почему в честь знаменательных событий на Руси не возводи­лись скульптурные памятники? Каким образом они отмечались? Пока­жите это на памятных сооружениях в Москве, связанных с жизнью и деятельностью Ивана IV.

7. Собор Покрова "что на рву" /иначе храм Василия Блаженно­го/, сооруженный.на главной торговой, а значит многолюдной площа­ди столицы, одновременно мог вместить лишь небольшое число людей. Как это связано с назначением постройки? Как Вы объясните оба названия собора?

8. Дионисий явился продолжателем рублевской традиции в русс­кой живописи. Посмотрите альбомы с репродукциями или сходите в Третьяковскую галерею, чтобы познакомиться с подлинниками, и по­пытайтесь определить, было ли творчество Дионисия простым подра­жанием великому предшественнику или явилось новым шагом в том направлении, в котором двигался Рублев?

9. Каким образом актуальные политические идеи отразились в живописи XVI в.? Какие последствия имела церковная регламентация для дальнейшего развития русской живописи?


Глава 5.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.

Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания; образование всероссийс­кого рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда /1649/, осу­ществленное в интересах главной опоры абсолютизма - дворянства; консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни; никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение протеста /Раскол/, наконец, значительное расши­рение связей со странами Западной Европы, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззерение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе.


53


54


 


В XVII в. завершилась история древнерусской культуры, прони­занной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "об­мирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитек­туре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в жи­вописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и по­явлении реалистических тенденций.

Усложнение городской жизни с ее ремеслом 'и тор-ШКОЛА Иговлей, рост государственного аппарата, развитие ПРОСВЕЩЕНИЕ   связей с зарубежными странами предъявляли новые

требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди по­мещиков - 65%; купечества -96%, посадских людей - около 40%; крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому осо­бенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обуче­нию. Одним из основных методов педагогики, как и в XVI в,, приз­навалось телесное наказание /"розга", "сокрушение ребер", "жезл"/. Весьма показательно сочинение по педагогике "Гражданство обычаев детских", представляшее собой свод правил поведения детей и определявшее все внешние проявления их жизни: поведение в шко­ле, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду и даже вы­ражение лица. Касался автор нравственного эстетического воспита­ния. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буква-рл, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического со­держания /буквари Василия Бурцева, 1633; Сямеона Полоцкого. 1679 и Кариона Истомина. 1694/; азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того азбуковники знакомили с филосовскими поня­тиями /существо, естество, качество п т.п./, сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной ис­тории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с до­вольно широким кругом проблем.


В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образования /1621 г. - лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640-е гг. - частная школа боярина Ф.Ртищева для молоднх дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. - школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. - государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел и др. Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной служ­бы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, окончив­шие Падуанский университет в Италии. Любопытно, что социальны состав учеников академии был неоднородным, здесь учились предста­вители всех сословий: от сыновей конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав. Кроме русских, были украинцы и белорусы, крещеные татары, молдоване, грузины, греки. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII и первой половине XVIII в.

Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось в основном духовным, средневековым по типу. В XVII в. научное знание сохраняло в России пре-НАУЧНЫЕимущественно практический, прикладной характер. ЗНАНИЯИнтенсификация торговли вызвала возрастание пот­ребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа "Цифирной счетной мудрости"1' - пособия по арифметике, которое можно было использовать в ка­честве самоучителя ;. первых печатных книг по математике, прибли­женных к .торговой практике /пособие для облегчения расчета торго­вых сделок "Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякия вещи"2'. В

п "Цифирью" в России называли индоарабские цифры /часто не сов­сем точно именуемые арабскими/. В русском быту XVII в. почти повсеместно употреблялась не "цифирь", а средневековая буквен­ная нумерация. Выражение "счетная мудрость" служило эквивален­том слова" арифметика".

г) В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспе­чивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей.


55


56


 


торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных спосо­бов, употребляемых в Западной Европе. С костяшками бусами, нани­занными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Со­ответствующие практические знания передавались чаще в устной, иногда письменной форме. /"Книга сошного письма" - о применении геометрии при измерении земельных площадей/.

Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVIII в., при строительных работах приме­няли разнообразные механизмы /водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п./. Механические приспособления были распространены и на первых русских плавильных мануфактурах /мельничные водяные колеса приводили в движение мо­лоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъем­ные механизмы и т.п./. Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опыт и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механике и другим наукам. Первой попыткой соединения теории и практики явил­ся рукописный "Устав ратных, пушечных и других дел" /1620/.

В русской медицине в XVII в. произошли значительные измене­ния. Продолжало развиваться народное целительство, народные вра­чеватели /"лечцы"/, обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные "Лечебники" и "Травники", обобщающие вековой опыт на­родной медицины. Одновременно в России закладывались основы госу­дарственной медицины: открывались первые аптеки, больницы1>. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта "Школа русских лека­рей" со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования не­которых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Ита­лии. По возвращении на родину получившие ученые степени доктора

1)В 1682 г. царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные "шпитальни" /больницы/ для лечения на полном пансионе "бедных, ученых и старых людей ... служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изу­вечены".


занимались не только практической медициной, но и создавали пер­вые научыне труды по медицине /Степан Кириллов, Петр Постников и др, /•

Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопле­ние качественных перемен в исторической мысли заметно уже в ис о-рико-публицистических произведениях первых десятилетий XVII з., посвященных событиям "смутного времени". При сохранении в целом провиденциалистского1) мировоззрения авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в хо­де событий. Так, князь И.М.Катырев-Ростовский в "Повести книги сея от прежних лет" /1626/ впервые дал словесные портреты и пси­хологические характеристики правителей России конца XVI - начала XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных опи­саний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья. Кроме того, авторы начала века уже ясно осознавали общественное значение исторического знания - служить поучением потомкам. Не случайно келарь /монах-эконом/ Троице-Сергиева мо­настыря Авраамии Палицын свой фундаментальный труд о событиях "смутного времени" назвал "Историей в память предыдущим родам" /1620/. В этом сочинении предпринята одна из первых в русской ис­ториографии попыток найти реальные причинно-следственные связл между событиями, хотя и он не избежал традиционных религиоз-но-провиденциалистских рассуждений о божьем наказании за грехи.

XVII в. был временем заката древней формы исторических про­изведений-летописей. К последним сочинениям этого жанра относятся "Новый летописец", содержавший официальное толкование событий Смуты;■ "Летопись о многих мятежах", освещавшая роль церкви в со­бытиях последнего столетия; "Раскольничья летопись", ставшая иде­ологическим оружием в руках противников церковной реформы; Си­бирские летописи /"Есиповская", "Строгановская"/, центральными героями- которых являлись Ермак и Строгановы. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. расширился слой как создателей, так и пот­ребителей исторических сочинений. С этим связано и появление пер­вого печатного исторического труда "Синопсиса" /греч. описание/ в

1)Проведенциализм /от лат. provldentla - проведение/ - теологи­ческое истолкование исторического процесса как осуществления божественного замысла.


57


58


 


1678 г. Его автор киевский монах Иннокентий Гизель излагал исто­рию Руси с древнейших времен с упором на единство судеб России и Украины, что было как бы ответом на воссоединение Украины с Рос­сией. "Синопсис" долгое время был единственным учебником русской истории.

Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова "Скифская история" /90-е гг. XVII в./, посвя­щенный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и по­пытку создания более широких картин исторического прошлого. Пере­мены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее "обмирщение", усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но при этом зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.

Осмысление событий смуты нач. XVII в. определило ОБЩЕСТВЕННАЯразвитие русской общественной мысли в первой по-МЫСЛЬ Иловине века, важнейшим явлением которой стал ПУБЛИЦИСТИКАбурный рост национального самосознания. Полити­ческие идеи и национальное чувство выражались такими анонимными публицистическими жанрами, как "прелестные" или "подметные" письма, "летучие листы - писания". Сжатые, но вырази­тельные, они хорошо служили политической агитации /"Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московс­ком", кон.1610 - нач.1611 г.; "Плач о пленении и конечном разоре­нии превысокого и пресветлейшего Московского государства", 1612. и др./. В связи с бурными событиями нач. XVII в. вновь обострился интерес русских публицистов к вопросу о характере власти, о роли и месте различных слоев господствующего класса в политической системе /"Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына и др./. Авторы этих сочинений единодушны в признании бо­жественной сущности царской власти и в том, что она является оп­лотом порядка в стране.

Во второй пловине века в условиях становления абсолютизма зак­ладывались основы его теоретического обоснования. С. Полоцкий1},

1) Симеон Полоцкий /С.Е.Петровский-Ситнианович, 16_29-80/ - бело­русский и русский церковный общественный деятель, . писатель и педагог. Приехал в Москву в 1664 г. Наставник царских детей. Один из авторов проекта Славяно-греко-латинской академии.


доказывая необходимость сосредоточения всей полноты государствен­ной власти в руках царя, указывал, что только единоличная власть способна навести порядок внутри страны, а также обеспечить реше­ние важнейших внешнеполитических задач. Ю.Крижанич" в пользу не­ограниченной монархии /"самовладстза"/ приводил такие доводы: "Во-первых, при самовладстве лучше... соблюдается всеобщая спра­ведливость. Во-вторых, при нем легче и лучше сохраняется покой и согласие в народе. В-третьих, этот способ /правления/ лучше обе­регает от опасностей. А четвертое и самое главное, самовладство подобно власти Божией". Закладывая основы идеологии "просвещенно­го абсолютизма", тем самым предвосхищая идеи просветителей XVIII в., С.Полоцкий в своих стихотворениях и проповедях рисовал иде­альный образ мудрого монарха, призванного распространять среди подданных просвещение, которое почитал средством не только исп­равления общественных нравов, но и разрешения всех внутренних проблем государства.

Представление о русской общественной мысли XVII в. было бы неполным без анализа общественных представлений низших слоев об­щества. Антифеодальными настроениями наполнены две псковские по­вести2 ', вышедшие из посадской среды. О характере общественного сознания крестьян дают некоторое представление "листы" /проклама­ции/ И.Болотникова и " прелестные письма" С.Разина. Крестьяне бо­ролись против феодалов и царской администрации, но не против ца­ря. Их наивный монархизм успешно поддерживался гибкой политикой властей, создававших иллюзию своеобразного "патриархального' де­мократизма" самодержавия. Всенародное признание монархии, базиру­ющееся на тезисе официальной идеологии о надклассовой сущности самодержавия, явилось ведущей идеей общественной мысли России XVII в.

В XVII в. в связи с увеличением значения в жизни общества мирских потребностей и интересов продолжался рост религиозного

Юрий Крижанич /ок.1616-83/ - писатель. По национальности-хор-ват. Прибыл в Москву в 1659 г. Сторонник идеи "славянского единства", главную роль в осуществлении которой отводил Рос­сии.

"Повесть о псковском разорении" /1608-11 гг./ и "Повесть о бе­дах и скорбех" /о событиях во всей России со смерти Ивана IV до 1625 г./.


59


60


 


индифферентизма.. Чтобы укрепить авторитет церкви, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковно-обрядовую реформу /1653-56/. Однако сама реформа, силовые методы ее проведения при­вели к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Раскол -сложное социально-религиозное явление, связанное с глубокими из­менениями народного сознания. Под знаком борьбы за "старую веру" собирались все, кто был недоволен изменениями условий жизни: пле­бейская часть духовенства, протетовавшая против роста феодально­го гнета со стороны церковной верхушки, и часть церковных иерар­хов, выступивших против централизаторских устремлений Никона. К расколу примкнули представители боярской аристократии, недоволь­ные усилением самодержавия /князья Хованские, сестры Соковнины -боярыня Морозова и княгиня Урусова" и др./; стрельцы, оттесняемые на второй план военными формированиями регулярного типа; купцы, напуганные ростом конкуренции предпринимателей-феодалов и засиль­ем иностранных негоциантов /при попустительстве властей/; посадс­кие люди и особенно крестьяне, связывавшие ухудшение своего поло­жения с отступлением от "древлего благочестия". Кроме того, цер­ковная реформа, проводившаяся по инициативе правительства, разны­ми слоями воспринималась как попытка незаконного вмешательства светской власти в интимную сферу духовной культуры. Социальная неоднородность, отсутствие единства целей среди участников движе­ния уже в первые десятилетия привели к его распаду на многочис­ленные толки и согласия /"поповщина", "беспоповщина", "капитонов-щина" и др./.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...