Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1 страница




СЕРИЯ

* ШКОЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ *

ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ

Для учащихся

ШКОЛ-ГИМНАЗИЙ И ЛИЦЕЕВ


ББК 63.3


учебная литература
Б --------------------




И8(03)

Редакционная коллегия:

Л.В.Шустрова, кандидат педагогических наук, /главный редак­тор/.

М. Г.Хломов, кандидат исторических наук, директор гуманитар­ного колледжа Института молодежи г.Москвы, /научный кон­сультант/.

Художник: В.Козлов

Автор: Т.И.Балакина, кандидат исторических наук.

В учебном пособии излагается обзорно история развития русс­кой культуры с древнейших времен до конца XIX века. В основе предлагаемого издания - курсы, читаемые автором в течение ряда лет в Московском государственном техническом универси­тете /МАТИ/, в Институте молодежи и в московских школах-гим­назиях.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...............................................................................  3

Культура русского средневековья

/IX - XVII вв./............................................. 6

Глава 1. Культура Древнерусского государства

/IX - нач. XII вв./......................................... 7

Глава 2. Расцвет культуры домонгольской Руси

/XII - 30-е годы XIII вв. /................................ 22

Глава 3. Русская культура 2-й половины

XII - XV вв................................................ 30

Глава 4. Русская культура на пороге нового

времени /кон. XV -XVI в. /............................. 43

Глава 5. Русская культура XVII в....................................... 52

Культура нового времени

/XVIII - нач. XX вв. /.......................................... 69

Глава 6. Преобразование Петра I в области

культуры /1-я четв. XVIII в. /.......................... 69

Глава 7. Борьба за культурное наследие пет­
ровской эпохи /2-я четв. XVIII в. /__________ 78

Заключение ............................................................................  83

Рекомендуемая литература.......................................................... 84


 


ISBN 5-86342-001-5 Издательство "Берегиня"


1


3


4


 


ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем начать изучение истории русской культуры, опреде­лим предмет, с которым познакомит вас предлагаемое пособие. Слово культура11 принадлежит, наверное, к числу наиболее часто втречаю-щихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Споры среди ученых вокруг понятия "культура" ведутся уже не одно столе­тие, но особенно они активизировались в последние десятилетия. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения этого феномена, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к по­ниманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связан­ного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По су­ществу, в понятие "культура" включают все, создаваемое трудом и творческой энергией человека средства труда, технические изобре­тения и научные открытия; язык, письменность и литература; рели­гиозные или атестические представления, норма морали и политичес­кие системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п./. Однако культура - это не только система ценностей /или со­вокупность достижений, но и динамичный процесс раскрытия и разви­тия способностей личности в ее сознательной деятельности в опре­деленном историческом контексте. Именно развитие человека, а так­же его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня кльтуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культур­ного прогресса являются цели, возможности и способы распростране­ния и использования культурных ценностей среди различных социаль­ных слоев.

Таким образом, культура - зто исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных челове-

п Культура - от лат. cultura - возделывание, воспитание, образо­вание, развитие, почитание.


ком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс само­реализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Иногда соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия ма­териальной и духовной культуры. Деление зто, однако, весьма ус­ловно. Возникшая на самых ранних стадиях развития общества куль­тура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вноси­ли и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Культура прошлого органически входит в жизнь современного челове­ка. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выра­жения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бы­тия в мире, и как мир, творимый человеком.

История культуры, понимаемая как целостная система, предпо­лагает комплексное изучение различных ее областей /науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др./ и выступает как синтезирующая дисциплина по от­ношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим от­дельные стороны историко-культурного процесса /искусствоведение, филология, этнология и др./. Предметом истории русской культуры -одной из составных частей мировой культуры - является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также вы­явление и исследование частных, национальных закономерностей раз­вития культуры и особенностей ее функционирования в данных исто­рических условиях. Но история культуры, в отличие от теоретичес­ких наук /философии, социологии/, изучает явления культуры в их конкретности - не только закономерные, но и случайные наряду с высочайшими взлетами творческого гения - повседневную жизнь обыч­ного человека и т.п.

Ограниченный обьем учебного пособия определил его компози­цию /чередование обобщенных, достаточно беглых характеристик от­дельных сфер культуры с небольшими очерками / и содержание /неко­торые стороны историко-культурного процесса, имеющие яркую специ­фику, вынужденно не рассматривались - быт и нравы, декоратив­но-прикладное искусство и др. /. Каждая глава пособия завершается вопросами и заданиями. Чтобы ответить на некоторые из них, необ-


5


6


 


ходимо не только обдумать прочитанное в предлагаемой книге, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной рабо­ты, сходить в музей, картинную галерею, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Таким образом, автор пособия рассчитывает не только помочь читателю сориентироваться в необоз­римом богатстве тысячелетней отечественной культуры, представив основные этапы, закономерности и особенности ее развития, но и пробудить глубокий интерес к каким-то явлениям культуры, твор­честву отдельных ее представителей.


КУЛЬТУРА РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ /IX-XVII вв./

Русское средневековье охватывает длительный период - со вре­мен Киевской Руси /IX в./ до XVII в, когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капи­талистического рынка. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского перио­да. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура пре­терпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особен­ности развития различных территорий, населенных восточными славя­нами, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, до­шедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее. К числу наиболее характерных черт средневековой культуры, вообще, и русской, в частности, относится сильное влияние религии на все ее сферы. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриар­хального и феодального, имела место и борьба двух форм религиоз­ного мировоззрения - языческого и христианского /период так назы­ваемого двоеверия/, что налагало печать противоречивости и двойс­твенности на всю русскую культуру на протяжении веков. Не менее существенными особенностями средневековой культуры являлись тра­диционализм и локальность /замкнутость/, которые вполне соответс­твовали господству консервативных форм хозяйствования основной массы населения Руси и разобщенности людей и земель, существовав­шей в условиях натурального хозяйства. Наконец, авторитарность мышления средневекового общества - черта, столь живучая в России и выходящая за хронологические рамки средневековья, в значитель­ной мере может быть связана с длительным господством внеэкономи­ческого принуждения /прежде всего в виде крепостного права/ в от­ношении основной массы населения. Существенными чертами средневе­кового искусства, в основном, обслуживающего религиозные потреб­ности общества, были преимущественное следование канону и импер-сональность.


7


8


 


Глава 1.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА /IX-нач.ХН вв./

Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. В VI-VIII вв. в усло­виях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских /поляне, древляне, северяне, кри­вичи, вятичи и др./ и некоторых неславянских племен /весь, меря, мурома, чудь/, завершившийся образованием Древнерусского госу­дарства - Киевская Русь /IX в./. Будучи одним из крупнейших госу­дарств средневековой Европы оно простиралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток -от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византи­ей, Западной Европой и Арабским Востоком. Но взаимодействие куль­тур не сводилось к рабскому подражанию или механическому соедине­нию разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным по­тенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияния извне, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский истори­ко-культурный ландшафт и породило "вселенскость" как характерней­шую черту русской культуры. В результате объединения восточносла­вянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, об­ладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явив­шаяся колыбелью трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

Высокий уровень образно-поэтического, иррацио-

% СЛАВЯНСКОЕ    нального мировосприятия сложился у восточных

ЯЗЫЧЕСТВО     славян в "дописьменный" период, в эпоху язычест-

ва. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов пер­вобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язы­чество" - условный, его используют для обозначения того многооб­разного круга явлений /анимизм, магия, пандемонизм, тотемизм и др. /, которые входят в понятие ранние формы религии. Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский ав­тор "Слова об идолах" /XII в./ выделил три основные этапа разви­тия славянского язычества. На первом они "клали требы /жертвы/


упырям и берегиням", т.е. поклонялись злым и добрым духам, управ­лявшим стихиями /водными источниками, лесами и т.п./. Это дуалис­тический анимизм1) глубокой древности, когда люди верили, что бо­жество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют бессмертную душу. На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б.А.Рыбако­ва, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних. Род, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связа­ны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода за­висел урожай, недаром в восточнославянских языках слово у р о д употреблялось в значении урожай. Праздник Рода и рожаниц -это праздник урожая. По представлениям славян. Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др. Отмечая особое значение культа Рода, автор "Слова об идолах" сопоставлял его с культами Осириса2 > и Артемиды3>. С основанием в Киеве единого пантеона языческих богов, а также во времена двое­верия, значение Рода снизилось - он стал покровителем семьи, до­ма. На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился госу­дарственный культ княжеско-дружинного бога войны, который перво­начально почитался богом грозы.

Кроме упомянутых, на разных этапах развития язычества у сла­вян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуно-во время были Сварог /бог неба и небесного огня/, его сыновья -Сварожич /бог земного огня/ и Даждьбог /бог солнца и света, пода­тель всех благ/, а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другие имена - Ярило. Хоре. Имена некоторых богов связы­вают с почитанием солнца в разные времена года /Коляда, Купало, Ярило/. Стрибог считался богом воздушных стихий /ветра, бурь и т.д./. Белее /Волос/ являлся покровителем скота и богом богатс­тва, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатс­твом. В дружинной среде Белее, считался богом музыки и песен,

Анимизм /от лат. anima, animus -душа, дух/ - вера в души и ду­хов".

Осирис /Озирис/ - древнеегипетский бог умирающей и воскресаю­щей природы.

Артемида - древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь Зевса.


9


10


 


покровителем искусства, недаром в "Слове о полку Игореве" леген­дарный певец Боян назван велесовым внуком. Вообще культ Велеса был необычайно распространен во всех славянских землях: судя по летописи, его именем клялась вся Русь. По народным представлени­ям, спутницей Велеса была богиня Мокошь /Мокоша, Мокша/, как-то связанная с овцеводством, а также являвшаяся богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Еще долгое время после принятия христианства русские женщины почитали свою языческую покровительницу. Об этом свидетельствует один из воп­росников ХУ1 в., в соответствии с которым священник на исповеди должен был спрашивать прихожанок: "Не ходила ли еси к Мокоше?".

Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам /первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, а в каких - то случаях живых людей и даже детей/.

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич1) в 980 г. попытался ре­формировать язычество, придав ему черты монотеистической2' рели­гии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почи­таемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских, персидских - Хоре, финно-угорская /?/ -Мокошь. Первенство в ие­рархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Состав киевского панте­она раскрывает цели реформы - укрепление центральной власти, кон­солидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать еди­ную религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способство­вало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социальнополитической сфере.

п Владимир I Святославич /? - 1015/ - с 969 г. князь новгородс­кий, с 980 г. - великий князь киевский.

Z) Монотеизм /от греч. monos -один, единственный и theos - бог/-единобожие


Языческое мировоззрение нашло свое художествен-ФОЛЬКЛОРное выражение в народном творчестве еще в дох­ристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и ис­кусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домон­гольский период способствовало "обрусению" византийских художест­венных норм и таким образом созданию самобытной культуры средне­вековой Руси.

С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания /охотничьи, пастушеские, земледельческие/; пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представле­ний; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим ка­лендарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко,богатыря­ми начали складываться в X-XI вв. В них по-своему выразилось об­щественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравс­твенные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. Устное народное творчество явилось неисчерпа­емым источником образов и сюжетов, веками питающим русскую сло­весность.

Дохристианская Русь в области материальной куль-ПРИНЯТИЕтуры, в сфере религиозных /языческих/ представ-ХРИСТИАНСТВАлений. в многоликой стихии народного творчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой к восприятию новых идей /в виде сложнейшей концепции христианского вероучения/ и образно-худо­жественного мышления, присущего византийской культуре. Поэтому вполне закономерным выглядит второй шаг Владимира Святославича в области религиозных преобразований. Согласно летописи, в 988 г. киевский князь, увидев "заблуждение язычества", оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеисти­ческих религий выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского кага-


11


12


 


ната. католицизма "из немцев" и православия из Византии, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или иного вероисповедания. Интересно, что ре­шающим доказательством истинности веры русские послы сочли красо­ту. "Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богос­лужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той", - рассказывали посланцы Владимиру о своем посещении Софийскего собора Константинополя. Так якобы была решена истори­ческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это опре­делило ее вхождение в систему связей и взаимодействий, сложивших­ся на православном Востоке.

Легендарный рассказ летописи, конечно, нуждается в коммента­риях. Совершенно очевидно, что христианизация Руси не могла быть единовременным событием. Этот сложный процесс продолжался веками, причем начался он значительно раньше реформы Владимира. Достаточ­но широко в литературе бытует мнение / в значительной мере осно­ванное на рассказе Никоновской летописи/, что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в Киеве еще в 860-е годы и что первыми русскими князьями-христианами были Дир и Аскольд. Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли, яркое тому свиде­тельство, например, крещение княгини Ольги.Кроме того, по меньшей мере столетием ранее второго, Владимирова, крещения Русь имела связи с христианской Болгарией времен Симеона /864?-928г./ и, возможно, с Великоморавской державой, где болгарские просветители и миссионеры Кирилл и Мефодий в 869 /870?/г. организовали сла­вянскую церковь. Есть основания предполагать, что более ранним и при этом довольно значительным могло быть болгарское, а не прямое византийское влияние. Накануне второго крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Симеоновская Болгария - текс­ты Священного писания на церковнославянском языке, богословские сочинения солунских братьев и пр. /об этом есть упоминание и в русской летописи/. Прямое же восприятие византийской христианской культуры вследствие реформы Владимира было уже вторичным. Кроме того, надо иметь в виду, что и после 988 г. утверждение христиан­ства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси происходило в


течение долгого времени и совсем не просто - иногда силой, а за­частую. приспосабливаясь к языческому мировоззрению.

С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христи­анство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреп­лению монархической государственности. Религия, имеющая космопо­литический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздейс­твие на процесс формирования древнерусской народности.

Письменность у восточных славян возникла из пот-ПИСЬМЕННОСТЬ  ребностей социального развития в эпоху формиро-И ПРОСВЕЩЕНИЕ  вания феодальных отношений и становления госу­дарственности.

О наличии письменности у восточных славян дохристианской по­ры сообщают арабские и немецкие источники X в. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о "русских письменах", полу­ченных одним из кавказских царей. Археологические данные свиде­тельствуют об использовании письменности и для бытовых целей: в Гнездовских курганах у села Гнездово к югу от Смоленска найден глиняный сосуд с надписью, датированной по крайней мере серединой X в.

Черноризец Храбр в сказании "О письменах" /рубеж IX-X вв./ отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "чер­ты" и "резы" /несохранившееся пиктографическое, т.е. рисунчатое письмо/, при помощи которых "чтаху и гадаху" /читали и гадали/. Так как область применения такого письма весьма ограничена /ка­лендарные знаки, знаки собственности и т.п./, для записи сложных текстов славяне использовали так называемую "протокириллицу" /за­пись славянских слов с помощью греческого алфавита/.

Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссио­неры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально во 2-й половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наи­большее распространение. Принятие православия, допускающего бо-


13


14


 


гослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности. Грамотность была широко распространена не только среди феодалов и служителей культа, но среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити1> на сте­нах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей",были созданы первые школы для девочек.

Острая публицистичность древнерусской литературы ОБЩЕСТВЕННО-позволяет рассматривать многие литературные про-ПОЛИТИЧЕСКАЯизведения одновременно как памятники обществен-МЫСЛЪ И ЛИТЕ-но-политической мысли. Ведущим жанром формирую-РАТУРАщейся русской литературы было летописание. Наи­более значительным памятником в этом жанре явля­ется "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево - Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "Се повести временных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". В основу "По­вести" легли летописные своды XI. не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник и пр.Летопись наряду с погодными записями сведений о важнейших политических событиях содержит много поэти­ческих легенд и преданий: о призвании варягов, о походах Олега на Царьград и против хазар, о мести древлянам княгини Ольги за смерть Игоря и др. Происхождение Древнерусского государства и княжеской династии дано на фоне всемирной истории. Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного византийско-славянского наследия явились важнейшими предпосылками появления у наших пред­ков интереса к истории, а значит и формирования литературно-исто­рического жанра - летописи, которая явилась самобытной формой ли­тературного произведения, возникшей на русской земле, в специфи­ческих условиях и не имеющей прямых аналогов в византийской и болгарской культуре.

п Граффити /от ит.graffiti -нацарапанный/ - древние надписи гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зда­ний и пр.


Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 гг. Сочинение Илариона - это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский "закон" /десять заповедей, полученных Моисеем/, затем через евангельскую, христианскую Благодать и Истину" /данные Ии­сусом Христом/ и, наконец, достигнув Русской земли, рассеяло "ть­му идольскую", за что автор возносит похвалу Владимиру Святосла­вичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей. Богословское сочинение, созданное древнерусским автором, отлича­лось от старого канона1' Иоанна Дамаскина2' практичностью и исто­ризмом. Используя форму церковной проповеди. Иларион вышел за рамки традиционной теологии и создал политический трактат, подни­мавший важнейшие политические проблемы, связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией, с принятием христианства и с расцветом государственности в правление Ярослава Мудрого. Необходимо отметить еще одну особенность, присущую русс­кой богословской мысли - символизм / использование метода симво­лического истолкования неясных мест в священных текстах/.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...