Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Земля – кормилица, земля – источник конфликтов




1.Богатые и бедные – кто сильнее

Развитие земледелия и скотоводства, торговли, приток переселенцев, способствовавших становлению и развитию новых для Горного Алтая отраслей хозяйства и отношений, не мог не сказаться на дальнейшем расслоении населения. Мы рассмотрим с вами это на примере событий в Чемале.

Село Чемал прекратило выдавать приговоры еще в 80-е годы 19 в. Еще в 1855 году селу была отрезана определенная земельная дача по распоряжению Горного Правления Алтайского округа. С того времени население села сильно выросло, и появился недостаток удобных земель. Поэтому приемка новых жителей была прекращена. Чемальское общество в 90-е годы 19 в. представляло собой две группы, интересы которых были разными. Одну группу составляли «богатые», к которым принадлежали инородцы Кокшинской управы и др., несколько семей проживающих в Чемале русских крестьян, например, Заиграевы. Сюда же относили несколько семей новокрещенных, более других «обрусевших» и разбогатевших. К другой группе - остальная масса новокрещенных, так называемых «бесконные». Представители первой группы захватили в свое пользование большее количество земель, причем лучших, еще не выпахавшихся. На долю без конных, т.е. держащих немного скота, в частности имеющих мало лошадей, осталось так мало земли, что некоторым и нечего пахать. Это привело к натянутым отношениям между представителями групп. Первым выступил на защиту «бесконных» иеромонах от. Иоанн, по настоянию которого обществом была отведена пашня для «бесконных». Это был участок версты на две ближайших земель по Катуни до границы деревни Эликмонар. Богатые не имели права сюда заезжать, в их распоряжении находились дальние пашни. Для обработки земли «бесконным» выезжало «все общество». Через несколько лет богатые вновь захватили ближние земли. Это произошло потому, что они покупали у бесконных землю «за пудовку-две хлеба», которого им не хватало до нового урожая. Тогда был произведен второй раз выдел особого участка для безконных. К прежним землям присоединена полоса за рекой Катунью напротив селения. Но через некоторое время вновь возник вопрос о переделе. Особенно обострились отношения весной 1897 года, когда бесконные требовали передела не только пахотных, но и всех земель, а богатые противились этому. Как ты думаешь, решился вопрос?

Вместе, но как?

Появление переселенцев в Горном Алтае привело к конфликтам из-за пользования землей.

До шестидесятых годов 19 в. между жителями Верхнего Уймона, Усть-Коксы и окрестными инородцами не возникало недоразумений и столкновений из-за пользования землей. Затем начинаются выселения заимками на земли, занятые алтайцами. Из Верхнего Уймона выделились заимки, некоторые потом стали деревнями: Горбунова, Терехта, Бузулай, заимки по реч. Песчаная, Щелкина, Гагарка и др., заимки Чернова, Сыксабай и Сугаш; из Усть-Коксы - Красноярка, Тюгурюк, Власьевка, Каптанак, Огнева, Баштала и Кастахта. На почве захвата этими заимками-поселками земель и возникают между оседлыми инородцами и алтайцами противоречия, носящие в одних случаях весьма острый и тяжелый характер, в других «благодаря мягкому уступчивому характеру калмык», они легко улаживаются и затихают.

Вся местность, лежащая по левую сторону реки Катуни между речками Терехтой и Кастахтой в их верховьях, носила название Четь-лес. Здесь проживало 32 хозяйства алтайцев – кочевников. Каждая семья зимовала отдельно по речкам, а на лето все собирались на Четь, где жили вместе. Все 32 аила загораживали общими усилиями одностороннюю поскотину, отделяющую от Чети белки, где пасся скот. В нижней части долины Кастахты и Терехты городили поскотину жители Усть-Коксы и В.Уймона, защищая посевы. В 1885 году жители В.Уймона силою разломали поскотину алтайцев и посеяли на их пашнях. Сами оседлые инородцы объясняли все просто. Уймонские пашни находились значительно ниже, на открытом месте, поэтому в середине 80-х гг. посевы несколько раз подвергались вымерзанию. Алтайские пашни, хорошо защищенные с севера горами, этому не подвергались. Это привело к захвату их земель. Серьезное столкновение было улажено при участии земского заседателя. Поскотина алтайцев была отнесена выше прежней. Местность, занятая деревней Горбуновой, признана принадлежащей алтайцам. Ни горбуновцы не двинулись с места, ни захваты не прекратились. Позднее к четинцам переселился инородец из русских деревни Усть-Коксы. Он захватил не только земли, принадлежащие алтайцам, но и сжег 160 сажень поскотины алтайцев, его сын обрезал одному алтайцу косу, что считалось весьма оскорбительным и т.д. Суд инородцев В.Уймонской управы приговорил его к уплате за косу 3 рублей, а за сожженную поскотину обязал загородить 80 сажень. Он ничего не сделал и захватил не менее 15 десятин пашни и продавал переселенцам не менее 300 копен сена.

Причины конфликтов

Непростые, напряженные отношения между русским населением переселенческих поселков и алтайцами объясняются неопределенным положением самих поселков и невыясненностью их прав на занимаемые земли Границы земельных владений неопределены. Земли, предоставленные под заселение переселенцев и бывшие ранее в пользовании алтайцев, не были изъяты из их пользования. Поэтому занятие их земель русскими пришельцами носило черты самовольства. И если эти столкновения не принимали слишком резкого характера, то это объясняли мягкостью и уступчивостью характера алтайцев. Встречаясь с самоуправством, захватом и насилием переселенцев, алтайцы в большинстве случаев, сделав несколько попыток пожаловаться и найти защиту у администрации, и не найдя ее, уходили от новых соседей дальше и этим предупреждали кровавые столкновения.

Поселение на р. Теньге так и не образовалось. В 1878 году здесь было поселено несколько семей крестьян. Проживши на новом месте года два, переселенцы выселились, побросав свои избы, которые были уничтожены алтайцами. Крестьяне ближайшего переселенческого пункта считают, что их выжили алтайцы, которые табунами вытаптывали их посевы. Может быть, причиной стали ранние заморозки, не дававшие достаточного урожая.

Миссионерские селения

Вспомни, когда возникли в Горном Алтае миссионерские селения? Назови причины их возникновения. Чем они отличались от русских поселений?

История возникновения миссионерских селений имеет много общего. К основному ядру, основавшему поселение, начинают стягиваться новые элементы: алтайцы, переходящие в православие, оседлые инородцы, русские крестьяне и мещане. Первоначально поставленный в таких пунктах крест заменяется молитвенным домом, который через некоторое время уступает место церкви, появляется школа.

 Миссионерские селения возникали и во второй половине 19 в. Чаще всего основателями новых селений к концу 19 в. были выходцы из других миссионерских селений. Часть населения в миссионерских селениях представляла была очень подвижной, переходящей из одного селения в другое. Некоторые считают причиной такой подвижности трудность перехода сразу к оседлому образу жизни. В миссионерских селениях платежи выше, чем у алтайцев, которые остаются жить по урочищам. Переход в новое, только что возникшее селение являлся одним из средств уменьшения размера податной тяготы, лежащей на новокрещенных Южного Алтая. Пока еще разрастется новое селение, и осложнятся общественные отношения настолько, что возрастут общественные повинности, можно жить почти на таких же условиях, как и кочевники. Крещеные алтайцы продолжали, пользоваться всеми правами: они по-прежнему могли селиться, где считали удобным для себя, пользоваться землей в любой форме. Образование миссионерских селений вносило изменения и в земельные отношения кочевых алтайцев. Земля, занятая миссионерским поселением, фактически отчуждалась из пользования остального населения.

Каждый новокрещенный имел право селиться в любом стойбище или миссионерском селении. Но для поселения в миссионерском селении необходимо согласие отца миссионера. Если есть «благословение» священника, он может селиться, если даже общество и будет против.

Тем же правом пользуется и алтаец-язычник, т.е. он может поселиться в данном селении. На практике такое случается редко.Селятся те, кто решил креститься. Объясняется это не отчужденностью новокрещенных от остального алтайского населения, а тем, что язычникам, живущим в православном селении, не разрешается совершать своих молений.

Когда новокрещенный поселяется среди язычников или остается жить на прежнем месте - это вызывает недоразумения и неприятности. Новокрещенный стесняет своим присутствием всех остальных язычников, т.к. они уже не могут совершать своих молений ближе 5 верст от места жительства новокрещенного.

Переселяющиеся в миссионерские селения крестьяне и оседлые инородцы оформляют свое положение «условными приговорами» с жителями. В некоторых случаях назначается время для того, чтобы можно было познакомиться с припущенником (переселившиеся с согласия жителей миссионерских селений оседлые инородцы и крестьяне). Поэтому с него берется подписка, что он обязуется беспрекословно подчиниться требованию жителей о выселении. Выдача приговоров сопровождается некоторой платой. Размер платы не установлен и в каждом конкретном случае жители решают сами, сколько и куда направить полученные средства. Например, в 1897 году жители Александровки приняли на 3 года крестьянина деревни Каменки за 10 рублей, передав эту сумму на нужды церкви. Все временно принятые платят сельские и церковные сборы, участвуют наравне с жителями в несении дорожной повинности. Они пользуются всеми земельными угодьями наравне с местными жителями. Обычно конфликтов не возникает, пока припущенники платят повинности или не начинают теснить инородцев.

Бывают припущенники и другого типа. В 1889 году в селение Эдиган 1 алтайской дючины прибыл солдат из крестьян Алтайской волости д.Шебалино и поселился здесь по благословению Чемальского священника. Общество приняло его и выдало обычный приговор. К Шадрину стали приселяться другие крестьяне из той же деревни и переселенческого поселка Туекта – всего 8 семей крестьян. Четверо из них обратились в Главное Управление Алтайского округа с просьбой о причислении их к Эдиганскому обществу и представили приемный приговор. Управление согласилось, но Казенная палата отказала просителям.. Тогда крестьяне решили утвердиться в селении на праве аренды, о чем и хлопочут. Один из них даже уже внес зайсану Сарбысакову 6 рублей за самовольно занятые земли, согласно предписанию помощника алтайского заседателя. Жители Эдигана утверждают, что приговор они давали только Шадрину, другим же его выдал без их ведома Чемальский сельский староста. Отношения между крестьянами и новокрещенными осложнились. Демичи официально заявил, что ежегодно при сенокошении между той и другой стороной дело доходит до открытых столкновений и угроз пустить в дело литовки. Причиной таких отношений может быть и такой факт: раньше крестьяне платили в доход общества 3 рубля с семьи, став арендаторами, от этого платежа отказались.

Вопросы и задания: Каковы причины конфликта в Чемале? Почему через несколько лет вновь необходимо решать вопрос о земле для «бесконных»? Какой путь решения конфликта можешь преложить ты? Приведи убедительные факты в его реальности. Кто у тебя вызывает больше сочувствия? Почему?

Назовите причины конфликтов Уймонской долине? Чем они отличаются от конфликта в Чемале? Какой путь (пути) решения данного конфликта? Могли ли его решить сами жители района?

Чем отличались миссинерские поселения от других в Горном Алтае? Кто такие припущенники? Почему существовали конфликты в этих селениях?

Как эти конфликты сказывались на жизни населения Горного Алтая?

 

Дополнительный материал: Приговор, выданный обществом новокрещенных с. Александровского 1 алтайской дючины: « мы, нижеподписавшиеся, 1896 г. мая 11 дня, обсудили принять в число общественников в наше селение Александровку инородца Кокш.упр. Бийск.окр. Макара Алексеева Козлова. Означенный Козлов должен все отбывать натуральн. Повинности по сельск. Обществу. Срок проживания Козлову должен быть не менее, как на 3 года, а далее будет усмотрено нами – на каких условиях согласны будем держать его. В том прилагаем тамги. На подлинном» и проч. Печать зайсана. 

 

§ 27-28. Общественно-административное устройство

 

Вспомните, на какие административные единицы был разделен Горный Алтай в 1 пол.19 в. Что из себя представляла дючина? Чем отличалась волость от дючины? Как они управлялись? В чем отличие между ними?

 Что же изменилось во 2 пол.19 в.?

1.Административное деление

Вся территория Горного Алтая по-прежнему делилась на дючины и волости.Каждая дючина делилась на несколько арманов, управляемых демичи. Кто такие демичи? Какие функции они выполняли? Каждый арман должен был состоять приблизительно из сотни домохозяев. Если число их уменьшалось, то он присоединялся к другому арману под управлением общего демичи. Демичи выполнял следующие обязанности: сбор податей, суд по делам, входившим в область юрисдикции обычного права, иногда выполнял обязанности помощника зайсана. Демичи чаще избирались из определенных сеоков. Так, в 1 дючине к концу 19 в. два сеока – чапты и юлюб настолько уменьшились, что их соединили в один арман, и они выбирали одного демичи. В Чуйских волостях была должность башко - почти тоже, что и демичи.

Низшая должность - шуленга выполнял полицейские функции, соответствовала в русских селениях сотскому или десятскому.

В каждом миссионерском селении был старшина. Дючины и волости не имели определенной территории, и в каждой речной долине можно было найти несколько аилов, в которых проживали представители нескольких дючин и волостей. Некоторое исключение составляли черневые волости (Какие районы занимали черневые волости? Какие сеоки проживали на этой территории?) и 1 алтайская дючина, жившие более обособленно.

Крестьянское население делится на волости, волости на сельские общества. Часто сельское общество состояло не из одной, а нескольких деревень.

2. Изменения составе дючин

Идет процесс обособления дючин. Первыми обособились черневые волости, где более развита оседлая жизнь.

 Несмотря на осознание своего единства, 1 дючина почти отделилась в конце 19 века от остальных. Члены ее жили в определенной местности и встречались в других пунктах очень редко и чаще как временно приехавшие. Они почти не участвовали в народных съездах, на которые собирались представители других дючин, отказывались выполнять многие повинности, лежащие на других дючинах и т.д. Такой же процесс только менее выраженный наблюдался и во второй дючине. 

Около 1896 года 2 дючина совсем отделилась и образовала свое родовое управление в Усть-Кане. В следующем году вновь присоединилась к 3 и 4 дючинам, чтобы затем отделиться и открыть родовое управление в урочище Ябоган. Временное объединение произошло из-за того, что не могли найти писаря.

Чуйские волости представляли собой одно родовое управление, центр которого находился в Кош - Агаче. В последние годы 19 в. администрация сочла нужным разделить родовое управление на два, из которых одно находится в урочище Курай, другое в Чибите.

 

3.Управление волостями и дючинами

     В 1880 году во главе волостей и дючин были поставлены старшины и их помощники на выборных началах.

Было предписано называть в официальных бумагах зайсанов родовыми старостами, а демичей - помощниками старост, причем число демичей не должно быть более двух для каждой дючины. Инородцы увидели в этом попытку обращения их в православие. Зайсаны 2, 5, 6, 7 дючин ходатайствовали об оставлении им звания зайсанов и демичей и о разрешении не сокращать число последних. Основным аргументом, который они выдвигали, что при переходе в российское подданство им «дано было звание зайсанов и демичей», а сокращение числа демичей приведет к замедлению сбора ясака и путаницу в других делах.

Ходатайство их не имело успеха. Но на практике установился компромисс между старым и новым порядком. Избирая зайсана на три года, инородцы по истечении срока вновь избирали его же и так до смерти или пока он сам не откажется. Тогда избирали кого-нибудь из его родственников. Если администрация не утверждала вновь избранного зайсана, то алтайцы избирали из этого же сеока другого, но он считался избранным не по праву рождения. В официальных бумагах они назывались согласно требованию - старостами, в отношениях с народом носят прежние названия – зайсана.

Зайсан получал жалование от 60 до 80 рублей в год. Сверх того «по древнему обычаю», ему дючина давала одного или двух работников – ярчи. По их мнению, зайсан занятый общественной работой не имеет времени для своего хозяйства, даются ярчи и другим должностным лицам. Прочитай документ после параграфа.

 По распоряжению администрации, зайсаны избирались на 3 года, демичи на 1 год. Они могли быть сменены администрацией.

У алтайцев сеоки, из которых избирают зайсанов, не составляют аристократии и ничем не выделяются среди остальных. Сын или брат зайсана не пользуются никакими привилегиями.

.4.Судебные дела

     Зайсаны и демичи разбирали спорные дела и различные правонарушения. Небольшие проступки разбирал один зайсан или демичи. Более важные дела решал съезд демичи вместе с зайсаном. Преступления – драки, оскорбления, тяжбы имущественные, возникающие из-за задолженности алтайцев русским и невозвращение калыма после расторжения брака, и кражи, включая конокрадство. За все эти преступления алтайцы знали три вида наказаний: вознаграждение потерпевшего или возмещение понесенных им убытков; штраф в пользу общества «за беспокойство» и розги, употреблявщиеся «в качестве домашнего исправления, по обычаям нашего народа». Арест алтайцам неизвестен и они применяли его только по требованию русской администрации.

За повторение преступлений более трех раз, виновные заключались в тюрьму. Затем осужденных высылали в Иркутскую и Енисейскую губернии, т.е. алтайцы, по вынесенному приговору, отдавали их в руки правительства. Это результат русского влияния, т.к.ранее тюрем не было. Приговор 5, 6, 7 дючины по поводу конокрадства «… имели суждение о том, что среди нашего кочевого и оседлого населения бывают частовременные кражи разного рода скота и проч. Дабы прекратить дальнейшую эту кражу среди нашего населения, мы со всеобщего нашего согласия постановили: если кто из рода нашего кочевого, а также оседлого населения будет преследован в какой бы то ни было краже до трех раз и за таковую был подвергнут законной ответственности инородческим судом, и в случае после этого будет уже, если преследован в краже, в четвертый раз, то за подобный неоднократный поступок заключить то лицо на время в тюрьму и на содержание отпускать из общественного капитала кормовые деньги, а затем ссылать на житье в Иркутскую и Енисейскую губернии». Приговор 3 марта 1896 года. № 3.

Решение зайсана или съезда демичей можно было обжаловать у алтайского отдельного заседателя или в Бийском полицейском управлении. Срок подачи – месяц.

Ведению обычного суда подлежат бракоразводные дела и нарушения крещеными инородцами церковных постановлений: употребление лошадиного мяса, камлание и др

    5. Калан

 Дела, касающиеся всего народа, например, об упорядочении орехового или звериного промысла, о раскладке различных сборов, судебные дела и т.д. – решались народным съездом – каланом, на который собирались зайсаны, демичи и наиболее влиятельные хозяева всех дючин. Иногда съезжалось до 200 человек, хотя 1 дючина редко посылала своего представителя на съезд, но решение его обязательно и для нее. В последнее десятилетие 19 в. отмечалось стремление заменить общий народный съезд частичным, на который съезжаются представители только непосредственно заинтересованные в предстоящих решениях калана дючин. 

. 6.Повинности

Денежные повинности алтайцев-кочевников разделяются, как и у оседлого населения, на окладные и неокладные. К первым относится ясак – исчисляется рухлядью – белками и соболями, но взимаемый деньгами – 1 рублю 43 копейки с ревизской души. Подушная подать – по 29 коп. с ревизской души. Губернского земского сбора 13,5 коп. с ревизской души и частной волостной повинности по 32,5 коп. с ревизской души. Что вместе составляет на душу окладных платежей 2 рубля 20 коп.

К неокладным сборам относятся: на содержание земской гоньбы, земских квартир, церковные сборы и проч. Распределение их между группами кочевого населения производится не одновременно, не на основании одних и тех же руководящих принципов.

Всего в 1896 году было исчислено окладной суммы на население 7 дючин 10429 рублей 79 копеек. По разрядам платежей она распределилась следующим образом:

Ясака                                                                    8530 руб. 97 коп.

Подушной подати                                                  715 руб. 14 коп.

Губернского земского сбора                                  382 руб. 23 коп.

Частных волостных сборов                                    801 руб. 45 коп.

В 4-х черневых и в 2-х Чуйских волостях делопроизводство находилось в таком плохом состоянии, что трудно было его обобщить, чтобы составить представление о размерах платы в целом.

Об окладных сборах в Кержецкой волости нет данных ни за 1897 год, ни за предыдущие годы.

Окладные листы составлялись казенной палатой на каждую волость или дючину. Разверстка в 7 дючинах производилась на съезде от всех дючин зайсанов, демичей, шуленг, почетных лиц и выборных от народа, при чем каждая дючина производила разверстку окладных сборов – «калан» – независимо от других. После того как 1 дючина стала обособляться, она не присылала своих представителей на общие съезды, а производила разверстку у себя, в селе Александровском. Отдельно по волостям на Чуе и в черне, где 2 волости – Кузенская и Южская имеют общее родовое управление в селе Паспаул. Но разверстка и здесь производилась представителями каждой волости особо.

 7.Распределение повинностей

     Предварительная разверстка производилась должностными лицами и некоторыми почетными стариками, имеющими значительное влияние среди своих соплеменников. Для этой предварительной разверстки съезд не созывался, а делалось это во время каких-нибудь сборов алтайцев в летнее время по самым разнообразным случаям – от приезда какого-нибудь начальства и до совершения языческих молений. Писарь при этом читал окладный лист, демичи (на Чуе «башко»), при участии остальных присутствующих, подсчитывали число годных работников у каждого из них. Из списка исключались должностные лица, калеки, неспособные к труду, самые бедные и др. Затем окладную сумму делили на оставшееся число работников. Сюда же присоединяли и суммы, идущие на содержание родового управления сверх указанной в окладном листе. К раскладке привлекались все алтайцы податного возраста. Податным возрастом признавались в дючинах мужчины от 18 до 55 лет. В черневых волостях мужчины от 16 до 50 лет.

Затем назначался настоящий съезд для разверстки. На него являлись, кроме должностных лиц родового управления и почетных стариков, и платящие подати алтайцы. Число их было различным, но не менее половины всех плательщиков каждой дючины или волости. Съезду предъявлялся проект разверстки, который им проверялся и утверждался, после внесения изменений и поправок. К окладной сумме и сумме волостных расходов присоединялись и некоторые другие, представление о которых дает приговор от 9 июля 1897 года, составленный 7 алтайской дючиной. «… на 1896 год ясака по окладному листу назначено 575 руб. 90 коп. К тому причисляются общественных сборов: жалования родовому старосте, по примере прежних лет, 50 руб., его помощникам – 40 руб., сотнику при управлении – 20 руб., толмачу – 25 руб., рассыльному при г. Алтайском отдельном заседателе – 30 руб., оспопрививателю –40 руб., жалования казначею 5 руб., на разъезды нашим родовичам и необходимые расходы при проездах разных чиновников – 100 руб., на запас общества при сборах в течение всего года – 100 руб., на канцелярские расходы – 40 руб., жалования письмоводителю при родовом управлении – 117 руб., а всего тысячу сто сорок два рубля девяносто копеек (1142 руб. 90 коп.), каковую сумму мы единогласно постановили: расположить на все наличное количество платежных душ нашей дючины, т.к. число последних с точностью неизвестно, то в примерном количестве. С некрещеных по 3 рубля и 3 белки. А с крещеных по 3 рубля с человека. Учет душ сделать демичами при наступлении времени для сбора калана (ясака). Подлежащие деньги сдать в казначейство, назначенные на общественные расходы употребить по назначению и тогда сделать учет. В том на подлинном 143 человека калмыков приложили тамги. Демичи …» подписи 5 демичи и родового старосты.     

Раскладка уравнительная. Разница в платежах, крещенные – некрещеные, объясняется тем, что крещеные несли платежи по содержанию сельского управления, церквей и др., которые неизвестны жителям дючин.

В Чуйской волости иная разверстка. Все включенные в разверстку души распределялись по разрядам. На низший разряд назначался оклад 1 рубль, на 2 – 2 рубля, на 3 – 3 рубля и т. д. до 11, размер оклада для которого 8 рублей. Основанием для распределения по разрядам служила общая состоятельность аилов, число годных душ, количество неработников и т.д.

Поразрядная раскладка практиковалась и в черневых волостях. С молодых людей, которые первый раз должны платить подать, её взимают в уменьшенном размере по 1 рублю, на второй год по 2 рубля 50 копеек. То же самое наблюдалось в 1 дючине: с «негодных», т.е. первых два года уплачивающих подать, взимают по 2 рубля, а со всех остальных по 2 рубля 50 копеек.  

Осенью, когда народ возвращался с промыслов домой, демичи и башко, а также шуленги и кунди отправлялись по стойбищам для взыскания подати. То, что алтайцы одной дючины не проживали совместно, накладывало трудности в сборе податей. Собранные деньги съезд поручал зайсану или одному из демичи сдать в г. Бийск в казначейство, при чем часть окладной суммы сдавалась пушниной. Черневые волости всю сумму платили деньгами.

Алтайцы пытались хоть часть подати уплатить рухлядью. В этом они видят главный признак своего кочевого состояния, а в переходе к денежной подати усматривали начало обращения их в крестьян. В 1897 году инородцы 4 черновых волостей и 7 дючин собрались на съезд. Рассматривался вопрос о возвращении прав кочевым инородцам на пользование черневыми лесами и их доходностью. На этот съезд приглашали и инородцев 3-х северных волостей: Верхней и Нижней Кумандинской и Тогульской, с населением которых считали себя «одним народом». Более тесная связь, как констатировали исследователи, была нарушена.

Вопросы и задания: Составьте схему административного деления Горного Алтая в конце 19 века? Сравните ее со схемой административного деления в 1 половине 19 века. Какие изменения произошли к концу 19 века? Назовите причины.

Как изменилась роль зайсана и демичи? Какие новые функции они должны были выполнять? Зачем российское правительство пыталось заменить зайсанов старостами? Почему это не удалось?

Как вершился суд у алтайцев? За какие преступления их могли осудить? Что нового появилось в суде?

Что такое калан? Когда и по кому поводу он собирался? Кто входил в его состав? Какие вопросы решались на калане?

Перечислите повинности алтайцев. Как раскладывались повинности? Кто освобождался от уплаты налогов? Насколько справедливо, на твой взгляд, распределялись налоги?

Дополнительный материал: Алтайцы 7 дючины постановили приговор: «В 1896 г. родовому старосте Манджи Кульджину, по родовым нашим обычаям было дано два работника «ярчи»; сделано это было потому, что Кульджин ранее прослужил помощником родового старосты 6 лет, осенью 1895 г. избран был в должность родового старосты, человек одинокий, имеющий детей малолетних и слабого здоровьем помощника Маталока Бабанова, почему Кульджину почти безотлучно приходится быть в родовом управлении, исполнять службу; хозяйство оставалось без надзора. Бывший зайсан нашей дючины Ч.Константинов, из личного неудовольствия в минувшем году стал Кульджинова преследовать за самоуправство. Разобрав дело мы сего числа единогласно постановили: всем шести зайсанам здешних дючин, согласно обычаям, назначается один «ярчи». Кульджинов в 1896 г. имел двух работников, данных ему обществом по вышеизложенным причинам, и во время сбора ясака минувшего года во избежание нареканий обоих работников уволил, тогда как у других зайсанов они служат и по настоящее время; приговоров о том до сего времени поставляемо не было в виду того, что давать зайсану одного или несколько «ярчи» (работников) зависит от усмотрения общества, по словесному постановлению, как старинному обычаю, Кульджинов двух работников содержал с общего нашего согласия, то никаким нареканиям или суду за самоуправство он не подлежит, на что мы тогда и теперь вполне согласны»

 

Документ. Общественный приговор жителей 2-й Чуйской волости об избрании родового старшины и его помощника

13 июня 1880 г.

 

1880 года июня, 13 дня мы, ниже приложившие тамги: демичи, башки, кунди и выбранные лучшие в разных аилах калмыки 2-й Чуйской волости, заменившие 2/3 голосов, быв сего числа в общем собрании на урочище Кош-Агач, где в присутствии Алтайского Отдельного заседателя имели суждение согласно личного предложения г. председателя об избрании из среды своей в должность родового старосты (зайсана) в нашу волость и помощника к нему, прошение г. заседателя о избрании (из веры своей) помощника мы признали для себя полезным, а потому все единогласно приговорив: в должность родового старосты (зайсана) избрать того же родовича Очурашпа Мандаева   (который уже и был на эту должность избран нами и другими общественниками нашей волости в минувших годах: с поставленными ими 14 июня 1878 г. и 30 мая 1879 года общественными приговорами о выборе Мандаева в зайсаны согласны, а в помощники к нему избрать служащего у нас демичей калмыка Айбыка Шалогрова имеющего от роду 54 года, которые, т.е. Мандаев и Шалогров поведения хорошего, имеют свое домообзаводство, под судом и следствием ранее ни за что не состояли и ныне не состоят, оба идолопоклонники и никаким вредным делам и расколу по своей вере не принадлежат и возлагается на них обязанностим отправлять срок же их служения мы не определяем, так как они оба родовичи и, если будут хорошо исправлять свою обязанность, то могут служить по нашим обычаям неопределенное время, или же как признает обычай нашего народа более полезным высшее начальство, в чем и постановили сей приговор, который и передаем на распоряжение г. отдельного заседателя, в том и прилагаем тамги.

                                                 

                                           Николай Кадубов

                                           Моисей Пебетко

(ГАТО.Ф 3.Оп.2.Д.1881.Л.28-29. Подлинник.Рукопись.)

 

            § 29. Новые возможности - новые личности

Барабош Казагачев

Село Александровское образовалось около 1868 года. Его основателем считают алтайца Барабоша Казагачева, бывшего в 60-е годы зайсаном первой алтайской дючины. Он был богат, вел торговлю на Чуе, лично ездил на Ирбитскую ярмарку, куда возил скупленную у алтайцев пушнину, орех и прочее. (Что еще он мог возить на ярмарку с Алтая?) Не раз по торговым делам бывал в Томске.

Как-то вернувшись из поездки в Томск, Барабош заявил соплеменникам, что губернское начальство требует, чтобы алтайцы жили вместе, наподобие русских деревень. Некоторые подчинились требованию зайсана и поселились вместе, а селение назвали Усть-Имери. В том же году под руководством Барабоша была проложена колесная дорога от с.Улала до Чемала, по случаю проезда Великого Князя. В 1871 г. Барабош крестился и был назван Александром. В следующем году начал строить церковь во имя Александра Невского, и поселение было переименовано в Александровское. Окрестившись, сам зайсан стал крестить и других сородичей. Он не допускал совершения языческих молений в своем селении и не разрешал им проживать в Александровке. Часть алтайцев отказалась селиться в Александровке и переходить в православие. В конце 90-х годов 19 в. в Александровке было 58 дворов, из них 50 принадлежали алтайцам, в которых проживало 236 человек: 107 мужчин и 129 женщин. В селении имелись церковь и школа. Умеющих читать и писать было 36 человек – 24 мужчины и 12 женщин. Земледельческим трудом занимались 26 хозяйств. Здесь было 3 пасеки с 84 ульями, принадлежащие алтайцам. ( О чем говорит этот факт?)

2. Братья Кульджины

Об Аргымае Кульджине стало известно благодаря жене С.П.Швецова – Марии. В 1896-1897 гг. она жила в Теньге, где и познакомилась с Аргымаем. Она писала о нем: «Ему 26 лет, богач, имее несколько тысяч голов скота и не менее 60 тысяч капитала. Быстро все понимает, построил школу в Кеньге и думает еще об одной. Аргымай мечтает о том, когда «будет наш народ ученый, как русские».

Школа для некрещеных детей алтайцев, открытая Аргымаем, была не единственной. Еще раньше школу построил Чокурак. Но у них возникла проблема с учителями. Поэтому Аргымай передал в 1901 году школу в ведение Алтайской духовной миссии. Только так можно было обеспечить школу необходимым количеством учителей. Тем не менее покупку учебников, карт и учебных пособий Аргымай оставил за собой. Единственным ее отличием было то, что занятия начинались без молитвы. Но Закон Божий преподавался. Часто на уроках присутствовал сам основатель. Иногда заходили и другие взрослые алтайцы.

Со временем он наладил прочные связи с ученым миром Томска и Петербурга. В начале 20 века в столице создавался Музей Императора Александра 111 (нынешний Русский музей) и Музей этнографии. Предполагалось, что часть его экспонатов составят предметы художественного промысла и материальной культуры всех народов империи. Среди создателей коллекции был и Аргымай Кульджин

Аргымай стремился познакомиться с русской, а через нее и с европейской культурой, мечтая приобщить к этому свой народ. С удивлением писали миссионеры в 1900 году: «Аргымай ныне устроил на своей земле маслодельный завод. Выписал мастера-немца, который и вводит немецкие порядки чистоплотности. …Дойщицами служат инородки-язычницы, которые в баню ходят, руки мылом моют, чистые передники носят. Даже курить возбраняется им в то время, когда доят и управляются с молоком.». Прошло немного времени и масло, приготовленное в горах Алтая стало одним из самых конкурентоспособных на рынках.

В декабре 1909 года тихий провинциальный Бийск был взбудоражен необыкновенным событием. В город прибыли четыре арабских жеребца, которых купил в России Аргымай. Жители города ходили смотреть на них как на диковинное зрелище.

    Аргымай не даром ездил в Лондон, где знакомился с коннозаводским делом. Он поставил себе задачу скрестить высоких и грациозных арабских коней с низкорослыми, но крепкими и неприхотливыми алтайскими лошадьми. И ныне встречаются в горах потомки тех четырех арабских красавцев-коней.

    Любил путешествовать Аргымай. Бывал не только в Москве, Петербурге, но и в Англии, Германии. Привозил оттуда редкостные вещи, неведомые его соплеменникам - хотел расширить для них мир. Часто к нему приезжали гости – русские ученые, художники, чиновники. Понимал хозяин, что непривычны они к алтайским аилам и специально для них выстроил русскую избу.

    Старший брат Аргымая – Манди. Его отношения с русскими, особенно с властями и духовенством складывались неровно. Своей независимостью и приверженностью обычаям предков Манди не раз вызывал нападки миссионеров и отвечал им тем же. Был богат Манди.

    Его влияние среди алтайцев возросло после того, когда он в качестве депутата от «алтайских калмыков», ездил на коронацию императора

Николая 11.

    В 1900 году на сулгане Манди Кульджин был выбран зайсаном. Стараниями Томского православного комитета, гражданские власти не утвердили его кандидатуру. В 1906 году он кандидат от «калмыцкого населения» на съезд выборщиков от Томской губернии для избрания членов Государственной думы. В Томске он был забаллотирован, но сам факт участия алтайца в предвыборной борьбе значил много.

    Несмотря на неприязнь к миссии, Манди понимал, насколько важно быть грамотным В школе Аргымая учился его сын, по мнению миссионеров-учителей «мальчик благонравный и необыкновенно способный к изучению всех в школе предметов».

    3. М.В.Чевалков

    Исследования в Горном Алтае, интерес к его истории и мифологии во многом связаны с именем Григория Николаевича Потанина. Его экспедиции 70-х годов 19 века – одни из первых научных экспедиций в Центральной Азии - проходили через Алтай в Северо-Западную Монголию. На всем пути от Улалы до Кош-Агача Потанина сопровождал Михаил Васильевич Чевалков. Он был не только проводником, но и переводчиком алтайского и тувинского языков.

    М.В.Чевалков родился в 1817 г. в с. Карасук. Затем семья переехала в с. Улала. В то время здесь жило всего четыре семьи. В тринадцать лет родители сосватали ему невесту, в шестнадцать женили. В это время в Улале уже была основана и действовала Алтайская духовная миссия. Чевалковы были почти единственной семьей не принявшей христианство, потому им, язычникам, было предложено покинуть пределы Улалы. После долгих колебаний семья Чевалковых приняла христианство.

    Уже в детстве отмечали любознательность будущего писателя. На вопрос: а что на небе?», он впервые услышал от своего сверстника Якова Каньшина слово «бог». Он был удивлен, что все живое и неживое на земле, и в том числе люди,- это творение бога и что от него зависят радости и печали каждого человека. Его мучило всемогущество бога, его всевидящий глаз, незримое присутствие и участие во всем.

    Но еще больший интерес, доставивший ему немало беспокойных дней и ночей, вызвала книга. Родители Чевалкова отдали по настоянию представителей миссии младшего сына. Михаилу отец не разрешил учиться и он должен был помогать заниматься хозяйством. А учиться очень хотелось. Урывками он заглядывал через плечо брата, по его словам, «как песне, на слух», учился он грамоте.

    Однажды в доме Якова он встретил человека в черном одеянии, который ласково обошелся с мальчиком, рассказал ему притчу о шамане, знавшемся с нечистой силой и ставшем смиренным христианином. Это был основатель Алтайской духовной миссии Макарий.

    Вскоре Чевалков получил наряд отвезти о.Макария в село Майма. Когда он прибыл к священнику, тот связывал книги. Преодолев робость, мальчик попросил подарить ему одну из них. Макарий ответил: «Если прочитаешь хоть одно слово из этой книги». Справившись с волнением, Чевалков прочитал первые слова на ракрытой книге, чем удивил священника и он подарил ему книгу. Чевалков не расставался с ней даже когда выезжал на работу в поле. Макарий стал приглашать к себе способного юношу, вести с ним беседы, совершенствовать его грамоту.

    В 1844 году он официально был утвержден в должности толмача миссии и переводчиком церковной литературы. Служители миссии признавались, что Чевалков у них был «главным тружеником», что в его лице они пприобрели «очень опытного переводчика. Будучи рукоположен в сан диакона, а потом священника (в возрасте 60 лет), Чевалков по-прежнему был на должности толмача и старшего переводчика миссии.

    Последние свои годы Чевалков провел в Онгудае. Умер 23 августа 1901 года.

    Приобщение алтайцев к опыту экономического и культурного развития русского народа стало основным лейтмотивом в литературном творчестве М.Чевалкова. Автобиографический очерк «Жизнь Чевалкова» был опубликован в 1866 году в первой книге десятитомного труда В.В.Радлова, на алтайском языке. В последующие годы в Казани и Томске вышли книги стихов Чевалкова. В 1894 году на русском языке отдельным изданием вышел автобиографический очерк под заглавием «Памятное завещание». Он был существенно дополнен событиями из жизни писателя, произошедшими после 1860 года.

Он оказал неоценимую помощь В.Радлову, Г Потанину в сборе фольклорно-этнографических материалов народов Алтая. Он сам выбрал путь бродячего учителя грамоты, знакомил своих сородичей с русскими приемами кузнечного, столярного, плотницкого ремесла, с новыми приемами агротехники, ставил мельницы.

    Еще до сотрудничества с Г.Н.Потаниным, по просьбе кузнецкого чиновника Н.И.Ананьина, М.В.Чевалков переводил материалы о «кузнецких инородцах», написал сочинение по их этнографии.

    Свои последние дни этот интеллигент, первый просветитель Алтая, закончил на 85-м году жизни, в 1901 г. Похоронен он в храме возле алтаря с. Онгудай. Теперь нет ни церкви, ни могилы человека, заложившего основы алтайской письменности и литературы на русском алфавите. С литературной деятельностью М.В.Чевалкова ты познакомишься в другом параграфе.

    Можно назвать еще ни одно имя представителей алтайского народа, но с ними ты познакомишься в следующем цучебном году.

        

Ведомость о службе миссионера Алтайской Духовной миссии священника М.В.Чевалкова

1877 г.

с.Улала

Имя: Миссионер священник Михаил Чевалков, 60 лет.

Где родился, из какого звания происходит:

Томской губернии, кочевого инородца сын

Где и чему обучался:

По принятию Св.крещения обучался грамоте при Алтайской миссии.

Когда вступил, какие проходил должности, какие имел производства и награждения, и в какое время:

По обучению грамоте состоял и до ныне состоит в должности толмача и переводчика в Алтайской миссии.

За двадцатипятилетнюю усердную и полезную службу при Алтайской миссии Высочайше награжден золотою на Аннинской ленте медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее. 1869 г.

По представлению начальника миссии, отчисленный от инородческого общества и принятый в духовное звание Преосвященным Платоном Епископом Томским и Семипалатинским рукоположен во диакона, с оставлением на службе при Алтайской Духовной миссии. 1870 г., июль, 29.

Преосвященнейшим Петром епископом Томским и Семипалатинским рукоположен во священника с оставлением на службе при Алтайской Духовной миссии.

В сем 1877 году крещено им из обратившихся идолопоклонников мужского пола 7, женского пола 11, а всего 18 человек.

Не был ли в штрафах и под судом:

Не был.

К продолжению службы способен или нет и почему:

Способен.

Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся:

Жена его Александра Афанасьева, 60 л. Дочь Мария 39 лет, в числе послушниц миссионерской женской общины, дочь Елена 31 г., жена священника Константина Соколова Урсульского стана миссии, миссионера.

 

Помощник начальника миссии,

Миссионер игумен                                                   Макарий

Миссионер священник                                             Иоанн Смольяников           

 

§ 30. Поселение казахов на Алтае

1. Фактор границы в истории кочевий казахов

Казахи стали заселять Алтай еще до середины 19 в. Во второй половине 19 – нач.20 вв. процесс заселения и перемещения казахов на Алтае стал более интенсивным и сложным.

Государственная граница между Россией и Цинской империей разделила казахские кочевья. По обе стороны границы казахи доставляли значительные проблемы местным властям и населению. Фактор границы заставлял власти по обе стороны границы «заигрывать» с казахской общиной, чтобы не допустить ухода своих подданных на сопредельную территорию. Казахи использовали удаление в Китай как средство, к которому прибегали в силу недовольства русскими порядками.

Не меньшей проблемой для местных властей России и Китая были постоянные перекочевки казахов из Цинской империи на Русский Алтай. Казакам, охранявшим границу, представляло немало трудностей выдворять кочевников. В 1879 году из Монголии в Чуйскую долину, а затем на Бухтарму перекочевало около тысячи семей кереитов, начавших грабить местное население. Казачья команда 3-го полка Сибирского казачьего войска в 69 человек, под командой хорунжего Осипова, догнала нарушителей, отобрала награбленное и изгнала большую часть казахов обратно в Китай. Часть казахских семей, пообещав вести себя мирно, осталась жить в Чуйской долине. Многие китайские казахи, жившие на русской территории, желали, но долго не могли получить российское подданство. Е. Шмурло отмечал, что с 1887 года просили российское подданство 80 кибиток (около 300 человек) казахов фамилии Сарыголдак (Сарыкалдак), кочевавших на территории Бийского округа.

Граница осложнила проблему преступности. В 1883 году газеты сообщили, что китайские киргизы угнали у русских киргизов 157 лошадей. В 1895 году консул в Кульдже сообщал посланику в Пекине, что сложилось ...«несносное положение на границе от беспрерывно ведущейся баранты и притом исключительно почти с нашей стороны нашими киргизами и таранчанами». (Баранта – взаимные угоны скота у кочевников) На Алтае одним из самых активных барантачем был зайсан Абдульбо Кальдеке сын Сарыкалдака, занимавшийся кражей и перепродажей краденого скота через границу.

Проблемы, связанные с казахами в регионе, серьезно осложняли ситуацию на границе и оказывали влияние на отношения между Россией и Китаем.

     2.Переселение казахов в Чуйскую степь

Переселение казахов в Горный Алтай из Восточного Казахстана относится к последней четверти 19 века. С усилением русской колонизации Семипалатинской области, часть казахов из Усть-Каменогорского района откочевала в пределы Китая. Лет через 10 из-за нехватки пастбищ, джута, вызвавшего массовый падеж скота, эта группа перебралась в Южный Алтай и осела в Чуйской степи.

Предводители казахов провели предварительные переговоры с алтайскими зайсанами в начале 80-х годов 19 в. о переселении пятидесяти юрт, однако на территории Чуйской степи расположилось около ста юрт, увеличившихся к концу века до двухсот. Казахи заняли большую, чем было предусмотрено территорию, что вызвало недовольство теленгитов, но серьезных столкновений и споров из-за пастбищ не было. Нередко теленгитские и казахские хозяйства сообща пользовались пастбищной территорией, а жилища казахов и алтайцев располагались по соседству.

Для кочевания казахам были выделены земли в долине рек Колгуты и Укока, на самом деле территория кочевий распространилась по всей Чуйской степи. Впоследствии казахи расселялись преимущественно в южной и восточной частях долины реки Чуи в зоне высокогорной полупустыни.( Чуйская степь расположена на высоте 1700-2000 м над уровнем моря)

    Переселившиеся на Алтай казахи относились преимущественно к родоплеменному объединению найман, к подродам саргалдак и самай. Кроме найманов на территории южного Алтая имелось небольшое количество абак-кереев, группа ители и уаков-чагай (шога) из подразделения жантелы.

    В рапорте старосты Чуйской волости Крестьянскому начальнику третьей волости Бийского уезда говорится: «Заставило сюда переселиться их удобство и обширность мест для скотоводства, занимаются все они скотоводством и извозным промыслом на лошадях и верблюдах…». Отсюда следует, что основным занятием казахов было скотоводство. Они разводили овец, коз, лошадей, верблюдов, коров и яков. Скот весь календарный год находился на подножном корму.

    3.Занятия казахов

    Природные особенности Южного Алтая повлияли на изменения кочевания казахов. Летом скот пасся в долинах рек и на высокогорных альпийских пастбищах. Весной стада содержатся в предгорной части степи, где довольно рано возобновляется травостой. Осенние пастбища также располагаются в предгорьях и поймах рек. Зимой скот выпасают на высокогорном плато (1200-4000 м над уровнем моря), защищенных от постоянно дующих ветров.

    В течение зимнего периода скот находился на подножном корму. На случай многоснежной зимы для подкормки заготавливалось небольшое количество сена.

Тонкий снежный покров, сильные ветры, часто полностью сдувавшие снег, облегчали выпас овец. Не возникала необходимость в расчистке почвы ото льда и глубокого снега. Тебеневка была не частым явлением в Чуйской степи. Плотный снежный и ледяной покров - одна из основных причин массовых падежей скота от бескормицы. На южном Алтае джуты были редким явлением.

Традиционными подсобным занятием казахов были охота и рыбная ловля. Охотились в основном на пушного зверя, применяя оружие, лишь охотники из аула Джазатор использовали ловушки давящего типа и капканы. Охотились на волков верхом на лошади, используя дубину. С конца 19 в. была распространена охота с ловчими птицами. Исключение составил район близ аула Джазатор, где, где в условиях лесистой местности охота с ловчими птицами невозможна. Для охоты использовали беркутов, реже ястребов тетеревятников. Охотились на лис, зайцев, волков. Для ловли птиц применялась сеть, которую растягивали на прутьях. Обычно приманкой служил заяц-коян. Когти беркута использовали в качестве оберега. Верили, что птица, как и животное, понимает человеческую речь, поэтому охотники считали, что нельзя ругать беркута или ястреба, иначе охота может окончиться неудачно.

Важную роль в хозяйстве казахов играли домашние промыслы и ремесла. Обработкой дерева, металла, кожевенным производством занимались мужчины. Женщины изготавливали войлочные покрытия на юрту и узорные постилочные войлоки, циновки, настенные вышивки, безворсовые ковровые изделия. Один и тот же мастер часто был и деревообделочником, и ювелиром, и кожевенником. Профессионалов ремесленников было крайне мало. Изделия промыслов и ремесел использовались как для собственных нужд, так для продажи и обмена.

    4. Общество у казахов.

Казахи считали район кочевий общим и стремились друг другу не мешать. Споров из-за путей кочевий, по рассказам, не бывало.

    У казахов были баи, которые владели более 1000 овец, до 299 лошадей, 50-60 коров,40-50 верблюдов. Стадо бедняков включало до 40 голов овец, 2-4 лошади, 2 коровы, иногда 1-3 верблюда. Были и бесскотные хозяйства. Бедняки нанимались пасти скот не только баев, но и хозяев среднего достатка. При этом объединялись стада трех четырех скотоводов.

5.Заселение казахами других районов Горного Алтая

На протяжении 19 в. на Алтае шло формирование казахской диаспоры, представленной рядом локальных групп.

С середины 19 в. урочища по рекам Черге и Турате, впадающей в Ануй, в Центральном Алтае стали местом формирования группы туратинских казахов. Согласно народной традиции, первыми появились в глубинах Алтая – в долине Черги – беглые казахи. Одни уходили от преследований за кражи, за неуплату калыма; другие спасались от гнева обманутых мужей; третьи искали земли и воли. Переселенцы оседали в станах Алтайской Духовной миссии. Крещение становилось «спасением и прощением». Из фискальных списков исчезали казахские имена – появлялись Угрюмовы, Задонцевы, Усовы, Мокины. Выбор не был случаен – подобные фамилии и сегодня распространены в бывших казачьих станицах по Аную и Чарышу. Переселение казахов в Центральный Алтай шло и от казачьих линий, и со стороны Прииртышья. Переселенцы оседали в станах по замечанию миссионеров, «каждый киргиз (казах), по принятии им крещения, прежде всего озабочивается приобретением избы, почему в Черно-Ануйске нет ни одного семейства киргизского не имеющего у себя хотя бы плохонькой избы. Такая добрая черта делает их более склонными к жизни оседлой».

В 1881 году численность жителей селений Черно-Ануйского стана составляла 1937 человек, из них – 1389 инородцев (казахов и алтайцев), остальные русские. Основной заботой миссии, как и прежде, являлось убеждение новокрещеных в вере и христианской жизни, искорениние или хотя бы ослабление обычаев и привычек язычества и мусульманства.

Когда встал волпрос о землеустройстве, мусульмане, если это позволяло сохранять земельные наделы, принимали христианство.

В 1906 году сельским сходом Черно-Ануйскогомиссионерского селения (инородцами, причисленными и непричисленными к 4 алтайской дючине) был вынесен приговор о причислении их в оседлость с образованием инородной управы имени Великого князя Алексея с отводом земель отдельно от русских крестьян. Документ, составленный от имени 240 душ мужского населения в присутствии сельского старосты Ивана Истомина и кандидата Василия Холуева, подтвердили своими фамилиями около 150 человек: Угрюмовы, Истомины, Емельяновы, Соколовы,Романовские, Волковы, Смирновы, Кусковы, Акатьевы, Евтифеевы, Заданцевы и т.д. – те, (кто когда-то покинул казахскую степь и, завоевывая право на новую родину, принял православие. – может быть задание)

Раздел крестьянского и инородческого отводов привел к образованию нового поселения – Турата. Позже эта деревня, расположенная немногим более в 10 км от Черного Ануя, стала островком казахского языка и культуры.

 

Вопросы и задания:  Какие причины спосбствовали росту напряженности на российско-китайской границе? Что необходимо было сделать, чтобы упрочить положение на границе?

Назовите причины перекочевки казахов в Южный Алтай. На каких условиях это было сделано? Каковы последствия переселения казахов в Южный Алтай?

Расскажите о занятиях казахов. Какие слои нселения можно выделить в казахском обществе? Какие отношения складывались между ними?

Перечислите наиболее многочисленные селения Горного Алтая, где проживает казахское население. Почему это казахское население не проживает совместно, как в Южном Алтае?

Узнайте у родителей, знакомых проживают ли в вашем селе ( районе) казахи. Выясните причины их поселения в вашем селе (районе).

 

       Дополгительный материал: Из рапорта родового старосты 2-й Чуйской волости крестьянскому начальнику 3-го участка Бийского уезда о пребывании в пределах волости подданных Китая киргизах и киргизах Семипалатинской области

1 апреля 1900 г.

с. Чибит

Во исполнение требования предписанием Вашего Высокоблагородия от 2 марта с(его) т(екущего) г(ода) за № 385, имею честь присем представить по форме список киргизов, не имеющих подданства и киргизов Чингистанской волости Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области докладываю следующее: 1-е. Китайские подданные живут в пределах нашей Российской Империи в районе вверенной мне волости уже лет (15), которые ходатайствовали о принятии их в числе 262 душ в русское подданство, о чем подавали прошение на Высочайшее Монаршее имя три или четыре года тому назад. Заставило переселиться сюда их удобство и обширность мест для скотоводства. Занимаются они все скотоводством и извозным промыслом на лошадях и верблюдах. Перевозом через границу купеческих транспортов. Никаких документов о личности не имеют. В настоящее время они состоят из 110 кибиток под предводительством вольного их зайсана Абдульбо Сарыкалдакова. 2-е. Это две партии киргизы Чингистанской волости под началом Нурсамкана Токтомысова 94 кибитки и Атчабака Ухаева 34 кибитки. Эти народы очень бедные, живут там 12-15 лет, перешли они сперва на Ясадыр, Укок и Алаха (Ак-Алаха), теперь совсем водворились в пределы вверенной мне волости. Те и другие совсем нас вытеснили, не раз просили мы начальство оказать распоряжение – выселить их в свои пределы, но все наши просьбы остались нам неизвестны.

В.и.д. родового старосты                                                     Подпись

И.д. письмоводителя                                                            Никифоров

( В составе Томской губернии. История республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. 19-нач. 20 веков. Горно-Алтайск. 2004. С.41.)

Какие новые сведения ты получил из содержания документа? Как они дополняют или опровергают содержание параграфа?

 

 

§ 31-32. Жизнь и быт алтайцев

1.Годовой цикл жизни алтайцев

    Весь жизненный цикл алтайского общества был подчинен ритму, связанному со сменой времен года. Новый год начинался в первое весеннее новолуние и именовался «Чаган ай» – «Белый месяц». Это было время появления приплода у домашнего скота, время подготовки к перекочевке на летние пастбища, заканчивалась охота.

    С первой зеленью и ранними цветами наступал «Куук ай» - «Месяц кукушки», май. Первое кукование знаменовало начало важного этапа в жизни скотовода: отгоняли скот на высокогорные луга, вскапывали землю под посевы. Накануне переселения на летники семьи, жившие в соседних урочищах, собирались вместе, обменивались новостями, готовили совместное угощение. Просили Алтайдын Ээзи – Дух-Владыку Алтая – сохранить скот, уберечь его от волков, покрыть пастбища густой и сочной травой.

Придя на летник, снова совершали обряды, чтобы обеспечить сохранность стад. В новом очаге разводили огонь, принесенный из зимнего аила. Коровы оставались на пастбищах с высоким травостоем. Женщины доили их дважды в день, занимаясь приготовлением молочных продуктов. Из молока делали чегень. Молоко заквашивалось в сосуде из выдолбленного лиственничного сутунка – куп. Периодически его перемешивали специальной мешалкой. У каждой хозяйки был свой маленький секрет приготовления чегеня, и не было двух жилищ, где он был бы одинаков по вкусу.

    Но чегень не только напиток – это своеобразный полуфабрикат. Приготавливая его, с молока снимали сливки – каймак. Из чегеня гнали молочную водку – араку. Из творога (арчы), просушенного и прокопченного на специальной решетке над очагом, получался кислый твердый сыр курут, незаменимый при дальних поездках.

    Из сливок сбивали масло, которое нередко перетапливали. Любимым лакомством детей являлся «арчылу-сартю» – творог или тертый курут, смешанный с маслом, приправленный позднее медом или сахаром.

    «Актын ашы» («белая еда») занимала в жизни алтайцев важнейшее место, а потому отношение к молоку было особым. Выплеснуть молоко на землю, даже случайно – грех. Ополаскивая посуду из под молока, старались воду не выливать в реку. Нельзя было выносить молоко из дома ночью, а в известные дни вообще запрещалось выносить его за дверь. Молоко – символ чистоты, оно всегда играло едва ли не главную роль в обрядовой жизни, так же, топленое масло, арака, сыр.

    Алтайцы употребляли баранину, предпочитали мясо молодых жеребят, которое варили в чугунных или железных котлах или жарили на вертелах, для скорости завалив его в горячей золе.

    Конец лета – заготовка провизии на зиму, стрижка овец, изготовление войлока. Кошму делали 8-10 человек в течение нескольких дней. Работа была очень трудоемкой. Сырьем служила шерсть весенней и осенней стрижки, которую промывали, очищали от колючек и высушивали. После этого, разложив на земле, шерсть сбивали в плотную массу. 

    С первыми заморозками перебирались на зимовку. С наступлением морозов приступали к заготовке мяса и мясных продуктов. Забивали овец способом, характерным для центральноазиатских кочевников всех времен – путем прерывания аорты, без пролития крови. Готовили кровяную колбасу, кыйму, чакпыш. Кыйма – это промытые кишки, заполненные мелко нарубленным мясом и залитые горячим нутряным салом. Чакпыш – коровий или конский желудок, начиненный фаршем из мяса, жира, крови и дикого лука. Все хранилось в замороженном виде. На мясном бульоне варили ячменный или перловый суп – кёчё.

    Одним из наиболее обычных и широко распространенных продуктов питания являлся талкан – мука из пережаренных зерен ячменя. Чаще всего талкан добавляли в чай. Вместе с молоком или сливками и солью: жажду утолишь, и сыт будешь.

    Поздняя осень и зима это время охоты. Мужчины надевали лыжи – либо подбитые конским камусом, либо голицы – и отправлялись в тайгу. Ружья были или старинные шомпольные, или русские винтовки. Широко применялись капканы и ловушки. Хороший охотник мог пройти на лыжах 60 верст, а если надо было перехватить зверя до 150 верст. Некоторые охотники убивали до 200 медведей. Перед началом охоты обращались к Хозяину Алтая:

        

    Отблагодари нас своим плодородием,

    Дарами отблагодари,

    Прибыли дай больше,

    Убыли не дай,

    Охотничий наш Алтай.

    По окончании промысла тоже совершались обряды, после чего вся добыча делилась между участниками поровну. Летом не охотились, убивали лишь случайную дичь.

 В феврале надо было спасать от холода новорожденных ягнят, телят, жеребят, кормить их.

     2. Алтайская женщина

    Женщины трудились дома. Они выделывали шкуры. Работа трудоемкая, из выделанных овчин шили шубы – тон. Они длинные, мягкие не пропускают влагу и теплые. Шили женщины штаны, рубашки, халаты из привозной китайской, а потом русской материи. Одежду украшали яркими аппликациями, оторачивали каймой. Женщины заботились и об обуви. Летом носили кожаные сапоги, зимой меховые кысы – сапоги из выделанных шкур с ног козла и марала. Их надевали на теплые войлочные чулки.       

Чегедек – оригинальная и очень древняя женская одежда. Путешественники отмечали его красоту и изящество. Длинная распашная безрукавка с приподнятыми плечами крыльями делала фигуру более стройной. Украшена она была парчой, яркими аппликациями. Китайское влияние проявилось в том, что долго проживающие у Телецкого озера носили китайские и монгольские шапки, трубку и ружье, пользовались китайскими тканями.

    В зависимости от вида деятельности, времени года, ландшафта, традиции алтайцы строили тот или иной тип жилища. Шалаш-чадыр или аланчик, многоугольный невысокий сруб под шатром или куполообразной крышей – аил и решетчатая войлочная юрта – кереге.

     3.Верования алтайцев

Религией алтайцев был, как и у всех народов Сибири до прихода русских, шаманизм. Вест мир – небесную, земную и подземные сферы шаманизм населяет бесчисленным количеством духов: злых, добрых и нейтральных.

    Алтайцы были убеждены, что все урочища, перевалы, реки, горы имели своих хозяев-покровителей. Главным духом. Владычествующим над всем Алтаем, считался Алтайдын Ээзи – Владыка Алтая. Он обитал в пещерах, на ледниках. Дыхание его – ветер, разносящий юрты и гасящий очаги. Каждый житель гор стремился задобрить Хозяина, от которого, как он думал, зависит все существование. Переезжая перевал, путник оставлял камень как знак благодарности. Проходили годы, через перевал проезжали сотни людей, и вырастали каменные кучи – Обо. Иногда в них втыкали палки, к которым привязывали ленты, трепетавшие на ветру. Поднявшись на перевал. Остановившись у источника-аржана, каждый алтаец, спешившись, привязывал ленту к ветвям деревьев. Когда не было ленты, ее заменял пучок конского волоса ( конь-чистое животное).

    На Алтае есть горы, которые считаются священными. На них нельзя было охотиться, шуметь, собирать хворост, даже подниматься на них. Объясняли это тем, что нельзя вторгаться во владения Хозяина горы, повелителя зверей и птиц, нехорошо тревожить его шумом и треском. У всех народов Сибири существовали места, куда не должна была ступать нога человека. В этих местах лесные обитатели могли без страха размножать, а когда число их увеличивалось, уходили на соседние горы, в охотничьи угодья людей.

    Несмотря на представления о множестве божеств и духов, в традиционной алтайской мифологии считалось, что миром правят две силы тьмы и света, зла и добра. Между ними идет вечная борьба. Воплощениями их были Эрлик и Ульгень.

    Ареной борьбы этих сил является не только мир, но и каждый человек. Академик В.В.Радлов писал: «Каждый человек имеет сопровождающих, в правом плече находится добрый, а в левом - злой дух. Оба наблюдают за человеком всю его жизнь. Один записывает хорошие дела, другой -плохие. После смерти, если человек сделал много хорошего, то Эрлик не имеет над ним силы. Он покидает его, и душа умершего поднимается на небосвод; плохая опускается в подземный мир. Люди там плавают в море, и их тела погружаются в воду в зависимости от сделанных плохих дел».

    Подчиняясь религиозной морали, алтаец стремился сделать как можно больше хороших дел.

  Ульгень, согласно мифам, живет где-то в центре земли, где возвышается огромная гора. На ее вершине плещется молочное озеро – Сют – Кол. Сотворив мир и людей, он почти не вмешивается в жизнь последних. Жертвы ему приносились редко. Даже ша










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...