Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае 




 

    Уже в 18 веке православная церковь предпринимала шаги по обращению алтайцев в христианство. Но без успеха. После того как указами от1789 и 1799 гг. миссионерские должности были упразднены, все алтайцы, обращенные в христианство, вновь стали верить в шаманизм.

    1.Начало деятельности Русской православной церкви в Горном Алтае

    В конце 20-х годов 19 века православная церковь получает разрешение от правительства вести миссионерскую деятельность среди многонационального населения России с целью приобщения его к единой государственной религии – православию. Синод (правительственное учреждение, ведавшее делами веры) предписал иркутскому, казанскому и тобольскому епископам организовать при епархиях специальные миссии и подобрать людей, способных вести миссионерскую деятельность. 15 декабря 1828 года был подписан указ об учреждении Алтайской духовной миссии. Главой духовной миссии назначен Макарий Глухарев.

    2. Михаил Яковлевич Глухарев родился в 1792 году в г. Вязьма Смоленской губернии в семье священника. Рано научился читать, писать, познал латинский, французский, немецкий языки. В возрасте 8 лет он был принят в Вяземское духовное училище. Затем отец перевел его в Смоленск, где он окончил училище и духовную академию. Как лучший ученик был рекомендован и принят в Санкт-Петербургскую духовную академию и сразу на второй курс. После окончания академии молодой магистр богословия был назначен инспектором Екатеринославской духовной семинарии и профессором церковной истории и немецкого языка.

    Но инспекторская и преподавательская деятельность не очень нравились Михаилу. Долго размышлял он о своем дальнейшем жизненном пути. И, наконец, принял постриг, нарекшись Макарием. Он отправился в Глинскую Богородицкую пустынь Курской епархии для уединения и занятия исследовательской работой. Здесь ему на глаза попалось послание тобольского епископа, приглашавшего желающих посвятить себя миссионерской деятельности. Макарий откликнулся на это предложение. Он посылает прошение в Святейший Синод о дозволении ему проповедовать Евангелие сибирским инородцам. И такое разрешение было дано. Макарий отправляется в Тобольск, где решает вопросы, связанные с организацией миссии, подбором кадров. Его помощниками стали семинаристы Василий Попов и Алексей Волков.

Организация миссии

28 августа 1830 года Глухарев с сотрудниками прибыл в Бийск. В начале сентября Макария пригласил в Улалу новокрещенный алтаец Иеремей Шишков для крещения живущего у него семнадцатилетнего Элески. После крещения Макарий долго беседовал с юношей.

    В Улале и решил Макарий организовать главный стан миссии. С этой целью весной была куплена изба для миссии. Однако, узнав об этом и боясь насильственного крещения, алтайские семьи хотели скочевать в кузнецкий округ. Макарий принимает решение перенести стан в Майму. Лишь в 1834 году, когда большая часть улалинцев была крещена, он переселился обратно в Улалу и перевел сюда главный стан миссии.

    Макарий разработал свою методику ведения миссионерской работы на Алтае. Его программа предполагала не только крестить «инородцев», но и приобщать их к оседлому образу жизни, грамотности. Он делал все для того, чтобы добиться соблюдения на Алтае положения Государственного совета от 17 июля 1826 г. «О льготах инородцам, принимающим святое крещение», по которому они освобождались на три года от уплаты ясака и других податей и повинностей. Со своей стороны Глухарев помогал, как мог, тем, кто решил перейти на оседлость – содействовал в обзаведении избой, скотом, земледельческими орудиями, семенами.

  Уже в 1830 г. в Улале и Майме были открыты миссионерские школы для мальчиков и девочек. Обучение было бесплатным. Детей учили читать, писать, считать, закону Божьему, церковному пению. Сам Макарий, быстро изучив алтайский язык, стал переводить на него молитвы и богослужебные книги. Как ты думаешь, какие цели он преследовал?

       В «Томских епархиальных ведомостях» говорится, что Макарий в последние годы жизни на Алтае « … приобрел уже достаточные сведения по медицине, имел у себя аптечку, из которой отпускал бесплатно лекарства и сам во всякое время в качестве врача необложно являлся к тем, которые его приглашали. Для бездомных и больных в 1838 г. в Майме он завел больницу-богадельню. И язычники охотно шли к о. Макарию сначала лечиться, а потом креститься».

       4. О жизни миссионеров

    О трудностях миссионерской жизни протоиерей В.И.Вербицкий, посвятивший около 37 лет миссионерской деятельности на Алтае, писал: « Как в военное время солдатам нет возможности пользоваться разными удобствами, так и миссионеру об удобствам помышлять не приходиться. Едет он и весною и осенью, и летом и зимою, и в ведро и в ненастье, не в каком-либо крытом экипаже, а на седле, будучи подвержен всем преложениям воздушным. При ясной погоде, летом, езда безопасна. А во время дождей? Намокнет путник до костей, а тут надо карабкаться на перевал, где от страшных ударов грома на глазах валяться разбитые деревья и конь от страха падает на колена; затем надо спускаться вниз, по страшной крутизне. Подниматься в гору не так страшно, - не упадешь; спускаться же, тут-то и жди неприятности. При малейшем неверном шаге лошади путник обыкновенно падает. Хорошо, если только выпачкается в грязи, а часто бывает и хуже. Можно изувечиться, или, в лучшем случае, ушибиться, что нередко случается».

    « весною и осенью весь мокрый. Дрожащий от холода миссионер жаждет, где бы отогреться и обсушиться. В этом положении разстояние делается, т.е. представляется, необыкновенно большим. Наконец жилье человеческое -–юрта. Лучше нет и негде искать помещения. Надо обсушиться. Приходиться снять с себя все мокрое и сушить на огне. Благо тому, у кого есть запасная одежда. Большею-же частию бывает так: пока одежда сушиться, путник облекается в хозяйские одежды. Тут известныя насекомыя с жадностью бросаются на гостя».

    « Во время поездок, и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляет одно кушанье: кирпичный чай с сухарями и – сухари с чаем».

    «Ходит миссионер из юрты в юрту, или собирает алтайцев куда-либо в одно место, чтобы предложить им слово спасения. Если слушают со вниманием, миссионер доволен. Большею-же частию слушают плохо, разсеянно, или прерывают речь проповедника разными неподходящими разсказами, вопросами или шумом. Вот и скорбь на душе».

    Плохой отдых ждет миссионера и дома: «Приезжает миссионер домой и не смеет разсчитывать на отдых: и с делом и с бездельем, постоянно приходят к нему инородцы. Один зовет исповедывать больнаго, другой просить лекарства, третий жалуется, что у него увезли остожье. Приходят муж с женою, оба плачут, друг на друга жалуются. Приходит старик, весь в синявицах, с жалобою, что некрещенные родственники, желая выжить его из своего улуса, пригнали на его пашню 300 лошадей, весь хлеб вытоптали, а его самого избили до полу смерти и обещались убить, если он не уедет от них. Является татарин, просит пособить его брату, в пьяном виде упавшему в кипящий котел и получившему большие ожоги. Тот просит хлеба, другой – корову, третий – денег на семена. Тут приносят детей для крещения, просят о повенчании, спрашивают, можно-ли такому-то жениться на такой-то. А тут приходиться ехать. Иногда верст за 50, для напутствования больных. А тут, смотришь, за время поездок на столе лежать бумаги, на которыя нужно отвечать немедленно. Надо писать исповедные росписи, метрики, вести разные журналы. Надо о школах позаботиться. Если есть желающие креститься, нужно их приготовить к крещению, позаботиться и о белье для крещающихся, а затем и о водворении их после крещения. Тут слышишь, что изъявившие желание креститься колеблются,-надо их поддержать; там-крещенные в жизни своей начинают являть недобрыя стороны, - нужно их вразумить».

    Зачем это было нужно миссионерам? Что заставляло их так поступать? Какие выгоды они имели?

    5. Отношение алтайцев к миссии и православию

    Каково же было отношение алтайцев к миссионерской проповеди и их деятельности? Прочитай отрывки из документов и сделай выводы.

    « Калмыки (южные алтайцы) здесь так дики, что не желают иметь с нами никакого дела: все разбежались от нас в разные стороны, оставляя пустые юрты, с приставленными к дверям лесинами в знак того, что никого в юрте нет. На берегу Катуни мы увидели человек около пяти калмыков, удивших рыбу, пошли к ним, но они до того засуетились и с такой поспешностью побросались в лодку, что один не успел захватить уды; переплыли реку и скрылись в лесу». Согласен ли ты с оценкой В.Вербицкого?

    Миссионер Ландышев описывает другой факт: «Некрещеная жена зайсана объявила, чтобы я поучил вере христовой и детей ее и надел на них кресты. Но они, как звери, разбежались из юрты, и хотя удалось ей поймать одного, но и этот вырвался от нее, искусав ей руки, и отправился на лыжах за своими братьями». Что, на твой взгляд, заставило их так поступить?

    В своих записках миссионер Н.Сокольников рассказывает другой случай отношения к крещению. Миссионер Смарагд привез в Кебезенский миссионерский стан миссионерский стан молодую девушку, тайком от родственников решившую креститься. Родители погнались за ней. Когда они приехали в Кебезень, им сказали: «Торты уже окрещена» Услыхав это, «мать Торты повесилась на березе, саженях в 20 от церкви под яром… Муж ее, старик Апанас, узнавши, что жену нашли удавленной, взял жердь и бросился на народ, обступивший его жену. Народ обратился в бегство, а отец бросился на отца Смарагда, но последний успел выхватить жердь из рук старика. Тогда Апанас схватил отца смарагда за шею, разорвал на нем подрясник и рубашку, и оба они скатились с отвесного яра, сажень в 10 вышины, в реку Кебезень, но к счастью ни тот, ни другой опасно не ушибся». Дай оценку поступкам людей в описанной ситуации?

    Что заставляло креститься этих людей? Отрывки из миссионерских записок: «слепая вдова Южской волости Домна с тремя малолетними дочерьми (2-11 лет). Не имеющая ничего, кроме кое-каких связанных грязных овчинных лоскутьев, напоминающих, что и они когда-то имели шубы»; нищий «по имени и состоянию» Тербезен; слепая вдова Чуньдужек с четырьмя детьми «у них нет ни одежды, ни обуви, они прикрыты кой-какими лохмотьями»; сирота девица Кол (21 год) и сестра ее Илябас (13 лет); «15-летняя девица Эрке, владеющая только одной ногой»; слепая Кереспесь Якушева с тремя сиротами малолетними детьми, в ужасной нищете, нигде не находившая пристанища между некрещеными, погибавшая от холода и голода». «Наши новокрещеные очень бедны, - писал Кебезенский миссионер Дометиан,- и без материальной помощи миссии обойтись не могут: у кебезенцев в настоящее время у всех будет не более 20 лошадей и 30 коров. Спрашивается, на чем инородцу ехать за орехами или на промысел за белкой, - нет лошади, нет и хлеба, так обыкновенно бывает у нас.»

    «Излишние пособия,- заявлялось печально,- возбуждают в новокрещеных излишние надежды на даровой кусок хлеба. Надежда, если она находит себе удовлетворение со стороны миссии, ведет новокрещеного к тому вредному убеждению, что миссия обязана снабжать его всеми вещами, необходимыми для его безбедного существования». Бывали случаи, когда пришедший в отчаяние бедняк ходил по селу и продавал своих детей; не найдя покупателей, он отдавал детей в миссию.

    Архимандрит Макарий покинул Алтайскую духовную миссию в 1843 г., по болезни. Своим преемником он назначил С.Ландышева, возглавлявшего ее до 1865 года.

    Вопросы и задания:Каковы были причины основания православной миссии в Горном Алтае? В чем была особенность методики миссионерской деятельности, разработанная Макарием? Что принесло алтайскому населению обращение в христианство?

    Опишите жизнь миссионеров. Выскажите свое мнение о их деятельности.

    Назовите группы населения, которые чаще всего принимали христианство. Перечислите причины принятия христианства в Горном Алтае.

 

    Дополнительный материал.

ВЫПИСКА ИЗ ЖУРНАЛА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ( 3 ЯНВАРЯ 1835 г.)

    Находящимся в Бийском округе в качестве миссионера архимандритом Макарием … крещен первой калмыцкой дючины калмык Тобыш Картабаев … в святом крещении Герасим, по восприемнику Николаев – Лебедев, … июля 1832 года вступил в законный брак с вдовою… татаркою Еленою Яковлевною Табакаевой, крестившейся при миссии… 1832 года марта 2 дня, имеющей дочь и сына. Но …сей Герасим Лебедев с семейством находится в крайней опасности,… архимандрит Макарий ходатайствует о распространении на Лебедева с семейством его, силы положения Комитета Министров, высочайше утвержденного в 24 день марта 1830 года, о мерах вспоможения калмыкам, принимающим христианскую веру, дабы…Лебедев освобожден был на 10 лет от платежа всех податей и повинностей и получил от правительства единовременное пособие на первоначальное обзаведение – 50 рублей, причем архимандрит Макарий просит учинить распоряжение, дабы означенную сумму, когда она будет назначена для выдачи… Лебедеву,.. мог бы получить он, архимандрит,.. ибо он, Лебедев,… по неопытности в домашней жизни и различении нужд домоводства, расточит сии деньги без прочной пользы для самого себя. К сему архимандрит присовокупляет, что новокрещеный Лебедев просит начальство, чтобы оставить его в первой калмыцкой дючине, в которой он состоял прежде крещения и в ясаке, каковой вносят калмыки оной дючины …

    Вопросы и задания:О каком событии (ях ) идет речь? Почему архимандрит просит о помощи Лебедеву? В чем она выражалась? Почему нельзя выдать деньги, по мнению архимандрита, нуждающемуся?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 650.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...