Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль заимок в заселении Горного Алтая
Заселение осуществлялось основанием пасек и заимок. В 1866 г. старожилы братья Фомины устроили маральник. Эта семья была родом из села Выдрихи., затем переехала в деревню Чечулиху, наконец, основала деревню Талицу на одноименной реке. К заимочникам подселялись выходцы из той же деревни или из других. К реке Талице, например, выселились старожилы с р. Убы и р. Алей, в том числе и староверы, придерживавшиеся разных вероисповеданий. К ним же в дальнейшем подселялись российские переселенцы. Тюдрала была образована в 1855 г. как смешанное поселение, а в последствии считалось переселенческим поселком. При благоприятных условиях на заимках обосновывались на постоянное жительство. Постепенное оседание крестьян на сезонных угодьях можно увидеть из материалов подворного описания населенных пунктов, проведенного в 1897 г. Возьмем для примера сведения о русских заимках в Горном Алтае, вблизи Бийско-Уймонского тракта. Всего там было учтено 19 участков, из которых на 15 жили только временно, при выполнении работ, так и указывали переписчики: «Заимка крестьянина Якова Белова для пчеловодства, в 50 верстах от с.Абая, сообщение только верхом, проживают только летом». О тех заимках на р. Мемовной, притоке Коксы, основанных для пчеловодства и скотоводства, переписчики сообщали: «Находятся в совершенно диких горах под белками. От ближайших деревень в 35-40 верстах. В редких случаях зимуют». На участках имелись избушки, пригоны для скота, подвалы для пчел. На нескольких заимках семьи жили попеременно, как, например, на участке выше д. Верх-Уймонской, выбранном для скотоводства и содержания маралов – по две-три недели, затем выезжали домой в деревню, на их место приезжали другие, так в течение всего года. Заимки, на которых кто-либо из членов семьи находился постоянно, были лучше обустроены. Кроме дома там ставили амбары, скотные дворы, гумно, заводили огород. Богатую заимку имел крестьянин Кузьма Бочкарев. Он занимался хлебопашеством и скотоводством, содержал кожевню. Хозяин проживал на заимке постоянно, а остальные члены семьи: десять мужчин и три женщины – временно. В первых годах 20 в. крестьянской семьей Огневых из д. Верхне-Уймонской была основана заимка для занятий мараловодством, там же сеяли пшеницу, овес, ячмень. На заимке жили попеременно два брата. Около 1910 г. к ним подселились российские крестьяне. Заимка братьев Огневых развилась в д. Горбунову. 5. Жизнь и быт переселенцев В крестьянском быту различали две постройки: изба и избушка. Изба строилась как постоянное жилище, прочно и основательно – «на века». Избушка была небольших размеров, служила временным жильем на дальних полях – «пашенная избушка», на лесных промыслах – «охотничья избушка», при начале домообзаводства – «избушка-малушка», в которой жили до постройки основного дома. От назначения зависели размеры избы. Для больших изб длину стены выводили в 5-5,5 м на 6-8 м, а для малушек – 3-3,5 на 4 м. В традиционной крестьянской культуре все взаимосвязано. Вычленить и культивировать один какой-то вид рукоделия или ремесла очень сложно. Подсчитано, например, что крестьянская девушка к тому моменту, как стать невестой, осваивала до сотни разных специальностей. Крестьянский быт это целый мир, не познанный до конца и равновеликий современной цивилизации. В ходе переселения при учете огромных расстояний естественным образом утрачивалась культура места «выхода». Старожилы отсеивали все ненужное, что не было востребовано на новых территориях. Но, прожив здесь двести лет, они создали новый слой культуры, активизировав привезенные формы знаний. У переселенцев 20 века просто не было времени «пропитаться» старожильческой культурой в отличие от переселенцев 19 века, которые, перебираясь на Алтай, вынуждены были подстраиваться под нормы и морально-нравственные установки старожилов, заимствовать методы хозяйствования с учетом климата. У сибиряков был свой персональный праздник – День Сибири, который приходился на 8 ноября (26 октября по старому стилю). В 1881 году сибиряки отмечали 300-летие присоединения Сибири к России: в этот день казаки Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. По такому поводу было обнародовано обращение императора Александра 111 к россиянам. День Сибири справляли по всей стране. Постепенно праздник стали совмещать с гулянками по итогам земледельческого года. Старожилы ставили поминальные свечи в память о предках, а затем собирались «по суседству» у старшего по родству. На столе обязательно был рыбный пирог, пельмени, гречишные блины, горошница, запеченный в тесте поросенок, саламат ( нечто вроде тюри или каши), шаньги, пирог из черемухи, чай «затуран»( с молоком, мукой и солью), кедровые орехи. Сибиряки произносили слова благодарности за сытую жизнь. После 8 ноября начиналась череда сельских ярмарок. В крупных городах в этот день проходили губернаторские балы, купцы вносили пожертвования приютам и больницам. По православному календарю 8 ноября – День Димитрия Солунского, который был покровителем Ермака. Поэтому в городах и селах совершались крестные ходы с молебнами. День Сибири отмечали до 1920 года, а потом его затмил главный революционный праздник. Сейчас в некоторых городах Сибири пытаются возродить традицию. В Сибири казачество – это полувоенное сословие создавалось искусственно: в казаки старались записать как можно больше людей, чтобы было из кого формировать регулярные войска. В случае войны казаки мобилизовывались сразу. Казаки презирали крестьян, хотя они тоже землепашцы. Им присуще было чувство сословного превосходства: позором считались браки казаков с крестьянами. Из казаков выйти было нельзя. В 19 веке, если казацкая вдова повторно выходила замуж, ее мужа тут же записывали в казаки. 6.Воспитание в крестьянских семьях К 16-17 годам молодой человек должен был обладать всеми необходимыми трудовыми навыками, уметь выполнять разные виды работ. Поэтому к труду в крестьянских семьях начинали приучать с самого раннего детства. Считалось, что чем раньше у ребенка появится привычка трудиться, тем лучше будет для него и для сей семьи, так как каждый ее член должен приносить пользу. Трудовые навыки дети получали, в первую очередь, от родителей. Авторитет их был незыблем. Приобщение к труду происходило поэтапно. Сначала обучали простым видам работ, потепенно переходя к более сложным. При этом учитывался возраст, сообразительность ребенка, его физические возможности. Девочек обучали рукоделию. В 5-6 лет садили за прялку. Прядение считалось наиболее простым видом работы. Для удобства отцы часто вырезали дочерям специальные маленькие прялки и веретенца. Вышиванию начинали обучать примерно с 7 лет. Девочки сами делали себе кукол, учились кроить и шить. Самым сложным видом рукоделия было тканье на кроснах. Ткать учили примерно с 15 лет, а устанавливать кросна и сновать – с 17 лет. В крестьянских семьях было принято, чтобы, чтобы с малышами нянчились старшие дети, причем не только девочки, но и мальчики. Лишь в очень богатых семьях нанимали нянек. В няньки шли девочки из бедных семей. В тех случаях, когда дети рано теряли родителей, им нередко приходилось выполнять тяжелую физическую работу. С раннего возраста начинали приучать к труду и мальчиков. Как только ребенок осваивал какой-либо вид деятельности, ему давали посильную работу. Таким образом происходило постепенное втраивание ребенка в трудовой процесс семьи. В 4 года ребенок мог ездить верхом, в 5-6 забираться на коня. В это время мальчиков мальчикам начинали поручать управление лошадью (перевозить груз на санях и телегах). С 8 лет мальчики начинали косить. Для этого им делали специальные, по росту, литовки. С 10 лет начинали пахать. Трудовое воспитание не лишало ребенка обычных радостей детства, органично входило в его жизнь. Труд был неотъемлемой частью крестьянской жизни, способом выживания. Дополнительный материал : « Здесь все переселенцу незнакомо и чуждо, и он не знает, как к чему ему и приступить. Взять хотя бы ту же землю: кто ее знает, хороша она или дурна. Другая земля весною черная, кажется, самая хорошая, а когда летом высохнет, оказывается солонец, на котором хлеб и вовсе не родится, или родится да плохо.А иная земля, кажется, никуда негодной, совсем не стоющей, а на поверку выходит, что это-то и есть самая лучшая в этом месте. Как нужно пахать – глубоко или мелко, как и когда сеять, какие места скорее морозом прихватывает, какие больше ветрами высушивает,-ничего этого переселенец не знает и узнает не скоро, потому что ему и спросить не у кого, до всего нужно доходить самому. И пока он не войдет во все мелочи, пока он не привыкнет к новому месту, не приспособится к нему, - его хозяйство не наладится. Как следует, все будет в нем что-нибудь да не так. И не всякий переселенец скоро сумеет привыкнуть к новому месту и не всякий сумеет к нему приспособиться и приспособить свое хозяйство. Иной всю жизнь бьется и никак не может наладиться, покуда ребята не подрастут. Многие не выдерживают и бросают участки, уходя домой или в другое место в Сибири же. Прежде легче было, прежде переселенец мог присматриваться, как ведут хозяйство старожилы, и что ему нужно, перенимать у них. Это когда участки отводили в населенных местах. По близости от старожильских селений. Теперь таких учатков мало. И хотя правительство думает селить переселенцев и на старожильские земли, где, по рассчетам чиновников. У старожилов есть лишняя земля, только и этих земель будет не много и на них особенно рассчитывать не приходится. Большая же часть участков будет отводиться в степи, где оседлого населения мало. А кочевое живет разбросанно. Или же в безлюдной тайге. И кто думает о переселении в Сибирь, тот это должен знать. (С.П.Швецов. Сибирь: кто в ней живет и как живет. Беседы о сибирских «вольных землях» и переселении на них. СПб., 1909, С.61-62.)
Вопросы и задания:Назовите причины переселения крестьян из Европейской России в Сибирь, в частности, на Алтай? Какие этапы законодательства о переселение теперь тебе известно? Назови причины изменений, вносимых в его содержание. Перечислите категории переселенцев. На каких условиях они селились на новом месте? Как они устраивали свою жизнь? Узнай у родителей, когда прибыли ваши предки на Алтай? Почему только в 70-е годы 19 в. был поставлен вопрос о заселении Горного Алтая? Почему переселялись не только из центральных районов России, но и со степного Алтая, предгорных селений? Какова роль заимок в освоении Горного Алтая? Узнай у бабушек и дедушек ( в музее села, школы), какие дома строили раньше? Зачем нужно было соблюдать определенные правила при постройке домов? Какие промыслы были в вашем селе? Чем оно славилось? Какие слои населения были в вашем селе? Чем они отличались? Выясните причины деления жителей села на различные слои. Поинтересуйся у старожилов села, как их воспитывали родители. В какие игры они играли? Какую носили одежду? Словарь: Заимка – новое временное поселение. Избушка для проживания во время страды. Заимки, поставленные в удачном месте, разрастались. К первому владельцу подселялись другие. Заимка становилась постоянным поселением, перерастала в деревню. Кабинетские земли – земля находится в бессрочном пользовании, но крестьяне, кроме поземельной подати и казенного оброка, платят еще оброк в кабинет.
Рисунок. Переселенцы на пути к своим участкам. ( Из фондов Национального музея Республики Алтай)
Чуйский тракт 1.Торговый путь в Монголию и Китай. Первые сведения о Чуйском тракте, горной тропе, какой она была в то время, известны с 80-х годов 18 в. Тогда купцы впервые достигли реки Чуи в Курайской степи (район современного с. Курая). Началом торговли послужили поездки русских купцов в Чуйскую степь к двоеданцам. Сначала ездили до Красной горы. Ставили палатки и покупали у теленгитов-двоеданцев товары. Скоро русские купцы сами стали ездить в Чуйскую степь. Первыми купцами, достигшими верховьев Чуи, были братья Хабаровы и Токарев. В конце 18 в. начал складываться постоянный путь в Западную Монголию и Китай по долине реки Чуи. По горным тропам через перевалы и реки купцами было найдено несколько проходов к границе. Путь был нелегким. В начале 40-х годов 19 в. русские торговцы достигли урочища Кош-Агач. Из «Материалов по исследованию русского переселенческого и инородческого населения в Горном Алтае» (1898 год) Село Кош-Агач «Селение Кош-Агач расположено при впадении реки Чаган-Бургазы в Чую, на левом берегу последней, в Чуйской степи. При въезде сначала не видишь селения: так редко и разбросанно стоят немногие дома, какие имеются там. Это не селение, а скорее целая группа хуторов, около каждого – по нескольку юрт-летников или помещений для рабочих. Все эти дома принадлежат русским купцам: Васильеву, Копылову, Мокину, Мезенцеву, Поликарпову, Ловчикову, Гилеву. Кроме этого, имеются еще миссионерские постройки, церковь и несколько юрт. Большинство торговцев не живет здесь, а только временно приезжают или имеют приказчиков. Хотя Кош-Агач назначен одним из мест для переселенцев, до сих пор никто не пробовал поселиться. Все население состоит из инородцев, разночинцев-торговцев, чиновников. Зарегистрировано 19 дворов с населением 65 душ обоего пола. В том числе инородцев 46 душ. Пашен нет. Сер\нокосов мало всего у 9 хозяйств. Лесу мало. Кое где по степи разбросаны колки лиственничного редкого леса. Горы, замыкающие степь, также безлесны. Поскотины нет. У некоторых купцов около дома загораживаются довольно порядочные телятники и для рабочих лошадей. Арыков нет. Всеми наличными хозяйствами содержится лошадей 81, рабочих 64, рогатого скота 121, мелкого -758. Мараловодства и пчеловодства нет. Промыслами занято 17 хозяйств, или 89,5%. Сроковыми, поденными работами занято 7 хозяйств, извозом и ямщиной 2, торговлей 3, кустарными промыслами 1, звероловством 1 хозяйство. В Кош-Агаче имеется таможня. Специальных таможенных строений нет, нанимается один из домов купца Мальцева, о чем свидетельствует национальный русский флаг, выброшенный на бане того же купца. Проходят караваны с чаем и шерстью, по 150-300 верблюдов каждый. Складов для товаров, идущих в ту и другую сторону, не имеется, и грузы нередко складываются просто под небом, прикрытые брезентом. Из живущих на Кош-Агаче купцов только Мокин из Раската Нижнее-Чарышской волости, да Копылов ведут заграничную торговлю. Торгуют мануфактурными и железными товарами в Монголии, а оттуда вывозят шерсть, сурка и других зверей шкуры, гонят гурты баранов и рогатого скота в Иркутск, покупая его за границей и перегоняя китайскими пределами. Копылов же ведет торговлю специально маральими рогами. В 1897 году он скупил их до 80 пудов, приблизительно на 22400 рублей по ценам на Алтае. Скупает главным образом в Уймоне и Бухтарме, а также в Чуе и Улагане у охотников. Остальные торговцы, как Гилев, Васильев, Афанасьев, Петухов имеют дела с киргизами Чуйской степи, продавая им дешевый мануфактурный товар, железный, кожевенный, чай, соль, табак, сталь, кремни и прочую мелочь. Взамен получают скотские, конские шкуры, шкурки сурка, козловые разных пород (козел, каменный баран, дун, кабарга, ирень), шерсть баранью, волос конский. Торговля чисто меновая» (Святогорье. История Республики Алтай в документах Центра хранения Архивного фонда Алтайского края 17-начало 20 веков. Горно-Алтайск, 2000, С.109-110.) В 50-60-е годы начинает действовать ярмарка у речки Бураты. Поводом к началу торговли послужили религиозные переходы джунгарских дербетов Первым торговым пунктом в горах Алтая явилась заимка Шебалино, получившая такое название по фамилии купца Шебалина, имевшего здесь свои склады. Затем возникают торговые точки в Топучей, Теньге и Онгудае. К началу 70-х годов 19 века весь Горный Алтай был, втянут в малую и большую торговлю. Интерес к дороге, по которой велась торговля с Монголией и Китаем возрастает во второй половине 19 в. Как ты думаешь почему? Торговый путь проходил в двух направлениях. Один начинался в Бийске и проходил через села Алтайск-Черга-Шебалино-Онгудай – переправа Кор-Кечу-Сальдярский перевал со спуском по долинам рек Черная и Иня к Чуе и шел по ее правому берегу до Кош-Агача. Второй путь шел от Бийска на Телецкое озеро, затем по долинам рек Челушману, Башкауса, Тобожока выходил к Чуе и соединялся здесь с первым направлением, которое постепенно стало главным путем в развитии русско-монгольской торговли. 2. Строительство и благоустройство Чуйского тракта Торговый путь представлял собой горную тропу. Особенно трудной тропа была осенью, в начале зимы и ранней весной. Она обледеневала и становилась слишком скользкой. Случаи, когда вьючные лошади срывались в ущелье, были нередкими. Постепенно тропа превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы 19 века – от Алтайска до Шебалина. На дорожные работы привлекались крестьяне близь лежащих сел. Оказывали помощь и купцы, заинтересованные в пуске колесной дороги. Например, улучшения на Камаринском перевале и на участке от Черги до Шебалина были сделаны в 1865 году на средства, выделенные купечеством. В 1877 году перестраивается участок от Шабалина до Онгудая, а в 1879-1880 годы – между Онгудаем и Хабаровкой. От Хабаровки до монгольской границы путь был верховым. В 90-е годы устраняются отдельные «гиблые» места на всем протяжении этого участка: расширяется тропа, уравниваются выступы скал, убираются камни, укладываются некоторые деревянные настилы и каменные барьеры. Несмотря на трудные условия перевозки, сопряженные с большой опасностью, медленностью и дороговизной доставки товаров, Чуйский торговый путь занимал видное место в русско-монгольской и русско-китайской торговле. Развитие почтовой связи вызвало необходимость образования станций, которые служили для смены верховых лошадей. Таких пунктов было создано 8: в Хабаровке. Купчегене, Усть-Ине, Едре. Айгулаке, Чибите, Курае и Кош-Агаче. Растущий товарооборот с Монголией и Китаем, строительство транссибирского железнодорожного пути способствовали началу работ по изысканию трассы на Бийск. Еще в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов докладную записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. В результате этого ходатайства в Горный Алтай были направлены техники А.Яцевич и В.Замятин, которые провели первое поверхностное обследование и определили предварительную стоимость работ. В 1870-х годах по новому маршруту проехал губернатор и одобрил предложения местной администрации о создании надежного торгового пути. Идею поддержали миссионеры, считавшие, что это будет способствовать развитию оседлости и хозяйства алтайцев. Прокладывать дорогу, было решено на деньги, собранные по подписке от купцов и местного населения. Один из постоянных торговцев с Китаем взялся на свои средства пробить и расширить три самых трудных вьючных горных перевала. Строящийся тракт быстро заселялся. Русские купцы основывали вдоль него торговые заимки, где хранили свои товары, а в летнее время вели торговлю. К ним подселялись алтайцы и казахи. В конце 70-х годов 19 в. по новому тракту зимой проехал этнограф Г.Н.Потанин. На пути от границы первой он увидел юрту теленгита, затем – Кош-Агач – «первый пост русской оседлости, выдвинутый на пути в Монголию русскими купцами». Вот какие впечатления оставили эти поселения: «Очень невесел Кош-Агач зимой: выйдешь за ворота – там-сям какие-то мертвые срубы с заколоченными окнами или просто без окон, похожие больше на деревянные бани. Между ними торчат правильные темные конусы – это теленгитские аилы из жердей, покрытые лиственничной корой. Вдали запертая и некрашеная церковь, потом полоса лиственничного леса на востоке и на западе, а за нею белые горы». Более обжитой вид имел следующий пункт – Ангудай, в котором насчитывалось уже около 60 дворов. «Два-три дома повзрачнее – русских купцов… Видишь перед собою одни только крыши, - писал Г.Н.Потанин, - одни какие-то городьбы, а между ними там и сям какие-то бани и хлевы без крыш, или конические аилянчики. Это и есть жилища местных обывателей. Дом миссионера. Дом богатого теленгита – всех красивее в 5 окон, с воротами, заборами, службами. Церковь – амбар с крестом, школа при церкви». Возле Катуни начинались чисто русские поселения. Первое из них – заимка крестьянина Куликова, который содержал перевоз. Г.Н.Потанин пишет, что заимка состояла из двух изб. Далее шел спуск в долину Улегумена. Невдалеке от спуска находилась заимка купца Хабарова в один дом, весьма живописный: «Домик его выходит крыльцом на двор, обнесенный городьбой, а не забором, и состоит из кухни и горницы. Горница расписная, с русской печью, на столе самовар», и т.д. В начале 19 в. этот путь был назван Чуйским трактом и стал основной магистралью, связывавшей округ с восточными соседними странами. Со второй половины 19 в. по трактам ехали, шли пешком или брели переселенцы из России. В при трактовых деревнях оседало больше новоселов В 80-е - начале 90-х годов изыскания были продолжены, стоимость строительных работ увеличивалась. Для более точного определения объема работ и их стоимости был послан инженер А.А.Ломачевский в 1897 году. Работа его осталась незавершенной. В начале 20 века изыскательские работу продолжались. Вопросы и задания: Когда впервые упоминается Чуйский тракт? Что он собой представлял? Расскажите о Кош-Агаче конца 19 века. Сравните описания конца 19 в.с современным районным центром. Какие изменения произошли? Какие два торговли можно выделить на основании документов? Что продавали русские купцы т местное население? Какой товар завозили в Россию? Что вывозили? Каковы причины строительства и благоустройства Чуйского тракта? Выделите этапы в строительстве Чуйского тракта. Обоснуйте, почему свое мнение. Дайте характеристику каждому этапу. Дополнительный материал: Вот как описывает Чуйский тракт очевидец: « Дорога, или лучше сказать конная тропа, пролегала по горам и долинам горных речек, в настоящее время не только удобна, но и представляет значительные затруднения… По широкой долине Урсула, одной из самых красивых рек Алтая, спускаются до малого Ульгеменя, следуют по последнему вверх верст 10, переваливают в большой Ульгемень и по нему доезжают до р.Катуни. До с. Мыюты, где находится стан алтайской духовной миссии, дорога колесная, далее же тележная становится затруднительной и ей предпочитается верховая… Перевоз же через Катунь по быстроте течения довольно опасный, тем более что переправа происходит в небольшом челноке и весьма неудобно устроена. От катунского перевоза следует вверх по небольшой речке Сальджар, в вершине ее переваливают в р. Елагуш, поднявшись по которой, переходят высокие, местами снегом покрытые Айгулакские горы. С этого разлома гор, откуда берут начало реки Егулаш и Иня, текущие в Катунь, и Айгулак, впадающий в Чую, представляется очаровательная картина снеговых вершин, или так называемых белков Алтая. Следование по лесистой долине Айгулака, по топям и грязям, представляет много трудностей, а потому во избежание их, в особенности в дождливое время года, товары на Чую направляются из Сальджара на вершину небольшой речки Карасу, впадающей в р.Иня, а эта - в Катунь, и по берегу Катуни выходят на устье Чуи. Этот путь выгоднее первого потому, что исключает один перевал (из Егулаша в Айгулак), но зато затруднительно по Чуе вверх до Айгулака, где приходится переходить восемь бомов, из которых четыре весьма опасны. Бом, калмыцкое слово, усвоенное в тамошней местности и русским, означает скалу, стесняющую течение реки, нависшую над водою и заграждающую путь по берегу реки. Для перехода через эти утесы извивается между камнями узенькая тропинка, часто на страшной высоте, над самой пропастью. На опасных бомах всадники слезают с коней, вьючные лошади развьючиваются, а вьюки переносятся людьми, иногда даже лошадей втаскивают арканами. Все эти препятствия, представляемые природою, преодолеваются нашими купцами, ездящими на Чую и отправляющими туда каждый год несколько караванов с товарами. Самая торговля бывает в 40 верстах от лавок, у ключа Браты, на половинном расстоянии между ними и китайской границей.» ИЗ СТАТЬИ В.И.ВЕРЕЩАГИНА «ОТ БАРНАУЛА ДО МОНГОЛИИ» …Теньга расположена на берегу р.Урусула, близ устья р.Теньги, и состоит из дома писаря, избы ямщика и хорошего дома местного богача инородца Аргамая Кульджинова, кому принадлежат громадные стада скота и целые табуны лошадей. Имея прекрасный дом, Аргамай Кульджинов живет в обыкновенной юрте, стоящей рядом с домом. Недавно здесь выстроена церковь, так как инородцы окрестных аулов числятся крещеными. Но, конечно, в сущности они остались попрежнему темными язычниками. Хлебопашество в Теньге невозможно. Родится только картофель, редька и редиска. Прожив в Теньге два дня, мы выехали в Онгудай. Отличная ровная дорога идет Теньгинской степью вдоль левого берега р. Урсул… В степи белеют большие стада коз и алтайских курдючных овец откармливающихся на солонцах. Круглый год пасутся они на подножном корму, так как зимы здесь безснежные. Сена инородцы не ставят иди запасают очень мало. Поэтому глубокий снег зимою является серьёзным бедствием и неминуемо влечет за собой падеж скота. Среди овец преобладают белые, так как ламаизм, распростряняющийся среди алтайцев, предписывает уничтожить черных овец. У деревни Туехты, расположенной на Урсуле значительно ниже Теньги мы видели пашни. В огородах здесь разводят даже огурцы, но они не редко страдают от заморозков. Значительное село Онгудай расположено на правом берегу Урусула; здесь имеются; церковь, почта и телеграф. Достопримечательность Онгудая – роща, в которой по рассказам, в былые времена секли инородцев для обращения их в христианство. Жизнь в Онгудае очень дорога. Проведение колесного пути по Чуйскому тракту, проведение телеграфа, транспортирование кладей ( в Онгудае есть транспортная контора Варвинского), проезжающие купцы и путешественники приучили местных жителей к высоким ценам за продукты и труд. Рабочего, прислугу достать трудно. Еще недавно Онгудай был конечным пунктом колесного пути. Дальше шла по направлению к китайскому городу Кобдо вьючная тропа – «Чуйский тракт», и только до Хабаровки еще можно было кое-как пробраться в тележке. Но года четыре тому назад Чуйский тракт превращен в колесный путь. Практика выработала особый вид двуколок, на которых везут товары из Бийска в Монголию и обратно. На Чуйском тракте мы встречали целые караваны таких двуколок… В долине Ульгуменя, в 18 верстах от Онгудая, расположена деревушка Хабаровка, возникшая недавно (1891 г.). Некто Хабаров основал здесь заимку. Около него поселились его родственники, а затем и чужие. Такова история возникновения этой деревни, как и многих других на Алтае. Около деревни есть маральники. Пашни орошены арыками (поливными канавами). Скот и здесь ходит круглый год на подножном корму… В долине Большого Ульгуменя, при впадении в него р. Купшекень раположена деревня Купшекень, где обращает на себя внимание бревенчатая шестиугольная юрта, но с окнами. Такая постройка является как бы переходной формой между шестиугольной бревенчатой юртой (летник) алтайского инородца и настоящей русской избой. У Купшекеня долина расширяется и принимает степной характер. Много типчака и фиолетового коровяка. Посевы и здесь орошаются при помощи арыков. Тракт приводит затем в долину реки Катуни. Здесь, выше устья Большого Ульгуменя, на террасе над Катунью стоит одинокий дом ямщика. Это станция Керкечу. Уже в старину в Керкечу существовала переправа. Риттер упоминает, что по обеим сторонам реуки Катуни находятся два огромных выступа, на которых видны ясные следы каких-то приспособлений для переправы. Где находятся эти выступы, мне не удалось выяснить. При проведении колесного пути из Керкечу его разработали через Еломанский перевал и бом Конгорар. Но он так труден, что купцы для обхода этого дорогостоящего участка Чуского тракта устроили два частных перевоза через Катунь: в Керкечу и выше бома Конгорар разработали дорогу по правому берегу р.Катуни, при чем путь сокращается на целых 20 верст. Теперь казенным трактом через Еломанский перевал пользуются только погонщики скота, который направляют в Бийск, да здесь же проходят табуны лошадей, которых гонят с Алтая через Монголию в Кяхту и Приамурский край. Говорят скот, особенно овцы, сильно испортили тракт на этом участке, засыпав его галькой и более крупными камнями, которые градом сыплются с крутых склонов при проходе стад. Мы направились оюбходным путем, переправившись в Керкечу через р.Катунь на пароме… …Недалеко от перевоза расположена калмыцкая зимовка: изба, бревенчатые юрты. Но самих обитателей этого жилья нет: они со своими стадами перекочевали на лето в горы. Около зимовки прекрасные посевы…( ЦХАФ АК.Ф.1538. Оп.1.Д.5.Л.6-8. оттиск статьи, опубликованной в ж. «Естествоведение и география» № 7 за 1907 г. из «Святогорье». История Республики Алтай в документах Центра хранения Архивного фонда Алтайского края 17- нач.20 вв. Горно-Алтайск, 2000.) О каких населенных пунктах Чуйского тракта ты узнал из документа? Дай им характеристику. Что нового появилось в устройстве Чуйского тракта в начале 20 в.? Какие изменения для развития торговли и сообщения необходимо было произвести на тракте? Что нового ты узнал из описания об изменении в жизни населения Горного Алтая? § 24.Торговля в Горном Алтае |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1469. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |