Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начало освоения русским населением территории Горного Алтая
Вспомните, когда впервые русские появились на территории Горного Алтая? Какое событие послужило началом промышленного освоения Алтая? Историческая справка: Впервые русские появились на территории Горного Алтая в 17 в. В 40-е гг. 17в. томские власти намеревались построить укрепленную крепость на Телецком озере. Это было поручено казачьему отряду во главе с боярским сыном П.Собанским. Казаки воздвигли временные укрепления, в которых провели зиму, но строить постоянную крепость не решились из-за скалистых берегов озера. В начале 18 в. началось освоение рудных месторождений уральскими горнозаводчиками Демидовыми в юго-западной части Алтая. Первый основанный на Алтае металлургический завод стал именоваться Колывано-Воскресенским в честь открытия месторождения возле озера Колывань в воскресный день. Впоследствии это название распространилось на новые демидовские заводы - Барнаульский и Шульбинский и на сам округ.
1.Пути заселения Горного Алтая русским населением Уже в 80-е годы 18 в. вольная крестьянская колонизация вышла за пределы официальной границы Российского государства, и не только в верховья Бухтармы, но и в верховьях Оби. Так, крестьяне Бехтемирской с момента ее основания в 1727 г., завели пашни на левом берегу Бии, хотя эта территория лежала вне сферы действия русской администрации, а местное население являлось двоеданцами. Несмотря на грозные документы, местные власти сквозь пальцы смотрели на самовольное продвижение крестьян к югу. Даже приписанные к заводам крестьяне (почему они так назывались?) иногда добывали разрешения отселиться от прежней деревни на новые места, считавшиеся еще недавно опасными. В 1772 г. Бийская земская изба запрещала заводским крестьянам деревни Песчаной, основанной в 1735 г., косить сено «в опасных местах», заниматься промыслами, торговать с калмыками. В 1773 г., отселившиеся из Песчаной жители, просили освободить их от повинностей официально, дабы «поднять хозяйство». В юго-западной части Горного Алтая еще в 18 в. по берегам Катунских притоков Аргута и Коксу были основаны поселения. В них проживали старообрядцы, бежавшие от религиозных преследований, мастеровые, спасавшиеся от заводских работ, солдаты, не желавшие отбывать рекрутскую повинность. Небольшие дома окружали хозяйственные постройки: бани, амбары, иногда мельницы. Занимались жители земледелием и скотоводством, огородничеством, вели торговлю с китайцами, монголами и казахами. Большую роль играли пчеловодство, охота, рыболовство. В 1792 году жители Верхнего Уймона были помилованы империатрицей Екатериной 11 и вновь приняты в российское подданство, но уже под видом оседлых инородцев и обложены ясаком. 2.Массовое заселение территории Горного Алтая. Массовое заселение территории Горного Алтая относится к началу 19 века. В 1811 году крестьянин М.Зяблицкий, основали возле устья р.Маймы поселение Чергачак. Около 1820 года кузнецкий телеут, переселившийся на Алтай Тюдреш Шабраков основал на реке Б.Черга поселение Черга. На свое поселение Т.Шабраков получил согласие зайсанов 2-7 дючин. Когда позднее потомкам Т.Шабракова понадобилось подтвердить законность своего проживания на новом месте, то они получили 16 февраля 1889 г. от зайсанов удостоверение, подтверждающее факт согласия их предков на поселение Тюдреша. В удостоверении фиксировалось миролюбие Шабраковых, их участие в общественных нуждах и тот факт, что они не стесняют местных кочевников в землепользовании.. Между переселенцами Шабраковыми, которые остались шаманистами, и позднее подселившимися к ним крещенными телеутами Шабиевым и Шабриным никаких столкновений почти не было, как не было столкновений и между группой Шабиева-Шабрина и местными кочевниками. Деревня Черга располагалась вдоль одноименной реки. Путешественники 19 в. отмечали, что деревня была довольно большой, с добротными постройками. Главным занятием крестьян было пчеловодство. Зерновые они выращивали лишь для собственного потребления. Телег и упряжек у них было немного, так как горная местность очень затрудняла поездки даже по большой проселочной дороге. Многие женщины ездили верхом, даже на поле и сенокос. До начала двадцатых годов 19 века заселение происходило стихийно. Новые поселенцы свободно размещались на алтайских просторах. Кабинет и окружная администрация поощряли переселенцев. В 1817 г. Колывано-Воскресенская горная администрация обратилась с представлением в Кабинет о желательности заселения и освоения земель южной части округа. Высшее начальство дало разрешение на заселение алтайских гор до русско-китайской границы. Почему оно было заинтересовано в заселении земель? Заинтересованность администрации Кабинета и руководства Бийской казачьей линией объясняется тем, что алтайские крестьяне обеспечивали хлебом и остальным провиантом все горные заводы, рудники и линейные укрепления. При существовавшей на Алтае переложной системе земледелия, крестьянам часто приходилось перебираться на новое место жительства, поэтому-то и поощрялось хозяйственное освоение новых земель на Алтае. 3.Дальнейшее заселение Уймонской долины В первой половине 19 века продолжается заселение Уймонской долины. В 1820 году на реке Уймоне поселилось 8 крестьянских семей: Ошлыковы, Коноваловы, Знаменские и другие. Все они были выходцами из Каинского уезда Томской губернии. Затем к ним присоединились крестьяне Огневы, Подкорытовы, Могильниковы. Основанная ими деревня получила название Нижний Уймон. Впоследствии несколько отселившихся нижнеуймонцев образовали старообрядческое село Мульту. В 1829 году русские ясачные из Шуйской управы Кузнецкого округа, получив разрешение Колывано-Воскресенской горной администрации, образовали деревню Коксу (ныне Усть-Кокса). Первыми усть-коксинцами были крестьяне А.Бухтуев, Е.Максимов, С.Иванов, М.М.Кудрин. Всего 45 душ мужского пола. В 1859 году Коксу была уже крупным селом. В ней насчитывалось 53 двора и 338 жителей. В 1862 году капитан Принц, посетивший эти места, нашел, что жители ее совершенно обрусели («утратили свой инородческий тип, но живут беднее уймонских крестьян»). Другое высокогорное село Юстик на реке Коксе было основано уймонским крестьянином И.Бухтуевым. Он построил заимку, занялся пчеловодством. Впоследствии к нему присоединился горнозаводской обыватель из Бийского округа Останин, а потом крестьяне Алтайской и Ануйской волостей. В 40-е годы православные ясачные Сарасинской управы и выходец из Средней Азии образовали село Катанду. Впоследствии к ним подселились еще пять крестьянских семей и крещеный алтаец И.Кузьмин, уймонский старообрядец Черепанов и три крестьянские семьи из алтайских предгорных волостей. Состав катандинских жителей представлял типичную картину почти всех русских селений Горного Алтая. Оправдан ли такой вывод? Подтверди свое мнение. В 1842 году государственные крестьяне Смоленской волости и приписные крестьяне из села Тоурака Алтайской волости образовали село Чемал, куда стали переселяться выходцы и из других мест горного округа. Такой же состав населения был характерен и для других катунских поселков (например, Узнезя, Эликмонар и др.) 4. Установлениеи границы между алтайскими кочевьями и русскими поселениями В 1829 году Горное правление Алтайского округа распорядилось установить пункты алтайских кочевий. Примерная граница между русскими поселениями и алтайскими кочевьями была учреждена в 1831 году томским губернатором и главным начальником Колывано-Воскресенских горных заводов и нанесена на особую «карту урочищ Алтайского хребта». Русскому и алтайскому населению предписывалось данную границу не нарушать, что на практике не выполнялось ни той, ни другой стороной. Кочевникам запрещалось принимать на свои земли кого-либо, потому что переход из оседлого состояния в кочевое российским законодательством не допускался. Никакие административные меры не могли задержать миграционные процессы. О границе забыли как алтайцы, так и русские крестьяне, да и сама администрация округа. Освоение Горного Алтая ускорилось в связи с созданием Алтайской духовной миссии и торговлей России с Китаем через данную территорию. 5. Старожилы и новоселы В источниках 19 века четко различаются старожилы («сибиряки») и новоселы («русские», «русь»). Отношения между ними складывались вполне мирные, добрососедские. Правда, многие бытовые привычки казались странными, осуждались. Так старый сибиряк-крестьянин говорит о курских новоселах: «Люди хорошие, твердые, работящие, а живут как свиньи: сколько у иного хлеба, всякой животности, а поглядь, что он жрет - срам! Опять насчет хлеба, нечто у них хлеб? Да наша сибирская собака не станет есть российского хлеба». Дело в том, что курские любили хлеб ржаной и пекли его отлично, а у сибяриков хлеб пшеничный. Осуждали старожилы и неряшливость новоселов: « Коренные сибирики живут опрятно: у них еженедельно моют не только полы и лавки, но даже стены и крыльца. О курных избах и лаптях здесь не имеют понятия. Привычка к неопрятности, которую приносят с собою наши пахари (то есть переселенцы из Европейской части страны), служат одной из причин нерасположения коренных к новоселам». ( С.Турбин) Впрочем, как утверждали исследователи и публицисты, уже во втором поколении новоселы ничем не отличались от старожилов. Почему? Назовите причины улучшения жизни переселенцев. Описание картины жизни разбогатевших колонистов в г. Бийске, где «на святках рядят между прочим «расейскими новоселами» причем непременными статьями костюма считаются: синие, крашенные, непременно узкие штаны, почти, если только можно найти их, рваный кафтан, а главное-краюха черного хлеба под мышкой; ряженый должен просить милостыню. Таким является новосел в этот край; но через несколько лет, обилие даров природы ставит его в возможность завести самовар, каждый день пить чай, иметь к нему белый калач и мед, и если не совсем вносить в его дом привычки сибиряка-старожила, то все-таки делает значительную разницу в его обстановке с тем, чем он был окружен на своей родине, где-нибудь в тамбовской или вятской губернии».
Вопросы и задания: Назовите пути заселения Горного Алтая русским населением к началу 19 в. Почему заселение Горного Алтая было стихийным? Об истории основания каких сел республики вы узнали? Как было основано ваше село? Каковы были причины установления примерной границы между русскими поселениями и алтайскими кочевьями? Почему эта граница постоянно нарушалась? Какую характеристику дают переселенцам из России? Каким было отношение к переселенцам из центральных районов России? Почему вы так думаете? Словарь: вольная крестьянская колонизация – нерегулируемая государством политика переселения населения на окраины Старообрядцы (кержаки) – сторонники православной церкви до реформ Никона. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |