Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное устройство алтайцев




Род в жизни алтайцев

Алтайцы называли себя по названию рек, на которых они живут, например, Урсул-кижи (люди с Урсула), чарыш-кижи (люди с Чарыша) и т.д. Двоеданцы называли себя теленгитами или по названию рек – чуй-кижи (люди с Чуи), башкаус – кижи (люди с Башкауса) и чулушман-кижи (люди с Чулушмана). Жителей Чулушмана называли еще и телесами.

Алтайцы распадались на 24 рода. При регулярных перекочевках территория, в отличие от земледельческих обществ, не могла служить объединяющим фактором. Другое дело - название сеока. При встрече, поздоровавшись, алтаец обязательно интересовался родом своего собеседника, и если даже они принадлежали к разным сеокам, всегда находились общие знакомые или родственники. Человек не чувствовал себя одиноким, как бы далеко не забросила его судьба от родных мест. Он знал, что не безроден, что ему всегда придут на помощь. Род не позволял человеку «затеряться».

Члены одного рода не вступали между собой в брак. Они называли себя родовыми братьями. У каждого рода есть свой дух - охранитель и имеются свои особые обряды обращения к нему.

Сами алтайцы считали, что пестрота и обилие сеоков есть следствие «эпохи Ойрот-хана», когда к извечно обитавшим на Алтае сеокам присоединялись пришлые -–ойротские, сойонские роды. Почти в каждом сеоке существовало предание, объяснявшее его происхождение.

Социальный состав алтайцев

       Общество было неоднородным - были богатые и бедные. В обществе выделяют кроме зайсанов и демичей, баев –богатых скотоводов, общинников и небольшую прослойку лично и экономически зависимых людей – «кулов» и «айбычи».

    Число крупных баев было невелико. В исторических документах наиболее крупные баи упоминаются наряду с зайсанами и обозначаются термином «лучшие родовичи». Так, после обложения алтайцев новой ясачной податью в окладных книгах, являвшихся документом большой важности, приложили свои тамги наряду с зайсанами и демичи от всех семи дючин 48 «лучших родовичей». Баи, как и зайсаны, раздавали скот на выпас. Богатый скотовод раздавал бедноте дойных коров, лошадей, овец, при этом получивший скот мог распоряжаться вырабатываемыми продуктами (молоко, шерсть и т.д. Что еще могли делать алтайцы?) и обязан был возвратить по истечении определенного срока полученных животных с приплодом.

    Кулами часто становились за долги или шли добровольно, не имея средств к существованию. Положение кула близко было к положению домашнего раба. (Вспомни, что такое рабство? Дай определение понятию «патриархальное рабство». В силу, каких причин попадали в рабство?) Хозяин мог его прогнать по разным причинам, и он становился полностью свободным.

    Все рассмотренные слои общества в 18-первой половине 19 в. составляли очень небольшое количество населения. Основную массу населения составляли свободные, ведущие самостоятельное хозяйство, скотоводы. Переход от одного слоя в другой был возможен: разорившийся скотовод мог стать кулом, разбогатевший –баем и наоборот.

    3. Отражение в быту неравенства алтайцев

    Как ты думаешь, отразилось ли деление на богатых и бедных в быту и отношениях между алтайцами?

    По описанию Радлова В., до десяти лет дети – и мальчики и девочки - летом бегали совершенно голыми. Редко можно было увидеть на ребенке одежду и обувь. Обычно ее носили единственный в семье сын или дочь богатого человека или когда у пожилых людей появлялся сын, так называемый баловень. Покрой детской одежды ничем не отличается от одежды взрослых.

    Покрой и ткани в одежде алтайцев одинаковы. Алтайцам неведомо представление о том, что платье украшает человека. Богач не станет ходить без рубахи и не повяжет на голову платок, не станет носить свое платье до тех пор, пока оно на нем не разлезется.

    Богатого мужчину можно узнать по ножу, огниву и труту,трубке и металлической отделке пояса. Внутреннее убранство юрт в основном повсюду одно и тоже, с некоторыми мелкими отклонениями.

    Прочитай отрывок из рапорта Бийского земского исправника Томскому губернскому правлению с описанием обычаев и верований алтайцев от 2 ноября 1854 г.

    «… грамотности нет, невоинственные, рост имеют средний, телосложение здоровое, лица плоские, смуглые, в обычаях их заметно большое почтение к старшим родственникам, так что если в юрту отец к сыну своему, то сноха должна неприменно встать и стоять до того времени пока ей позволит свекор сесть, то же самое требуется свекровью и пред старшими братьями мужа, если же случиться снохе придти в юрту к родителям мужа своего, то она от порога далеко проходить не может, и женщины вообще у калмыков находятся как бы в некотором рабстве и справляют все домашние работы.

    Калмыки, хотя имеют нрав тихий, но когда бывают пьяны, к чему они чрезвычайно склонны, то тогда у них более является претензий на первенство пред женщинами, так что жены или снохи должны уже им подавать трубку, заседлать лошадь, подводить ее и вообще услуживать во всем беспрекословно. В употреблении пищи калмыки вообще неразборчивы. В бытность на промыслах употребляют мясо почти всякого добываемого зверя. В домашнем же быту питаются более, в особенности бедные, ячменем, поджаренным на огне и истолченным в муку, который употребляют с кирпичным чаем, покупаемым у русских купцов, или так называемым чагырским, коего в Алтайских горах водится в большом количестве.

    Юрты калмыки имеют не все одинаковые. Состоятельные, т.е. имеющие достаточно рогатого скота и лошадей, устраивают точно, такими, как у киргизов – на решетках, на решетках, обтягивают войлоком, а бедные делают из жердей, раздвинутых у основания, на земле и соединенных в верху, покрывают берестом или листвяничною корою, внутри никакого украшения нет, как зимою так и летом живут в одних и тех же юртах, которые при перекочевке перевозят с одного места на другое.

    Одежда, как летом, так и зимой одинаковая, состоит из шубы овчинной, сурковой или рысьей, смотря по состоянию человека, крытой сукном, вельветом, нанкой или другой какой бумажной или шелковой материей. Нижняя одежда состоит из распашной рубахи и шаровар из холста, нанки или тоже из какой бумажной и шелковой материи, шапка с черным мерлущетым, этим околом особого покроя в виде кокошника, наряд весь как у мужчины, так и женщины одинаков, только у замужних женщин сверх шубы надевается чегедек, вроде дамского бурнуса. Сшитый из какой-нибудь тоже бумажной или шелковой материи.» ( В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. 19-начало 20 веков. Горно-Алтайск, 2004, С.277-278.)

    Какие слова из текста документа не понятны? Спроси и запиши в тетрадь их значение.

    Какие факты указывают на неравенство среди алтайцев? Можно ли согласиться с мнением о том, что женщины были на положении рабов? Какие еще факты из других источников (литературы, газет, рассказов взрослых) можешь привести?

       Дополнительный материал.В Онгудайском районе рассказывают легенду о происхождении сеоков. «Тёлёс и Кобок были братьями. Один из них женился на красивой женщине. Хороший он был охотник, однако когда он возвращался и без добычи, в котле его жены всегда варилось мясо. Задумался охотник и решил узнать, откуда его жена берет мясо. Сказал ей, что пойдет на охоту, а сам спрятался и стал наблюдать за ней. Вдруг видит - жена срезает с себя мясо и бросает в котел. Понял муж, что не человек она, а оборотень – алмыс. Хотел он жену сразу выгнать, да жалко стало: была она беременна. Но когда она родила сына, то охотник забрал его, а жену выгнал. А ребенку дал имя Алмат. По именам этих трех людей и получили название сеоки, родоначальниками которых они стали: тёлёс, кобок, алмат. Потому-то люди этих сеоков не могут вступать в брак между собой».

    Какой вариант происхождения сеоков объясняет легенда ? Какие легенды ты знаешь о происхождении сеоков на Алтае? К какому сеоку принадлежишь ты? Как объясняют его происхождение твои родители, бабушки, дедушки?

    Почему запрещались браки между людьми, принадлежащими к одному сеоку? Такие запреты были только у алтайцев или ты встречал такой же обычай у других народов? У каких? Что является источником твоих сведений?

Вопросы и задания:Что такое род в понимании в понимании алтайцев? Почему род имел такое значение в жизни алтайцев?

Составьте схему алтайского общества. Опишите положение каждого слоя. Покажите взаимосвязь и возможность перехода из одного социального слоя в другой. Было ли это возможно? Почему? Назовите причины.

   

Реформа Сперанского М.М.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2650.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...