Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обращение алтайских зайсанов.
Еще летом 1754 зайсан Кутук пытался выяснить у русских властей через вахмистра А.Беседного о возможности укрыться на российской стороне. Учитывая появление у алтайских племен тенденции к переходу в русское подданство, командующий Колывано-Кузнецкой военной линией полковник Дегаррига запрашивал 19 мая 1755 года командующего сибирскими войсками бригадира Крофта о том, как быть. Крофт, ссылаясь на указания Коллегии иностранных дел и оренбургского губернатора Неплюева не пропускать «зенгорцев» к Колывано-Кузнецкой линии. После падения Джунгарского ханства (Когда пало Джунгарское ханство?) теленгиты отказываются от признания себя подвластными Цинской империи. 23 августа к кузнецкому посланцу И.Шабалину, находившемуся в кочевьях демичи Ерелдея Маачакова, прибыл брат зайсана Буктуша демичи Канзак Бектелев. Он заявил, что теленгитские зайсаны цинского подданства не желают и просят в подданство Российское принять. Наиболее авторитетным зайсаном был Омбо. Русские пограничные власти совершенно определенно адресовались к Омбо, как к человеку, первенствующему во всех 5 дючинах Кан-Каракольской землицы. Еще в феврале 1755 года Омбо направил к командиру Колывано-Воскресенской линии посланцев с просьбой разрешить, в случае нападения цинских войск, прикочевать к русским крепостям. В октябре того же года в Чакырскую крепость прибыл еще один гонец от Омбо. Зайсан просил дать российское подданство ему и его людям в количестве пятисот семей «урянхайцев и бухарцев». Одновременно передавалась просьба: ускорить принятие решения о подданстве его людей, ибо «когда реки станут. Тогда всех их Дебачина владения в китайскую землю без остатка погонят» 20 января 1756 года явились в Чакырскую крепость сын Омбы Болот, Бурчи Монтин и бухарец Теке Абреимов. Они передали слова Канского зайсана о том, что многие зайсаны с семьями и людьми угнаны в Монголию. Он просил, чтобы ему разрешили кочевать, вблизи, российских крепостей, и, готов был дать аманатов из числа знатных старшин или своих детей. Молчание российских властей на просьбы о приеме привело к разногласиям среди зайсанов и старшин. Многие старшины выступали за то, чтобы согласиться на настойчивые требования китайских властей о признании их подданства. 2. Решение вопроса о приеме алтайцев в подданство российскими властями. Обращение Омбы было передано в коллегию иностранных дел. 13 ноября 1755 г. коллегия иностранных дел советовала в тех случаях, когда прикочевавшие к русским линиям имели бы за собою погоню, местные власти должны были решать, исходя из своих военных возможностей. Принятых «зенгорцев» в подданство коллегия считала необходимым переселять за Иркутск или на Волгу. 26 января 1756 г. к командующему Колывано-Кузнецкой линией Дегарригу прибыли двоеданцы Укош и Кулей Кучюгешевы от зайсана Номкыя Молаева. Совет 13 зайсанов Алтая, проходивший на реке Кайрлук, постановил еще раз обратиться к русским властям с просьбой о приеме их в подданство России. Дегаррига отвечал посланцам, что указа об их приеме в подданство России еще нет, и советовал зайсанам подать письменное прошение о подданстве, скрепленное их подписями. Чтобы ускорить подачу зайсанами прошения, Дегаррига послал к ним 4 февраля драгуна Давыдова, которому поручалось привести представителей теленгитов на переговоры в деревню Усяцкую на Колывано-Кузнецкой линии. Вскоре Давыдов возвратился с письмом от зайсана Намыкая Малаева, в котором он от имени алтайских зайсанов просил оказать им военную помощь путем присылки отряда, и сообщал, что от пятитысячного цинского войска к ним приходили посланники с требованием принять цинское подданство и переселиться в места, указанные цинскими властями. Теленгитская делегация во главе с зайсаном Намыкаем Малаевым прибыла в деревню Усяцкую 15 февраля. Сюда же прибыл полковник Дегаррига, которому были вручены Намыкаем два документа с обращением к русским властям, в которых излагалась просьба двенадцати зайсанов о приеме их в русское подданство, выражалась готовность платить ясак и выставлять по требованию властей войско. Дегаррига разрешил зайсанам приблизиться к Колыванской линии, если будет угроза от цинов. Однако от приема в русское подданство воздержался, так как обстановка не отвечала условиям, изложенным в указе от 13 ноября 1755 г. В феврале же сибирский губернатор послал указание Дегарриге о приеме зайсана Омбы в русское подданство. Наместником Калмыцкого ханства по просьбе правительства России направлена была на Алтай делегация. Ее цель – уговорить желающих принять русское подданство переселиться в калмыцкие степи. Прибывшие в апреле в Чакырскую крепость посланцы Омбо рассказали, что зайсан совершил с конным отрядом поход в сторону ожидаемого прихода цинских войск, однако противника не обнаружили. Они рассказали, что к зайсану Кульчугаю два раза приезжали цинские посланцы, заявившие, что они знают о намерении Омбы и Кульчугая и этого не допустят. Омба просил командиров прислать ему полсотни солдат, а также одного офицера с поручением встретиться с цинскими военачальниками для заявления о том, что зайсаны уже состоят в подданстве России. 10 апреля 1756 г. последовал указ Сената, в котором говорилось о разрешении зайсану Омбе кочевать на реках Ине и Белой, так как соединиться с «братскими и волжскими калмыками не пожелали». В конце апреля из крепости Чакырской отбыл к Омбе прапорщик Надеин с приглашением Омбе и зайсанам прибыть в крепость для заключения договора и дачи аманатов. На состоявшемся 3 мая совете, в котором участвовали зайсаны Омбо, Киндиш, Кулчугай и другие, было подтверждено решение быть в подданстве России. В конце мая 1756 года был получен указ коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 г. с обстоятельным изложением условий и порядка приема в подданство России «зенгорцев». В указе говорилось о необходимости принимать их в подданство даже в случае отказа от переселения на Волгу. Каждый зайсан должен был дать аманатов. Сибирская администрация должна была принять меры, направленные на защиту новых подданных от китайских преследований. Опасаясь цинского вторжения, в Бийскую, Колыванскую, Чакырскую и прочие крепости были переброшены войска из Томска и Кузнецка. С охраны рудников сняли 640 солдат. Их перевели в форты и редуты для защиты беглецов с алтайских гор. В конце мая командиры цинских войск, не дождавшись добровольного принятия зайсанами цинского подданства, начали наступление, стремясь захватить их до выхода к русской укрепленной линии. Цинские командиры заявили, что теленгиты, находящиеся под Колыванским заводом, год назад приняли подданство «китайскому хану, за что и были пожалованы от него шапками с перьями, но потом… отложились». Прибывшим на переговоры цинским посланцам по их требованию было вручено письмо, подтверждающее принятие алтайцев в подданство России. 11 июня цинский отряд ушел в обратную сторону. 3.Процесс вхождения алтайцев в состав России Положение алтайцев, бежавших к русской пограничной линии, было крайне тяжелым. Большинство из них не имело никакого имущества, даже одежды. Все было разграблено цинскими войсками. К середине сентября 1756 г. в русское подданство было принято 3689 человек, а к весне следующего года 7011 . 21июня 1756 г.в Бийск прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош Сергеков. Они сообщили, что зайсан Боокол принял китайское подданство. Прибывшие были приведены к присяге и подписали договор на алтайском языке. От них были приняты аманаты. Вхождение Горного Алтая в состав России осложнялось некоторыми обстоятельствами. У правительства не хватало сил оборонять своих подданных в горах Алтая. Поэтому предполагалось их переселение за линии крепостей. Большую часть намеревались отправить на Волгу, где, по убеждению царской администрации, жили родственные племена. От переселения на Волгу зайсаны отказались, называя в числе причин разорение от «мунгальского войска», изнуренность скота и лошадей, необходимость соединиться с родственниками, спрятавшимися в горах и возврата пожиток, которые «распрятали по разным в камне скрытным местам». За первой группой зайсанов, принявших российское подданство в Бийске, сюда же вышли зайсаны Намык Еманаев и Кокшин Емзынаков. К концу лета приняты в российское подданство на Кузнецкой линии отоки семи зайсанов и 54 человека из отока Боокола. Была произведена перепись людей и скота. После переписи теленгитов-двоеданцев отделили от остальных и отпустили в прежние места обитания для заготовок корней и уборки пашен В конце лета к Колыванской линии вышел с последними людьми своего отока зайсан Омбо. Вскоре Омбо ездил на встречу с зайсаном Кулчугаем, кочевавшему по правому берегу Иртыша. Он сообщил Омбе, что после того как соберет людей и скот, разбежавшийся после похода цинов, прибудет в крепости. В августе в Бийск прибыли представители калмыцкого хана, чтобы уговорить алтайцев переселиться на Волгу. Они говорили о преимуществах переселения: отменялась уплата ясака податей, зайсанам сохранят их власть над их подчиненными и т.д. Но зайсаны отказались от переселения. Тогда калмыцкие посланцы и командующий военной линией Дегаррига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, якобы присланное цинским войском, идущим с требованием выдачи алтайцев. Зачитанное письмо произвело сильное впечатление. Зайсаны согласились переправить своих людей через Катунь и отвести в места, указанные им. Для помощи в переправе был направлен отряд военных. На встрече калмыцких посланцев и Дегарриги с Омбой и другими зайсанами и старшинами, находившимися на Колыванском заводе, было также зачитано фальшивое письмо, и получено их согласие на переселение. Зайсаны просили помочь их людям провиантом, сеном для скота из-за разорения и предстоящей зимовки непригодной содержания скота на подножном корму. Согласившихся переселиться на Волгу алтайцев насчитывалось 3989 человек. Они были собраны в Бийске и в июне 1757 г. отправлены на Волгу. По дороге к ним присоединились алтайцы и ойроты, оказавшиеся в крепостях по Иртышской линии. Правительство пыталось оказать помощь переселенцам продуктами, одеждой, кормом для скота, но этих мер было недостаточно. Болезни, недостаток пищи, холод привели к гибели многих переселенцев. Другие остались на своих исконных землях – теленгиты-двоеданцы и некоторые старшины, которые смогли причислить свои отоки к двоеданцам, хотя ранее ими не являлись. Многие старшины со своими людьми бежали в горы. Бежали, например, почти 50 семей «ведомства зайсана Омбы». Возвращались в родные горы не только из-за трудностей и угрозы переселения. Из Джунгарии была занесена оспа, и пронесся слух, что только живущие в родных местах болеть не будут, а кто болен - выздоровеет. Желающие перейти в российское подданство, обязаны были принять христианство. Не все соглашались с этим и откочевывали назад, в горы. Документы сообщают, что с января по август 1757 года в Усть-Каменогорской крепости окрестили 237 калмыков. Поверхностно приняв крещение, и не поняв христианской морали, некоторые новокрещенные обвенчались со своими женами. Зайсан Омбо, оставленный в качестве аманата в Колыванской крепости, умер в конце зимы или весны 1757 г. (Потанин Г.Н. сообщает дату- 9 февраля 1757 г.). Вхождение алтайцев в состав России было подготовлено всем ходом предыдущих событий. Ее начало восходит в 17 в., в течение, которого развивались и сложились вполне мирные добрососедские отношения с российскими народами. Дополнительный материал: Перевод с калмыцких писем зенгорских зайсангов Омбы с товарищи, которые при репорте сибирского губернатора генерал-лейтенанта Мятлева от 9 марта в Санкт-Петербурге в Коллегии иностранных дел получены 18 апреля 1756 года С 1 –го: Мы, зайсанги, имянуемые Омбу, Гулзуйхай, Хутук. Намки, Боохол, Церин, Буктуш, Бурут, Намук, Намджил и Замсунак со всеми нашими людьми желаем быть в подданстве белаго царя, токмо ныне нас отсюда хотят взять и перевесть в другое место, и для того просим вскоре нас от того защитить. С 2-го: Наперед сего мы бывшие владения Галдан Череня двенадцать зайсангов пред сим посылали к вам с известным нашим письмом зайсанга Намку тако ж и ныне мы, двенатцать зайсангов со всеми нашими улусными людми желаем быть в подданстве белаго царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак какой по соизволению белаго определен будет. И ежели белой царь когда в потребном случае нам двенатцати зайсангам соизволит повелеть на наш зенгорский народ или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы онаго войска в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять. А мы намерение имеющие быть в подданстве белаго царя двенатцать зайсангов состоим в тысяче пятистах кибиток людей или может быть более или малым чем меньше. И тако мы, двенатцать зайсангов послали с сим Намку и руки приложили. Переводил переводчик Петр Смирнов. ( АВПР, ф. 113, оп. 113/ 1, Д.4. 1755-1757 Г., Л.218-219.)
[ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ, 1756 г.1 Сего 1756 г. летнего средняго месяца 12 дня находящиеся при Алтае улусов зайсанга Омбы сын Болот, Гендюшка, зайсанги Намук, Церин, Буктуш, Хотук,. зайсанские братья Мамут и Бурут (а зайсанг Боохол по желанию своему к мунгалам отдался, токмо ево улусной знатной человек, называемой Мионгкиш), и мы, те з демичинары и с улусными знатными людми обще тако же и впред раждающия от нас дети непременно в высочайшей всероссийской протекции при линейных быть желаем и во уверение того, что мы в неимении инаго намерения с клятвою пред бурханы за нарушение налагая неупустительное истязание в повеленных случаях и во всех должностях подданнически поступать и российским правам истинно послушным быть, а лживости никакой не чинить и потем оном прикладывая бурханом при... Дегарриге и присяги учинили в противных же поступках воля.. государыни, а мы в том утверждаясь и аманатов отдали. Вместо Болота, Гендюшки, Мамута, Церена, Буктуша и'демичеев, знаемых улусных людейлама Лобзанг Зундуй руку приложил. Зайсанг Бурут за свеи улусы руку приложил. Вместо Мамута и Мионг.киша за тех их улусных знатных людей Жаткан руку приложил. [АВПР, ф. 113, оп, 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 350 — 350 об.] [ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАИСАНОВ, 1756 г.] 1756 года летнего средняго месяца 19 дня уранхаевы зайсанги Омбин брат а Монхогин сын Хазаги, Омбин сын Болот, теленгутов зайсанг Хотуков брат Худангулов сын Мамут, бурутов зайсанг Нохойдов сын Гендюшко по сему письму добровольно великой государыне всероссийской вступили в подданство со всеми нашими улусы, з женами и детми в вечныя роды и по соизволению великия государыни где повелено будет тамо и селитца. Да и впред чрез российских командиров какие повелении чинитца будут, оные всемерно исполнять и во всех случаях прекословия никому не чинить и по своим обычаям россианам никаких обид и злодейств не показывать. Если же наруша сие какие противности или непорядочныя поступки причинять будем, тогда великая государыня по собственным своим правам с нами и поступать соизволит. В залог онаго знатные наши зайсанги пред бурханы присягою утвердя, и подписались. Вместо Хазаги, Болота, Жолочи руку приложил, вместо Мамута Хожимберду руку приложил, вместо ево сына Гендюшки ламай Лобзанг Зундуй руку приложил. Вместо демичи Амугуга сын ево Чоночи руку приложил, вместо Монхога и всех протчих лама Лобзанг Зундуй ручки приложил. [АВПР, ф. 113, оп. 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 351 — 351 об.] ( по: Самаев Г.П. Горный Алтай в 17-середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России. ( Горно-Алтайск, 1991.) Выделите основную мысль в содержании документов. Чем отличается содержание первого документа от второго? Назовите причины этих отличий. ОТРЫВКИ ИЗ СОБСТВЕННОГО УКАЗА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ ОТ 27 ЯНВАРЯ 1756 ГОДА, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОСЬБУ АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ О ПРИНЯТИИ ИХ СО ВСЕМ НАРОДОМ В ПОДДАНСТВО РОССИИ. «Божиею милостию мы Елисавет первая императрица и самодержица всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая. Нашему действительному тайному советнику и оренбургскому губернатору Неплюеву. Из доношения Вашего от 21 ноября минувшего 1755 года здесь усмотрено о представлении к вам обретающегося в Сибири при воинской команде генерала майора Крофта, по репортам к нему Крофту командующаго на Колыванской и Кузнецкой Линии полковника де-Гариги. 1-е о полученном им полковником дегаригою известия чрез татар двоеданцев, что зенгорского владения пятнадцать зайсангов с своими волостми имеют прилежное желание быть в подданстве нашем, обещаясь и ясак наперед хотя за три года отдать и впредь оной против протчих платить»… «2е: что к посыланному для разведывания в двоеданские телеуцкие волости драгуну Шебалину: в бытность ево в тау-телеуцкой волости приезжал зенгорской зайсанг Калзан Бяктележ по согласованию зайсангов же Буктуши Кумекова, Намукуя Малаева, и протчих всею одиннадцати человек, и объявлял ему что они одиннадцать зайсангов во убежание от подданства мунгальского все имеют ревностное желание с людьми своими подданстве нашем быть и ясак противо протчих ежегодно платить»… «3е.. ведомства Колывановоскресенских заводов и Чакырской крепости приезжал от зенгорского ж зайсанга Омбы бухарец мулла Абреимов с таким объявлением что послал ево оной зайсанг сообщаго подчиненных ево урянхайцев и бухарцев согласия просить о принятии ево с подчиненными ему людьми которых по семейно до пяти сот и более в подданство наше, причем он и подати всякия платить будет», Дан в Санкт Петербурге 27 генваря 1756 года подлинной подписан Посему по Ея императорского величества Указу Граф Алексей Бестужев Рюмин Граф Михайла Воронцов. ( Из материалов Омского облархива).
Предание об Омбе В селе Ябоган долго сохранялось предание об Омбо. Он происходил из сеокаиркит и после своей гибели был похоронен в верховьях ручья, впадающего в реку Чарыш чуть выше села Кайсын и могила его, якобы, была вырублена в скале в виде ниши, куда и был перенесен покойный зайсан вместе со своими вещами. Затем нишу закрыли камнями, и его могила стала совершенно незаметна. (Сведения получены томским историком Шерстовой Л.И.) Зачем понадобилось в предании говорить о гибели Омбо в своих землях? О чем свидетельствует сохранение в народе до наших дней преданий об Омбе? Вопросы и задания. Почему зайсаны обратились к российским властям с просьбой о приеме? Когда это было? Какие еще варианты исторического развития были у алтайских племен? Почему, на твой взгляд, алтайские племена избрали именно этот путь? Почему Россия так долго решала вопрос о принятии в подданство алтайцев? Каковы были причины переселения в Поволжье? Как, по-другому, можно озаглавить пункт 3 параграфа.
Словарь:Кан-Каракольская землица – юго-западные районы Центрального Алтая - «канские, каракольские земли». Маршруты кочевок зайсанов этих дючин распространялись отчасти и на нынешний Восточный Казахстан. Демичи (термин монгольского происхождения) – старшина, которому были подведомственны 40-200 семей. Аманат– заложник, обычно из числа «лучших людей» или родственников зайсанов, как гарантия лояльности населения Русскому государству и его политике.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1393. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |