Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Положение чуйских двоеданцев




А. Язык, на котором говорили чуйские двоеданцы, почти не отличался от языка других алтайцев. Коренные жители определяли в 19 в. район кочевий двоеданцев термином «Чуй-да» (на Чуе) и отличали его от ареала кочевий верноподданных алтайцев - «Алтай-да» (на Алтае).

    Б.Чуйским зайсанам были присвоены титулы «ухерида», что соответствовало статусу чиновника третьей степени. В качестве знаков отличия они обязаны были носить на головном уборе шарик из синего яхонта, нашивки на верхнем плаще с вышитым шелком барсом и пояс с четырьмя золотыми круглыми и резными бляхами, а зимой – тюфяки из кожи корсака.

    Демичи титуловались «джерги ягнгин», что соответствовало чину четвертой степени, и носили на шапке небольшой синий яхонт и шелковую нашивку с изображением тигра.

    Шуленги жаловались титулами «тунда бошко», что приравнивалось к чинам пятой и шестой степени. Чиновники пятой степени носили шарик из горного хрусталя и нашивку с изображением медведя, а чиновники шестой степени – белый непрозрачный камень и нашивку в виде бобра. Старшины чуйских двоеданцев передавали свои чины по наследству. Знаки различия цинских чиновников представители знати чуйских двоеданцев носили и в семидесятые годы 19 в., т.е. после окончательного перехода под власть России.

    В.Размер дани установился не сразу. Окончательный размер податей 2 шкурки соболя или 4 шкурки лисы, или 80 шкурок белки с каждого взрослого мужчины. От уплаты освобождались старики и дети. В шестидесятые годы чуйские старшины сами стали собирать алманский сбор и доставлять его в пределы Цинской империи. Формально чуйцы состояли в составе цинского пограничного отряда и были обязаны нести охрану подступов к пределам империи. Чуйские старшины должны были принимать участие в императорских охотах

    Г.Жители Южного Алтая вносили ясак и в российскую казну. До конца 18 в. они платили ясак по 40 соболей с каждого зайсанства, а затем зайсаны выразили готовность увеличить размер ясака до 80 шкурок соболя в год с каждой волости, за что были пожалованы российским правительством золотыми медалями. Время от времени платили двоеданцы в казну поминки, например, в 1789 г. алтайцы Второй Чуйской волости уплатили 40 «подарочных» соболей. В конце 18 века стали заменять уплату ясака «мягкой рухлядью» денежными выплатами. Кроме выплаты ежегодного ясака, двоеданцы были обязаны заботиться о спокойствии и порядке в местах их кочевий, в случае надобности предоставлять русским чиновникам лошадей и охранять русских, путешествующих в их местности.

    Д.Во второй половине 18 в. двоеданцы время от времени конфликтовали с верноподданными алтайцами. Демичи Битек сообщал, что их дючина была разбита войском цинского подданного зайсана Чадака. Российская администрация пригласила двоеданца в Кузнецк якобы за наградой. Но жители объявили, что он отбыл в «Китайской государство с алманом.»

    Возникали конфликтные ситуации у двоеданцев и с российскими властями. Летом 1828 г. Бийский земский исправник потребовал от зайсанов двоеданцев содействия в поимке беглых крестьян. Зайсаны, посоветовавшись с начальниками китайских пограничных караулов, решительно отказались, а в расписке, которую они дали, ссылались на то, что они российскому императору обязались платить только один ясак. Дело было еще и в том, что с беглыми крестьянами, основывающими селения вблизи с китайскими пикетами, двоеданцы вели взаимовыгодную меновую торговлю, покупая у них железные изделия. Портить отношения с беглыми двоеданцы не хотели. Пользуясь своим положением, они имели возможность лавировать между Россией и Китаем, заявляя русским при встречах, что они китайские подданные, а с китайцами - российские.

Е.Россия предпочитала не вмешиваться во внутренние дела чуйцев, что и было зафиксировано в принятом в 1822 г. Уставе об управлении инородцами. Большая независимость двоеданческих зайсанов обусловила и больший авторитет их у подвластного населения.

    Из своего выгодного политического положения чуйские алтайцы длительное время извлекали значительную экономическую выгоду. Вплоть до 1864 г. двоеданцы играли заметную роль в приграничной торговле России с Цинской империей на Алтае, являясь посредниками между русскими купцами и монгольскими и китайскими.

 

    Вопросы и задания:Опишите положение северных алтайцев после вхождения в состав РоссииПочему Россия для защиты подданных и южных алтайцев не начала военных действий против Цинского Китая? Каким образом решился вопрос между Россией и Китаем о спорных территориях в 18 в.? Каково было положение южных алтайцев? Почему некоторые историки называют их положение «выгодным»?

    Составьте развернутый план (дайте названия) подпунктам пункта 3 параграфа.

Дополнительный матеориал.Средний жуз – одно из трех политических союзов казахов, возникший в первой четверти 18 в. в период ссоры Даваци с Амыр - Саной султан Средней Орды (жуза) стал на сторону Амыр - Саны. За что был, подвергнут жестоким гонениям джунгарского хана и прижат к русским крепостям. Впоследствии Аблай потерпел поражение от цинских войск и принял китайское подданство.

       После завершения джунгаро-китайской войны казахи Среднего жуза поспешили «заполнить пустоту» на левобережье Иртыша, напротив Усть-Каменогорской крепости. В 1763 году по просьбе казахского посольства Пекин дал грамоту, позволявшую им селиться на местах, ставших ничейными после истребления ойратов, - в степях между озером Балхаш и Джунгарским Алатау.

       Появившись на Иртыше, казахи участили набеги на жителей Алтайских гор. Символом жестокости и разбоя стало для алтайцев имя казахского батыра Кошкарбая (по-алтайски Кочкорбай). Предание рассказывает: «Когда Ойрот-хан ушел, а ханство распалось. Напали на алтайцев казахи. Воевал с ними Дьеноек – батыр из рода иркит. А помогал ему младший брат Пюдюке. Командовал казаками Кочкорбай. В одном из сражений Пюдюке застрелил Кочкорбая». (Онгудайский район)

       В предании, записанном в селе Ильинка художником Г.И.Чорос-Гуркиным. «Два брата – Толдой и Тузагаш – одержали победу над Кочкорбаем хитростью. Старшего брата Толды казахи убили в схватке. А младшего ранили. Раненый Тузагаш спрятался в укрытии на боме Шиберты, и когда казахи во главе с Кочкорбаем проезжали мимо этого бома, он крикнул: «Подстреленный тобой олень здесь лежит!» Кочкорбай оглянулся и Тузагаш выстрелил в него последней пулей».

       Есть алтайские легенды о казахском плене. Например, «Давно на Алтае жил зайсан и был у него сын Бойкош. Напали на них однажды враги – казахи – и увели в плен Бойкоша. Сделали его рабом. Сидел однажды Бойкош на берегу реки, пел печальную песню о том, что дом его далеко, что сын он самого зайсана, да никогда не увидит своего отца, и помочь ему может только волшебный конь – аргымак. Он не по земле бежит, а по воздуху летит, поэтому никто не сможет догнать его. Долго сидел Бойкош на берегу, вдруг смотрит, – плывет по реке конский навоз. Странным это показалось юноше. Так как он знал, что выше по реке никто не живет. Пошел вверх по течению.

       Долго шел Бойкош и, наконец, увидел в логу одинокую юрту. Подошел он ближе, а рядом с юртой сидит дряхлый старик. Тут же пасутся кони, и среди них ходит тощая лошадь. Одна кожа да кости. Ничего не стал спрашивать старик у юноши. А подвел к нему ту самую лошадь. Рассмеялся Бойко: «Да такая лошадь умрет скоро!» Улыбнулся старик и велел нагрузить коня двумя мешками с песком, а самому Бойкошу сесть на него. Сел юноша на коня, и чем быстрее ехал на нем, тем сильнее становился конь. Наконец, пошла из ушей коня пена. Понял Бойкош, что не на простом коне сидит, а на волшебном – аргымаке. Поблагодарил он старика и помчался скорее к себе домой, на родину.

       А в это время сидел старый зайсан у очага и смотрел на огонь. Вдруг зазвенели железные колечки на тагане, пламя в огне метаться стало, разные образы принимает. Понял зайсан: весть какая-то будет от сына. Тут вбежали в аил люди и стали ему рассказывать, что летит по небу. Как по земле бежит необычный конь, а на нем Бойкош сидит. Выбежал старик из аила. А на встречу ему сын его, Бойкош, торопиться. Донес его до родины аргымак. Обрадовался зайсан, но ловить аргымака запретил. С тех пор облетает Аргымак всю землю. Где остановиться, там цветы цветут, аилы появятся, люди счастливо жить начнут…»

       Алтайцы сопротивлялись набегам казахов. Об этом тоже есть легенды. «Когда алтайцы уходили воевать с казахами, то каждый воин брал с собой камень, и бросал его на Моонском перевале, там, где река Моон впадает в Коксу. Когда возвращались обратно, уцелевшие воины также бросали по камню. Так на перевале образовались две кучи камней: одна большая, другая гораздо меньше. Но алтайцы победили казахов, так как были лучше вооружены: у них были ружья и порох. А у казахов – только луки да пики».

       Набеги и разбой прекратились, когда русские заселили верховья Иртыша и Бухтармы, когда укрепилась линия крепостей.

Словарь: Шуленга - мелкий старшинау алтайцев.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 958.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...