Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повторите за мной чистоговорки




Ча-ча-ча - вот с арбузами бахча.

Чи-чи-чи – гнёзда вьют весной грачи.

Че-че-че – говорим мы о враче.

Чу-чу-чу – я пятёрку получу.

Ши-ши- ши – шалят наши малыши.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Щу-щу-щу ботинки я чищу.

Шу-шу-шу – Шуре я письмо пишу.

Шо-шо-шо – я читаю хорошо..

3. Игра: «один - много» (мяч)

мышь – мыши, шалаш – шалаши, малыш – малыши, машина – машины, шар – шары, шишка – шишки, кошка – кошки, шашка – шашки.

4. Скажи о предметах в уменьшительной ласкательной форме. (мяч)

Шкаф – шкафчик

булка – булочка

стул – стульчик

Стакан – стаканчик

диван – диванчик

ложка – ложечка

Окно – окошечко

горшок – горшочек.

5. Звуко – буквенный анализ слов. (Фишки)

каша, мяч, шаг, шарф, туча, шар, дача.

6. Повторите на слух «слова – друзья» тройками:

шум – шуба – шутка

шина – шило – машина

тишь – мышь – спишь

шьёшь – пьёшь – идёшь

каша – наша – ваша

кошка – мошка – окошко

Определи место звука в слове.

Чай, чек, мяч, жучок, волчонок, кочан, вечер, бич, ткач, грач, калач, ключ.

Шаг, шар, шорты, машина, башня, горошек, наш, ландыш, малыш.

8. Запиши слова в два столбика: в первый со звуком [Ч], во второй [Ш],

Чай, шаг, шар, чек, каша, мяч, жучок, груша, кочан, шум, шуба, вечер, бич, ткач, шутка, грач, мыши, уши, калач, галоши, ключ.

Измени слова по образцу.

Образец: мужик – мужичок

Черпак – черпачок

Знак – значок

Червяк – червячок

Чеснок - чесночок

Вечер – вечерок

Жук – жучок

10. Деление слов на слоги (прохлопай слова, и покажи ту цифру, сколько слогов в слове)

Чай, чек, черепаха, черёмуха, туча, дача, шаг, каша, ваша, шина, мышонок, порошок, шалаши.

11. Пословицы и поговорки. (Объясните значение пословицы)

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Шила в мешке не утаишь.

Отгадай загадку..

1. Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит, зазеваюсь, улетит.

2. Я с полями, с козырьком, с лентой алой и цветком.

Защищаю голову от солнца и от холода.

3. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги.

Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал.

(Шар, шляпа, карандаш)

13. Сколько в слове букв покажи цифру:

Шаг, шапка, шакал, шарф, шалун, каша, крыша, мышонок, гребешок.

Чудо, чек, чугун, мяч, бич, печка, чепчик, чудак, дача, грач.

14. Вставь в слова пропущенные буквы [Ч] - [Ш] прочти, Спеши слова.

…ервяк, …аг, …апка, мя…ик, …итать, …акал, …арф, …ижик, …алун, ка…а, пла…, кры…а, мы…онок, …ек, …ина, …ай, …ло, у…и, …удо, ..ум, гало…и, …уба, …утка, гребе…ок.

Выложи из разрезной азбуки слова.

ткач, шапка, речка, мыши, мешок, шуба, бочка.

Обведение шаблонных предметов, штриховка предметов.

Чайника, шарика, шапка, калач, галоши.

17. Итог урока:

Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

Какое упражнение вызвало у вас затруднение?

 

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте занятие и выделите упражнения направленные развитие активной речи и фонематического слуха.

2. Назовите упражнения, представленные в занятии, которые формируют у детей мышление, развивают внимание и память.

3. Перечислите формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста, применяемые на данном занятии.

Примерные темы консультаций для родителей,

 детей младшего школьного возраста:

1. Почему ребенку трудно учиться.

2. Как помочь первокласснику привыкнуть к школе.

3. Почему ребенок не может научиться читать.

4. Почему ребенок не может научиться писать.

5. Трудности в обучении чтению и письму часто болеющих детей.

6. Кому нужен логопед?

7. Проблемы речевого развития леворуких детей.

8. Чем поможет логопед ученикам начальных классов.

9. Преодолеваем трудности обучения чтению.

10. Преодолеваем трудности обучения письму.

11. Нужно ли учить детей писать красиво.

12. Как заниматься с ребенком дома.

13. Учение должно быть интересным.

14. “Страшные” и “нестрашные” ошибки.

15. Заикающийся ребенок в школе и дома.

 

ДИКТАНТЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  1-3(4) КЛАССОВ

КЛАСС

(на выбор в зависимости от возможностей детей)

Диктант слов различной структуры

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука,, улица, бант, аист, ящик, насмешка, глазок, природа.

КЛЁН

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки и зёрна.

КОТ

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Миша часто играл с котом. Они были друзья.

КЛАСС

ПТИЦЫ

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита Птицы спасут урожай

КТО КАК ЗИМУ ВСТРЕТИЛ

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.

 

КЛАССЫ

НОЧЬЮ В ЛЕСУ

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упала с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

ЗАЯЦ

К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не морозы и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.

 

РЕЧЕВЫЕ КАРТЫ

 (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)
1. Фамилия, имя, возраст__________________________________________
2.Школа _______________________ класс ____1_____
3.Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года.
6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: неправильно произносит несколько звуков. Сослов матери (варианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми; 2) жать не отмечает неправильно произносимых звуков.
7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова с 1 года (1,5 лет): фразовая речь — с 1,5—2 лет.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение и подвижность артикуляционного аппарата без патологии.
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): Моя мама Надежда Ивановна. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зовут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в огороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сестрой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям. Там растут розы. Потом мы с малюй в город ездили (смешивает и заменяет звуки; р—л, ж—з, с—т).
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).
б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах возрастной нормы.
в) Произношение и различение звуков:
1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р — горл., р—л, с—т, з—т (жаножа жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек);
2) различение оппозиционных звуков: ра—ла—ла (лаЗ) та—да—та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра—ла (лаЗ) да — да — та + га—га—ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—ба + за—жа—за (за—за—жа) за—за—са (зя—ся—ся) ба—па—ба + жа—жа—за (жаЗ);
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космонавт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мотоцикле: апельсиновый морс.
(Правильно произносит слова с различным звуко-слоговым составом.)
г) темп и внятность речи:___________________________________________________
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:
Вата какой 1-й зв.? — в; 2-й? а; 3-й? т; 4-й?— а.
Сушки назови 1-й зв. с. 3-й зв. — с.
Плащ назови 2-й зв.? — а, последний ?
Книга сколько слогов? — 2; назови 1-й слог — кии; 2-й ? га.
Сколько звуков в 1-ом слоге? — 2; назови их — к, н.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:
1) воспроизводит отдельные печатные буквы (А,Н,П,И...), слоги (ПА,НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...)
2) воспроизводит только отдельные печатные буквы.
14. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:
1) называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);
2) называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т М, Г, Л, Р, но не читает;
3) читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
б) ошибки при чтении: __________________________
в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопедом текст. .
15. Проявление заикания:
а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловливающие его проявление (ответы у доски и т.д.):_____________________________________

сформированность языковых средств:___________________________________

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):_________________________________________

г) адаптация к условиям общения:_____________________________________

___________________________________________________________________6. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, критичен к своему дефекта.
17. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).
Логопедический пункт при общеобразовательной школе №__

 

 


РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)


1. Фамилия, имя, возраст
2. Школа _____№1______ класс ____1_____
3. Домашний адрес
4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года.

6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

7. Заключение психиатра: (заполняется по мере надобности) из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

8. Состояние слуха: проверяется при необходимости.

9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: появились к 2-2,5 годам, фразы к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение — N. Подвижность — с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): «Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос — кем работает?), «Не знаю» (про папу).

а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый слабый, лежит не лежит, ворона ворота и т.д.

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры.
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
На деревьев появились первые листочки.
Мн. ч., Им. п. — деревы, глазы, крыли...
Мн. ч., Род. п. тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яблонычный; вода апелъсилиновый; медведь плюшеный.
в) Произношение и различение звуков:
1) произношение звуков (отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных ) Р — увулярное; в потоке речи Л ?= Р (ралек — ларек); Ш?= Ж (нижние); Ш ?= С; Ж ?= 3;
2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:
плащ: Сколько всего звуков? — «2». 1-й звук? — «П». 2-й звук? «А». 3-й звук? — «А». Назови последний звук. — «А». Назови 1-й звук. — «Т».Назови 3-й звук. — «А».

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте).

Варианты:
1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М;

2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.

14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:
1) знает отдельные буквы: А, П, М, Т;

2) знает все буквы, но не читает; мл

3) читает слоги и односложные слова;

4) читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и

пурели (побурели). Сердитый ветер кужил (кружил) их... (по) воздуху.

в) понимание прочитанного.

Варианты:
1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;

2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
3) испытывает некоторые затруднения.

15. Проявление заикания: не заикается

а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловливающие его проявление (ответы у доски и т.д.):

б) сформированность языковых средств:

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

г) адаптация к условиям общения:

16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.

17. Заключение логопеда: Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II-III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).


4.3.6 Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся

1. Анамнестические и паспортные данные

Фамилия, имя, отчество ______________________________________________

Год рождения (число, месяц) __________________________________________

Школа, класс _______________________________________________________

Домашний адрес, телефон_____________________________________________

Успеваемость (к моменту обследовании)________________________________

Состояние слуха____________________________________________________

Состояние зрения____________________________________________________

Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное)____________________________________________________

В какие логопедические учреждения обращались, с каким результатом_________________________________________________________

Данные о ходе развития:

Первые слова, фразовая речь (в каком возрасте); в каких условиях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду, в детском доме); форсировали ли родители развитие речи___________________________

Как шло развитие после появления первых фраз (медленно, нормально, убыстренно)_________________________________________________________

На каком (каких) языке общается ребенок_______________________________

2. Общая характеристика речи

А) Степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи, состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)_______________________________________________________

Б) Типичные для заикающихся ошибки в письме и чтении (недописывание, недочитывание слов, пропуски букв, слогов, слов)_______________________

3. Особенности речевого общения

А) Своеобразие речевой деятельности (начало общения, объём общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения); вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания; подготовленная и неподготовленная; громкая, шёпотная, скандированная речь)_______________________________________

Б) Ситуации общения, усугубляющие индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, внешние отвлекающие факторы)___________________________________________________________

В) Особенности речевого поведения (речевая активность, быстрота переключения с одной темы на другую при восприятии и передачи сообщения, импульсивность или замедленность высказывания, общая организованность речи, темп)_________________________________________________

4. Признаки заикания:

- частота и интенсивность запинок;

- продолжительность речевой судороги (длительная, краткая);

- непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании);

- «трудные звуки», изменение слов, фраз в процессе высказывания;

- эмболофразия; сопутствующие движения (непроизвольные и произвольные)

___________________________________________________________________5. Особенности личности (степень ее активности, направленность, самостоятельность; организованность, контактность, неустойчивость деятельности, истощаемость, отношение ребенка к речевому дефекту, способность к адаптации в разных условиях общения и пр.)

___________________________________________________________________Состояние эмоциональной сферы (эмоциональная импульсивность, уравновешенность, заторможенность)____________________________________________________ 6. Учебная деятельность (состояние умений и навыков учебной деятельности по данным педагогических наблюдений и характеристике, составленной учителем)

Примечание. Пункты 2Б и 6 заполняются на детей, посещающих школу.






























































Заключение

    В данном учебном пособии содержится описание организации коррекционно-педагогической работы для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа направлена на преодоление трудностей взаимодействия детей отклонениями в развитии с окружающим миром и людьми, и поэтому, определяется как составной элемент общепедагогического процесса. Тупоногов Б.К. показал, что система коррекционной работы является открытой обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов у детей и позволяющей решать проблемы коррекции, как в области обучения, воспитания, так и развития. Таким образом, коррекционная работа предстает как самостоятельный субъект, имеющий свою сущность, характерные свойства и самостоятельное проявление.

    Коррекционная работа имеет свое содержание. Это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на основе  которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период и опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения. Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

    Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

В дошкольном образовании содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании.

Организация коррекционной работы в начальном образовании обеспечивает создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении и обществе. В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.

Таким образом, от правильной организации и содержания коррекционно-педагогической работы в образовательной организации зависит дальнейшее психофизическое развитие ребенка.

 

 



Список литературы

Основная

1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Мн., 2003.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1996.

3.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.

4. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС)./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2015.

5. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007.

6. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. – М.: АПК и ПРО, 2001.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...