Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системное и комплексное проектирование, средовой подход. Влияние концепций и трендов постиндустриализма, постмодернизма на современный графический дизайн.




 

7.1. Системное и комплексное проектирование, системный подход  связаны с исторической необходимостью проектировать сложные, масштабные технически сложные объекты, возникшей в результате бурного развития промышленного производства и прежде всего – военной техники и транспортных систем: судостроения, железных дорог, авиации, автомобилестроения. Помимо этого в середине XX века крупные производители столкнулись с проблемой управления качеством производимой продукции, вопросами унификации, экономии средств на разработку и технологическое обеспечение. Это привело к разработке специальных методик организации проектно-конструкторских работ, получивших обобщенное название «комплексный подход», что включает следующие базовые положения и принципы:

 

1) На первом этапе разработки прорабатывается общая структура комплексного объекта (или системы), выявляются наиболее важные части, блоки, элементы и их взаимосвязи. Это позволяет разделить дальнейшие работы по их специфике, очередности, а по окончании проектирования – «собрать» отдельные решения воедино. Основой структуры служит функциональный анализобъекта, отражающий его внешние и внутренние связи и отношения.

2) Для всей системы (комплекса) задаются базовые решения и принципы – константы , которые должны быть обязательно реализованы «сквозным» образом во всех элементах и блоках. В остальном проектирование может вестись свободно, что позволяет привлекать к работе сторонних исполнителей (аутсорсинг).

3) Отдельные решения унифицируются и систематизируются, чтобы экономить ресурсы и не проектировать дважды схожие функциональные узлы.

 

Разница между понятиями «комплекс» и «система» в проектировании:

Комплекс– совокупность разнородных объектов, совместно реализующих общую функцию,

объединенных для реализации общей задачи, невыполнимой ими по-отдельности. Например:

торгово-развлекательный комплекс – объединенные на общем пространстве торговые , развлекательные и другие заведения, связанные общей инфраструктурой.

Система – сложный объект или явление, анализируемое и воспринимаемое как самоорганизующееся

и развивающееся единое целое. Важный признак системы – обладание новыми качествами, возникающими только на уровне синтетического целого и несводимыми к качествам отдельных частей и элементов. Например: социальная система образования, компьютерная система кондиционирования здания и т.п.

 

Недостатком системного подхода можно считать недостаточный учет «человеческого» фактора. При выработке унифицированных решений невозможно учесть все особенности конкретных пользователей и потребителей, часто вынужденных адаптироваться к усредненным, обезличенным параметрам системы.

Функционирование системы в целом ставится выше, чем удовлетворенность каждого отдельного пользователей. В жизни потребители сталкиваются с этими неудобствами например при регулировании и настройке рабочих мест, индивидуальной подгонке инструмента, жизни в типовых гостиничных номерах, заполнении типовых анкет, адаптации к типовым интерфейсам и т.п.

Достоинствами системного подхода являются:

- экономия средств за счет унификации и использования типовых решений;

- адаптивность проектных решений: возможность изменения параметров под меняющиеся внешние и внутренние условия без необходимости полной замены крупных блоков и частей;

- удобство утилизации отдельных блоков: они могут использоваться вторично, поскольку разрабатывались с учетом автономного выполнения своей функции.

 

Для графического дизайна системный подход актуален в разработках таких сложных объектов, как системы корпоративной айдентики, брендов и суббрендов, многостраничных периодических изданий, виртуальных, игровых пространств и систем «дополненной» или «обогащенной» реальности. Не определяя эстетические и образные характеристики, системный подход позволяет распределить задачи между разработчиками и в итоге непротиворечиво «собрать» отдельные проектные решения в работоспособный продукт.

В средовом дизайне системный подход используется главным образом при разработке интерьерных комплексов с большим количеством типовых элементов типа гостиниц, аэропортов, торговых и офисных комплексов.

 

7.2. Средовой подходкорнями уходит в искусство создания уникальных, элитных интерьеров и предметных ансамблей (элитная архитектура, театральная сценография, кинематограф). В его основе – стремление максимально гармонизировать взаимоотношения пользователя со средой жизнедеятельности в соответствии с культурными архетипами (по К. Юнгу) и индивидуальными предпочтениями. Создание оригинальных, эмоционально акцентированных предметно-пространственных форм возможно на основе выявления личностных предпочтений адресата проекта и их авторского переосмысления проектировщиком, проверяющим свои решения на соответствие культурным архетипам. В средовом проектировании разработаны методики игрового и сценарного моделирования, позволяющие включить адресата-пользователя в процесс творчества. Важную роль средовой подход сыграл в формировании и распространении концепций экологического проектирования в архитектуре и дизайне. Органичное вписывание объектов жизнедеятельности в окружающую среду,уникадьные, безотходные, чистые технологии разрабатываются в идеологии гибких взаимосвязей человека и среды.

В целом средовой подход применим там, где нужны уникальные решения и имеются достаточные ресурсы для проектного поиска и реализации. Современное искусство и арт-дизайн фактически являются сферами доминирования игровых и личностно-, эмоционально-ориентированных подходов. Нужно также подчеркнуть, что средовой подход требует от художника-проектировщика яркой авторской манеры работы, без чего немыслимы эмоционально эффектные, выразительные решения.

 

Большие перспективы имеет синтез системного и средового подходов в идеологии постиндустриального общества,ориентированный напроектирование экологически чистыхсистем жизнедеятельности, эволюционирующих вместе с окружающей средой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...