Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проектная концепция, дизайн-экспертиза, креативные технологии
__________________________________________________________________________________________________
Билет № 10 Ключевые понятия и категории теории дизайна: функция, морфология, проектный образ, Проектная концепция, стиль. Их взаимосвязь в процессе реального проектирования. 10.1 Функцияв дизайн-проектировании: назначение, роль, вид работы, выполняемый объектом или его частью, элементом. Функции объекта-вещи или элемента среды определяется прежде всего по отношению к пользователю, но важное значение имеют и процедуры обслуживания, ремонта(доступ к конструктивным узлам).Поскольку вещь или элементы среды являются продуктом производства, некоторые их особенности определяются производственно-технологическими функциями (например, нити книжного переплета или швы между керамическими плитами в интерьере ). Основные потребительские функции продукта дизайна можно разделить на: - утилитарные, связанные с реализацией основного назначения вещи (стул, чтобы просто сидеть); - знаковые, связанные с позиционированием пользователя в социуме (специальный стул-трон – для царя); - эстетические, определяющие эмоциональное восприятие вещи, как произведения человеческого разума и рук (божес твенно красивый трон). Эстетическое восприятие вещи тесно связано с ее символическим значением, с архетипами, сложившимися в культуре пользователя (зрителя).
10.2. Морфология в дизайне: формально-пластические, конструктивно-компоновочные, цветофактурные особенности формы предмета, среды. Собственно морфология есть основной результат дизайн-проектирования, потребляемый приобретатаелем, пользователем вещи, среды. Именно удачная морфология обеспечивает «доминирование эстетически представленной практической функции» - что специфично именно для дизайна, как вида проектирования. Характерные устойчивые предпочтения в морфологии часто формируют тренд или стиль.В эстетике постмодерна иногда даже чисто функциональные особенности морфологии (металл, заклепки) изделий, определенные несовершенством технологии формируют последующие формально-стилистические подражания (стиль «стим-панк»). Морфология может также определяться метафорой или символикой проектного образа.
Что же первично в процессе проектирования? Форма или функция? В современном дизайне этот вопрос имеет значение только в отношении конкретной ситуации проектирования – дизайнер сам определяет подход и стратегию, ориентируясь прежде всего на особенности позиционирования на рынке. В системном подходе к технически сложным объектам безусловно доминирует функциональный анализ (см. вопрос 7), а в арт-дизайне или разработке брэндовых вещей «лимитед эдишн» очевидно превосходство стилистических особенностей формы.
10.3. Что касается проектного образа, как особой категории в дизайне, то часть этой темы раскрыта в вопросе 13. Взаимосвязь же проектного образа с функцией и морфологией можно схематически изобразить как возможности подойти к его порождению с художественных позиций или выстраивать его с позиций логического анализа, что отражает существующее в современном дизайне плюрализм подходов, применимость которых определяет сам дизайнер или креативная группа профессионалов-проектировщиков.
10.4. Категория «стиль» понимается в графическом дизайне как совокупность компоновочных приемов, особенностей графики (цвет, характер границ, контуров и линий), шрифтовыхэлементов, фонов, фактур акцентирующих деталей,создающих оригинальный, узнаваемый и воспроизводимый «образный ряд» или «контекст восприятия» у зрителя. В современном графическом дизайне оригинальный стиль может быть создан как художественными так и чисто техническими средствами и техниками.
Вопрос № 11 Функциональные и морфологические аспекты в дизайн-проектировании. Их специфика и взаимосвязь на этапе анализа ситуации, при выборе творческой стратегии. Понятие о функциональной и морфологической структуре объекта проектирования как основе композиционного и технического (конструктивного) решения.
11.1. Функциональный подход в дизайне можно раскрыть на исторических примерах См. вопр 10.1 , вспомните Баухауз, Браун-стиль, конструктивистов, космический и военный дизайн. 11.2. Морфологический или формально-пластический подход, основанный на приоритете визуального впечатления от образа, можно раскрыть на примере группы Мемфис, Филиппа Старка, Карима Рашида.
Для графического дизайна взаимосвязь и приоритет функционального либо морфологического подходов означает определение функциональной и морфологической структуры объекта на основе анализа всех аспектов его восприятия потребителем (адресатом) и особенностей технологии и конструкции. Вот для примера гипотетическая функционально-морфологическая структура типичной книги:
Традиционно функциональная структура считается основой для ее реализации в морфологии объекта, но в современном дизайне возможен и обратный процесс – придание яркому формально-пластическому решению произвольного набора функций, благо, современные технологии это позволяют. Вопрос № 12 Основы психологии визуального восприятия. Эмоциональные аспекты восприятия продуктов дизайна. «Программирование эмоций» как основа эффективных социальных коммуникаций. Игровые технологии.
12.1. Современные теории психологии визуального восприятия и восприятия образов берут начало в трудах К. Юнга и З. Фрейда. Но если основной целью традиционной психологии было изучение психических отклонений и поиск способов их лечения, то в эпоху послевоенного производственного бума и развития рекламных технологий открытия и теоретические модели из сферы психологии были освоены как средства воздействия на общественное мнение и управления социальными отношениями. Вы легко можете найти все основные принципы формирования нужного впечатления у адресата в книгах по социальному позиционированию (Д. Карнеги) и учебниках для разработчиков рекламы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |