Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные представления о языке и речи
- антиномия Соссюра становится методом: язык и речь различны - сохраняется соссюровское понимание: «язык – это его мозговые субстраты, его знание» - язык понимается как абстрактная система средств общения, к-я проявляется в речи Добавляют такие антиномии:
Предмет языкознания – не просто язык. Уточнения: 5) языковая система (структурализм в 40-70е гг 20в) 6) речевая деятельность (говорение, понимание) и речевой механизм (психолингвистика, нейролингвистика) 7) результаты языковой деятельности – текст и дискурс (функ.стилистика, функ.грамматика, коммуникат.грам-ка, текстология) 8) внешняя лингвистика – изучение связи языка с другими явлениями: менталингвистика, социолингвистика, когнитивистика (связь с обществом) - антропоцентризм
В определениях одних современных ученых язык понимается как явление, другие подчеркивают отдельные существенные черты языка; третьи рассм-т язык и речь в качестве самостоятельных явлений, разных «коммуникативных состояний»; четвертые под языком понимают знание языка или его внутримозговые субстраты и т.д. Однако в поисках признаков, разграничивающих язык и речь, главным основанием их противоположения в конечном счете остаются онтологические и гносеологические аспекты: каков способ существования языка как социального и природного явления, служащего средством общения? Что явл-ся собственно предметом изучения языкознания? Многие определения языка тяготеют к двум типам реальных определений, т.е. либо представляют язык как непосредственно воспринимаемое говорящими данного коллектива явление, либо выделяют те или другие сущностные его признаки. *американские лингвисты – определение языка как явления (Хэмп: язык как совокупность высказываний, к-й пользуется данная языковая общность) *стремление подчеркнуть существенные признаки языка (В. Брёндаль – язык – «сущность чисто абстрактная») Во многих определениях язык отождествляется со знанием языка, владением им, способностью к восприятию и отражению в языковой форме внешнего и внутреннего мира человека. Отдельные лингвисты видят в языке научную абстракцию, являющуюся результатом исследования и интерпретации речевых фактов (Коржинек: «соотношение между языком и речью – соотношение между научным анализом и определенными явлениями действительности»). Большинство ученых, принимающих дихотомию «язык – речь», рассматривают язык как потенцию, знание, а речь – как реализацию этого знания. Нек-е считают, что должно быть две разных науки: о языке и о речи. Стремление объяснить дихотомию «язык – речь» с точки зрения диалектики мы находим в работах Ломтева и Колшанского. В концепции Ломтева существенно важным явл-ся признание того, что язык и речь не суть разные явления, а представляют собой «разные стороны одного явления», потому они составляют один предмет науки. Различие между языком и речью – это различие между общепринятым, закрепленным в обычае (узусе) и необщепринятым, случайным, нераспространенным. Онтологически не разграничивает язык и речь Колшанский. Взаимоотношения между языком и речью – это взаимоотношения между общим и единичным.
Лингвистическая концепция Соссюра - его работы – на стыке разных лингвистических направлений и школ: он поддерживает идеи психологической и социологической лингвистики, неограмматизма, его концепция будет проложена в учениях структуралистических школ, лингвосемиотики и системной лингвистики Ученик и соратник известных младограмматиков (Бругмана, Лескина, Остхофа), С.уже в возрасте 21 года опубликовал исследование «О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» - работу, оказавшую большое влияние на изучение индоевропейского вокализма. С.преподавал общее языкознание сначала в Париже, а затем в Женеве. Его ученики Сеше и Балли издали в 1916г. его лекции под названием «Курс общей лингвистики». В своей концепции С.исходит из противоречивости и сложности реального языка и его конкретных единиц, к-я проявляется в сложности материала и противоречивости объекта лингвистики. Материал лингвистики составляют все проявления речевой деят-ти – у диких народов и культурных наций, во время расцвета и в период упадка, формы «правильные» («изящные») и «неправильные». Языковой феномен (языковое явление) полон противоречий. Напр-р, звук речи – это артикуляция и акустическое впечатление, но он неотделим от значения; речевая деятельность индивидуальна и в то же время социальна; язык в любую минуту есть живая деят-ть и продукт прошлого. Создавая теорию языка, С.опирался не только на лингв.традицию, но и на филос.труды Канта, Конта, Дюркгейма, из изучения к-го он взял понимание социального факта как представления коллективного сознания, принуждающего индивида подчиняться этому социальному. Как Кант противопоставлял противоречивости природы упорядоченный чистый разум, так и С.считал, что лингв.теория м.б.упорядоченной и непротиворечивой (несмотря на «хаотичность» языковой материи и семантики). Это можно сделать, по его мнению, путем противопоставления предмета лингвистики ее объекту. «Другие науки оперируют над заранее данными объектами, к-е можно рассматривать под различными углами зрения; ничего подобного нет в нашей науке… Объект вовсе не предопределяет точки зрения; напротив, можно сказать, что точка зрения создает самый объект». Объектом линг-ки явл-ся язык как система знаков. Поэтому линг-ка явл-ся семиологической наукой, частью социальной психологии, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества. С.: «Единственным и истинным объектом лингвистики явл-ся язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя». Новое – изучение внутренней структуры языка. Осн.метод С. – метод антиномий. Это тоже уже было известно: В. Гумбольдт, многие лингвисты 19 в. Но С.истолковал антиномии онтологически – как строение лингвистической теории. * антиномия «язык – речь» Социален – индивидуальна Системен – асистемна Потенциален – реальна Синхроничен – диахронична Сущность – явление → смещение и ограничение предмета языкознания – концепция С.целенаправленна, но одностороння С.рассматривал языкознание как систему лингвистик: 1) лингвистика речи – второстепенна –т.к. это индивидуальная психическая сторона реч.деят-ти 2) внешняя лингвистика – связь языка с этносом, политикой, культурой, лит.язык, взаимоотношение книжного и обиходного языков, диалекты 3) диахроническая лингвистика (перспективная, ретроспективная) – исследует отношения между сменяющимися, последовательными во времени элементами 5) синхроническая лингвистика – постижение внутренней сущности языка Противопоставив язык речи, а синхронию – диахронии, С.приходит далее к выводу о противопоставленности теории языка практике. - означаемое и означающее - языковая значимость - теория синтагм и ассоциаций
Соссюр и структурализм Концепции системности Соссюра, Бодуэна и т.д. послужили методологической основой формирования структурных направлений в современной лингвистике: Пражского лингвистического кружка, глоссематики, американской дескриптивной лингвистики. Крайние выводы из соссюровских положений о системности языка послужили основанием абсолютизации отношений языковых единиц. Это характерно прежде всего для Копенгагенской лингвистической школы (Ельмслев, Брёндаль). В воззрениях ортодоксальных представителей этого направления отношения, связи между единицами языка отвлечены от материальных носителей этих отношений – звука – и превращены в абсолют. Главное – система отношений, материальные же их субстраты – вещь второстепенная и даже случайная. Язык есть сетка отношений (ср. сравнение Соссюра: язык и шахматная доска: главное – роль знака в системе, а не его материальная сущность, к-я м.б.изменена или вообще заменена другой). Философы утверждают, что св-ва вещи не созд-ся ее отношением к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении. Можно в исследовании в научных целях концентрировать внимание либо на языковой единице, либо на ее отношениях, но изолировать друг от друга собственно единицу языка и ее отношения, придавать им статус онтологически самостоятельных, независимых друг от друга явлений, объявлять при этом один из элементов дихотомии второстепенным – методологически ущербно.
Кодухов: Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Это не только то, что есть в языке, в его норме и речевых проявлениях. - факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные) *сущ-е потенциально обладают 12-элементной парадигмой склонения (но есть с большим и меньшим кол-вом словоформ) В речи нет ничего, чего нет в возможностях языка. Щерба: «Всё подлинно индивидуальное , не вытекающее из языковой системы, не заложенное в ней потенциально, не находя себе отклика и даже понимания, безвозвратно гибнет». Языковая система непосредственно противостоит не речи, а норме языка. Давление системы и требования языковой нормы управляют речевой деят-ю говорящих, язык народа явл-ся результатом сложного взаимодействия системы и нормы языка. Вариативность – естественное состояние языка как конкретно-исторического явления. Поэтому давление языковой системы ограничено существующей нормой языка, в к-й аккумулируются разные традиции. Т.о.потенциальность системы языка нельзя истолковывать только как ее возможности, реализованные и нереализованные, и заменять изучение языковой системы исследованием дедуктивно построенной модели. Язык есть система систем (гетерогенная система): гомогенные состоят из однородных элементов; их структура определяется противопоставленностью элементов друг другу и порядком следования в цепи (напр.система согласных); гетерогенные состоят из неоднородных элементов, многоэтажны (структуры). Системообразующие свойства формируют внутрисистемные связи и отношения, системоприобретенные – св-ва, к-е единица приобретает, будучи вовлеченной в системные связи и отношения.
Осипова: В современной науке любое образование рассматривается на 3 уровнях: 1) элементарный – язык как совокупность элементов 2) структурный – как совокупность отношений между элементами 3) системный – как одно целое, определенное совокупностью элементов и их отношений Стр-ра – организация этой совокупности элементов в составе целого. - раздельность, дискретность – есть внутренние элементы - взаимосвязанность элементов, взаимообусловленность - упорядоченность, организованность - функциональность В языке есть все св-ва системы: 1) целостное образование состоит из отдельных сторон, частей этих сторон и единиц 2) кол-вочастей и элементов языка достаточно определено и даже закрыто (лексика – открытый уровень) 3) взаимосвязанность внутренних элементов (напр. оппозиции фонем) 4) упорядоченность 5) функциональность
Ф. Соссюр определил язык как систему знаков особого рода, в к-й выделил ассоциативное (парадигма) и синтагматическое (сочетаемость). У него важно звено – значимость знака, т.е. его место в системе имеет значимость. Термин стр-ра введен Праж.линг.школой для более жесткого определения системных связей между единицами языка. Как представители структурализма, пражцы считают, что отношения внутри системы языка должны быть жестко обозначены. ЛЭС (под ред. Ярцева): система – множество элементов языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, к-е образуют определенное единство и целостность. - Виды отношений в языке: *парадигматические - между однотипными единицами внутри подсистемы - устанавливаются на основании сходства и различия при вхождении в определенные ряды, группы - вертикальные отношения - между формами одной единицы (парадигма склонения, спряжения и т.д.) *синтагматические - линейные связи, сочетаемость единиц - горизонатальные - м.б.контактные и дистантные - отношения единицы с другими единицами в речи
Языковые единицы:
В разных языках – разная система грамм.единиц: 1) флективные + агглютинативные – морфемы, словоформы, лексемы, словосочетания, предложения 2) изолирующие – слова (= слогу, корню) и предложение (слова связаны лишь по смыслу) 3) инкорпорирующие – слова и единые морфологические комплексы
Основными ярусами-системами языка явл-ся: - фонетико-фонологический Звуковой строй языка состоит из звуков речи, правил сочетания их в речевом потоке и фонетических категорий. Звуки речи хар-ся артикуляционными, акустическими и фонологическими свойствами (физилогические возможности – социально-психологическое) Учение о фонемах как членах фонологических оппозиций было разработано Трубецким. Фонологическая противопоставленность наблюдается в большей степени в системе согласных, чем гласных. - морфемо-морфологический Морфологический ярус языка охватывает два типа единиц: морфему и словоформу, к-е объединяются в парадигмы и категории. - морфема – двусторонняя единица – материальная и идеальная сторона - морфемы знаменательные и служебные Понятие словоформы бфло введено представителями Московской лингвистической школы. Словоформа – важнейшая единица морфологического строя флективных и агглютинативных языков, т.е. языков, имеющих аффиксы. Словоформа – это первичное членение слова, распадение слова на постоянную часть – основу и переменную – окончание (флексию). Основа выражает лексическое и общее грамматическое значения, окончание – частные грамматические значения. Второе членение слова – выделение в нем производящей (мотивирующей) основы и словообразующего аффикса. - два типа парадигм – морфологическая парадигма и словообразовательный ряд - грамматические категории – разработаны Пешковским и Шахматовым – словоизменительные и классификационные - синтаксический Выделяется не всегда. Одни языковеды считают, что синтаксис занимается семантикой и функционированием частей речи; другие отождествляют синтаксис с синтагматикой и логикой высказывания. Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм слова, объединенных на основе синтаксической связи и синтаксического значения. Предложение как синтаксический образец состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. - коммуникативная направленность предложения, способность выступать как образец построения конкретных фраз и синтаксического контекста Св-ва: 1) семантическая сторона модели предложения соотнесена с основной логической формой мышления – суждением 2) стр-ра предложения как коммуникативной единицы языка способна включаться в различные формы общения - лексико-семантический - словарный состав непосредственно открыт длявмешательства людей - непосредственная связанность с внешней стр-рой языка – стилями языка и разными коммуникативными участками речевой деятельности Лексема – центральная единица
Полюсов языковой системы два – материальный и идеальный. На мат.обнаруживаются признаки плана выражения языковых единиц – это, с одной стороны, речевая цепь, а с другой – дифференциальные признаки фонем, к-е не явл-ся языковыми знаками и не образуют единиц языка. На идел.обнаруживаются признаки плана содержания – это, с одной стороны, контекст, а с другой – дифференциальные признаки семантических единиц языка.
Промежуточные ярусы: - морфонологический - словообразовательный - фразеологический Их единицы носят двойственный характер: образуются они на одном ярусе, а функционируют как единицы другого яруса.
Теории структуры языка В начале 19 в., особенно в трудах Гумбольдта, были выделены два вида единиц языка – материальные, к-е образуют внешнюю форму языка, и идеальные, образующие внутр.форму языка. - два рода теорий: А) субстанциональные (онтологические) – пытаются решить проблему структуры языка исходя из коммуникативной функции языка и выдвигая на передний план лексико-грамматические классы слов Б) операциональные (грамматические) – пытаются решить проблему стр-ры языка, выдвигая на 1 план структурную функцию языка, а также изоморфизм и иерархию сторон единиц языка *изоморфизм – структурное тождество и параллелизм языковых единиц (гласные в слоге как предикаты в предложении) *теория иерархии уровней опирается на идею одновекторного иерархического строения языковой стр-ры. Наиболее четко она была сформулирована Бенвенистом. Исходит из предположения, что единицы языка планом выражения опираются на низший уровень, а планом содержания – на высший (фонема – морфема – слово)
Основными ярусами-системами языка явл-ся: - фонетико-фонологический Звуковой строй языка состоит из звуков речи, правил сочетания их в речевом потоке и фонетических категорий. Звуки речи хар-ся артикуляционными, акустическими и фонологическими свойствами (физилогические возможности – социально-психологическое) Учение о фонемах как членах фонологических оппозиций было разработано Трубецким. Фонологическая противопоставленность наблюдается в большей степени в системе согласных, чем гласных. - морфемо-морфологический Морфологический ярус языка охватывает два типа единиц: морфему и словоформу, к-е объединяются в парадигмы и категории. - морфема – двусторонняя единица – материальная и идеальная сторона - морфемы знаменательные и служебные Понятие словоформы бфло введено представителями Московской лингвистической школы. Словоформа – важнейшая единица морфологического строя флективных и агглютинативных языков, т.е. языков, имеющих аффиксы. Словоформа – это первичное членение слова, распадение слова на постоянную часть – основу и переменную – окончание (флексию). Основа выражает лексическое и общее грамматическое значения, окончание – частные грамматические значения. Второе членение слова – выделение в нем производящей (мотивирующей) основы и словообразующего аффикса. - два типа парадигм – морфологическая парадигма и словообразовательный ряд - грамматические категории – разработаны Пешковским и Шахматовым – словоизменительные и классификационные - синтаксический Выделяется не всегда. Одни языковеды считают, что синтаксис занимается семантикой и функционированием частей речи; другие отождествляют синтаксис с синтагматикой и логикой высказывания. Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм слова, объединенных на основе синтаксической связи и синтаксического значения. Предложение как синтаксический образец состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. - коммуникативная направленность предложения, способность выступать как образец построения конкретных фраз и синтаксического контекста Св-ва: 1) семантическая сторона модели предложения соотнесена с основной логической формой мышления – суждением 2) стр-ра предложения как коммуникативной единицы языка способна включаться в различные формы общения - лексико-семантический - словарный состав непосредственно открыт длявмешательства людей - непосредственная связанность с внешней стр-рой языка – стилями языка и разными коммуникативными участками речевой деятельности Лексема – центральная единица
Полюсов языковой системы два – материальный и идеальный. На мат.обнаруживаются признаки плана выражения языковых единиц – это, с одной стороны, речевая цепь, а с другой – дифференциальные признаки фонем, к-е не явл-ся языковыми знаками и не образуют единиц языка. На идел.обнаруживаются признаки плана содержания – это, с одной стороны, контекст, а с другой – дифференциальные признаки семантических единиц языка.
Промежуточные ярусы: - морфонологический - словообразовательный - фразеологический Их единицы носят двойственный характер: образуются они на одном ярусе, а функционируют как единицы другого яруса.
Теории структуры языка В начале 19 в., особенно в трудах Гумбольдта, были выделены два вида единиц языка – материальные, к-е образуют внешнюю форму языка, и идеальные, образующие внутр.форму языка. - два рода теорий: А) субстанциональные (онтологические) – пытаются решить проблему структуры языка исходя из коммуникативной функции языка и выдвигая на передний план лексико-грамматические классы слов Б) операциональные (грамматические) – пытаются решить проблему стр-ры языка, выдвигая на 1 план структурную функцию языка, а также изоморфизм и иерархию сторон единиц языка *изоморфизм – структурное тождество и параллелизм языковых единиц (гласные в слоге как предикаты в предложении) *теория иерархии уровней опирается на идею одновекторного иерархического строения языковой стр-ры. Наиболее четко она была сформулирована Бенвенистом. Исходит из предположения, что единицы языка планом выражения опираются на низший уровень, а планом содержания – на высший (фонема – морфема – слово)
Осипова: Своеобразие языка как системы велико. В лексике сходится вся многоэтажность языка. - многофункциональность - динамизм, развитие - разделение на форму и содержание - три системы: материальных единиц, их значений и стилевая
Э. Косэриу: Язык больше, чем система. Это система и норма. Норма – не антисистема, а реализация системы в определенном хронолигическом отрезке, периоде
Язык.система противостоит т.о. не речи (как в дихотомии Соссюра), а норме. Говорящий, с одной стороны, оказывается под давлением системы, а с другой, должен соблюдать требования нормы. Все исключения не выпадают из системы, а явл-ся результатом развития системы.
Три типа нормы: - узус - литературная норма - стиль языка, т.к. литер.язык многофункционален: в завис-ти от цели и сферы общения идет отбор языковых средств Норма вся системна. Это система в ее конкретной реализации. Норма- устойчивое и обязательное использование единиц и значений языковой системы. Она опирается на языковую систему, т.к. в ней заложены варианты возможностей. Она предполагает потенциальную реализацию всех этих возможностей. Норма избирательна: в силу стихийно выработанных правил, сложившейся традиции, потому что язык живет, развивается вместе с обществом. В языковой системе неизбежны вариативность, переходность, напластования.
Предмет – не само содержание нашей мысли, а его знаковое воплощение. - семиозис – знаковое представление информации В сущности весь мир – знаковые системы: природные, культурные и др. Положения и принципы семиотики применимы к анализу языка, его структуры, системных его свойств, содержательно-функциональной стороны языка. Знак – некий материальный объект, несущий информацию. Истинный знак коммуникативный. В нем есть отправитель и получатель. Один и тот же материальный факт или объект в одной ситуации м.б. просто признаком, а в другой – коммуникативным знаком. Знак – всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт или объект, рассчитанный на чье-то восприятие и несущий информацию.
Св-ва знака: - материальность - информативность - обусловленность (содержания формой)
В типологии и систематизации знаков есть 2 классификации: 1) на основе материальной формы знака 2) степень обусловленности знака, его содержания
1) зрение - оптические знаки - жестикуляция - письмо - пальцевый алфавит - мануальный язык 2) слух - слуховые знаки - шепотная речь - языки свиста (Канары) - дорожные сигналы - дипломатический этикет - религия - музыка 3) обоняние - применение благовоний в древности - знак «чужого» 4) осязание - тактильные знаки – прикосновения (в поведении, этикете, религии) - точечный алфавит – пальцевая азбука 5) вкус - вкусовые знаки
Выдел-ся 3 ступени и 3 типа знаков по хар-ру означающего и означаемого (основание – Пирс – США) - на основе мотивированности и немотивированности формы и содержания 1) знаки-индексы (чаще их называют симптомы, признаки) - в их основе – естественная смежность явлений 2) знаки-иконы (изобразительные) - связь менее мотивирована – по сходству, подобию 3) знаки-символы - связь означающего и означаемого отсут-т (напр. цифры) Внутри всех 3 типов м.б.разные знаки по степени условности. Язык – сложная коммуникативная система. Ярусы знаков: 1) верхний: знаки-информаторы (прежде всего, слова) 2) средний: знаки-различители (дистинктеры) – фонема 3) нижний: пограничные знаки (делимитаторы), разделители - пауза, понижение тона, оглушение в устной речи - в письм. – графические знаки
*знаки-признаки - только при широком понимании знака - несут информацию в силу причинно-следственной связи явлений действительности *знаки-сигналы - несут информацию по условию, договоренности - не имеют естественной связи с обозначаемым предметом - обозначают вещи даже при отсутствии ее Напр. светофор, гудки Все языковые знаки – сигналы * знаки-символы (вместе с сигналами в узком понимании – знаки-информаторы) - несут информацию вообще на основе отвлечения - общие св-ва, признаки стан-ся представителем какой-то сущности - словес.знак м.б. символом предмета
Сущность знака Если знак – материальный объект, несущийинформацию, то очевиден его двусторонний хар-р: материальное – идеальное Содержание знака – не сам предмет, референт, а представление, понятие о нем. Так возникает понимание знака как триады.
Три разных точки зрения на стр-ру языка: - монотеральные концепции 1) феноменологическая (физиколистическая) – подчеркивается материальность знака 2) логико-психологическая (операциональная) – подчеркивается идеальная сторона знака Знак – это модель, к-я обобщает функциональные св-ва предмета, безразлично к его материальному воплощению (не важно, в какие звуковые формы мы воплотим свои концепты) Общее у 1 и 2 точек зрения: 1) выделяют только одну сторону знака (означающее или означаемое) 2) знак тем самым становится всегда частью знаковой ситуации, только в ней сущ-т - билатеральная: в знаке важно и материальное, и идеальное, это их единство – ассоциация
Основы лингвосемиотики заложил Соссюр. Язык есть знаковая система особого рода. Основанием для этого явл-ся хар-р слова: - главная, универсальная, центральная единица языка - номинативная - обладает самостоятельностью - приобретает различные смыслы и оттенки - имеет отношение и к предмету, и к понятию Слово – знак-информатор. Слово имеет обобщающий хар-р. Роль познавательной сущности. Кумулятивная функция.
О других значимых единицах языка: - морфема: часто называют полузнаком, частично знаком
Слово многоаспектно в своем содержании. Мотивированность обеспечивает системность языка.
Свойства знака Знак произволен: связь между означающим и означаемым обыкновенно не продиктована свойствами обозначаемого предмета. Тем не менее, знак может быть «относительно мотивированным» в случае, если возможен его синтагматический анализ (разложение на знаковые единицы низшего порядка, к примеру членение слова на морфемы) или оно употреблено в переносном значении. Мотивированность ограничивает произвольность знака. В различных языках и в различные периоды существования одного языка соотношение произвольных и частично мотивированных единиц неодинаково. Так, во французском языке доля немотивированных единиц, по-видимому, заметно возросла по сравнению с латынью. Знак обладает значимостью (ценностью) — совокупностью реляционных (соотносительных) свойств. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками. Знак асимметричен: у одного означающего может быть несколько означаемых (в случаях полисемии и омонимии), одно означаемое может иметь несколько означающих (при омосемии). Идею асимметричного дуализма языкового знака высказал С. О. Карцевский. По его мнению, обе стороны языковой единицы (означающее и обозначаемое) не являются неподвижными, то есть соотношение между ними неизбежно нарушается. Это значит, что постепенно изменяется как звуковой облик языковой единицы, так и её значение, что приводит к нарушению первоначального соответствия. Означающее носит линейный характер: в речи наблюдается последовательное развёртывание единиц, располагаемых друг относительно друга по определённым законам. Знак характеризуется вариантностью. Знак характеризуется изменяемостью. Данное свойство может проявляться различным образом: означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным. Например, раньше месяц февраль назывался феврарь, с течением времени это название трансформировалось в привычное нам февраль; ср. также чело — лоб; означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Так, слово девка в XVIII—XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях наподобие гулящая девка. Также сволочью ранее называли того, кого приводили в полицейский участок. Слово парень обладало в XVIII—XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX же веке слово юноша выходит из употребления и наблюдается нейтрализация слова парень. Значение может расширяться или сужаться с течением времени. Например, слово пиво ранее обозначало всё, что можно пить, а словом порох называли любое сыпучее вещество.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |