Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А) ergon (продукт, результат деятельности) – energeia (сама деятельность) (Гумбольдт)




Язык не столько продукт, сложившийся в процессе говорения, речи на протяжении многих поколений, сколько непрекращающаяся работа духа (Arbeit) – стремление духа сделать звук способным различать смысл. Это и смыслопорождение в процессе речи, осмысление действительности и отражение этого осмысления в названиях – словах, конструкциях, текстах.

Тем не менее, изучение языка ведется всё еще в большей мере как готового продукта. Всё-таки отдельные аспекты направлены на изучение языка как деятельности:

1.порождение речи

2.соотношение формы и содержания в языке

3.образование смыслов у языковых единиц: значение и смысл, психосемантика языка и речи

4.отношение внутренней формы единиц, их значений, их смыслов к познанию действительности - когнитивистика

Б) язык – речь (Ф. Соссюр)

Уже была намечена у Гумбольдта, а затем и у Б.де К., но четко обозначена, логически подчеркнута Ф. Соссюром. Реч.д-ть он назвал language (ленгаж) в курсе общей лингвистики.

Он выделяет две стороны: Language – langue (лянг – язык) и parole (пароль – речь)

Реч.д-ть физическая, физиологическая и психическая одновременно. Относится к сфере и социального, и индивидуального. Одна ее часть (язык) – социальна, прежде всего. Это принудительно осваиваемый каждым человеком код (словарь и грамматика). В языке он выделяет и языковую способность, некий врожденный механизм, к-й уже сформировался у человека в процессе эволюции.

Речь – это деятельность в отличие от языка. Язык – «пассивно регистрируемый продукт»; речь - это говорение и понимание. Она индивидуальна и психофизична, сумма всего того, что говорят люди.

В соссюровской антиномии вызывает вопросы разведение, разграничение языка и речи. В языкознании 20в. эту жесткость пытались снять лингвисты. Так, например, язык социален, а речь индивидуальна. Язык подразумевает индивидуальное овладение его системой. У каждого – свой тезаурус, т.е. система концептов, понятий. А речь, с другой стороны, индивидуальна только по исполнению. По функции она столь же социальна.

Второе различие: язык потенциален, а речь реальна. Оно также неабсолютно. Если язык продукт, то его выработанные формы закреплены в реальности, а речь, конечно, прежде всего дана нам в реальности, но многие ее элементы потенциальны, контекстуальны, подтекстуальны.

Третье различие: язык пассивен, а речь активна. При пассивном отношении к языку, пассивном владении им речь невозможна. Язык не функция говорящего. Его функция – речь, но она невозможна без активного овладения, т.е. умения применять этот код.

Четвертое различие: язык устойчив, а речь изменчива. Тоже не абсолютно. Язык – историческая категория, его система не дана на все времена. Основа речи устойчива, хотя общий ее характер подвижен.

Пятое различие: язык существенен, а речь случайна. Также не абсолютно, т.к. с одной стороны, в языке не всё существенно. Есть и периферийные элементы типа заимствований. Они не оказывают значительного влияния на систему языка, хотя могут формироваться вне системы, и отдельные их элементы проникают и закрепляются в языке. Речь нельзя считать чистой случайностью – набором слов, конструкций, единиц, не отвечающим цели и сфере общения.

Совр.лингвистика понимает относительность всех пяти противоположностей языка и речи, намеченных Соссюром. Одно качество больше присуще языку, а другое – речи. Снятие противоположности языка и речи возможно в нескольких направлениях:

 

А) Щерба: назвал речевую д-ть лишь одним из аспектов языковых явлений (ст. «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» 1932)

 

Реч.д-ть возможна на основе языковой системы, к-я устанавливается из языкового материала – текста, т.е. совокупности всего сказанного, написанного.

 

- реч.д-ть – языковая система – язык.материал

 

РД создает ЯМ

ЯС на основе знания РД

ЯМ выводится из ЯС

 

РД – акты говорения и понимания. ЯС – словарь и грамматика.

 

Эти три аспекта лишь условно можно разграничить. ЯМ вне процессов понимания будет мертвым, а само понимание вне организованной ЯС вообще невозможно. Т.е. это разграничение искусственно. Язык – это потенциальная система коммуникативно ориентированных знаков. У Щербы наличен, считает Залевская, 4 аспект языковых явлений – речевой механизм (реч.организация индивида). Психофизиологичен, социален, служит для индивидуального проявления ЯС.

 

Б) Пражская школа

Система функционирует в речи. В итоге сформулирована 3 базовая антиномия: система – функционирование. С пражцев началась и теория нормы, затем Э. Косериу выдвигает свою триаду:

- язык как система – норма – речь (отражает систему и норму)

Система «давит» на говорящего, а норма «требует» от говорящего помнить вариативность, о хронологических напластованиях, всех результатах развития языка.

 

Норма – это историческая реализация системы со всеми хронологическими напластованиями, вариативностью и переходностью – главным признаком живого и развивающегося языка.

Этот подход требует уже не просто различать единицы языка и единицы речи, а видеть в них три стороны (Кодухов):

- типологическую – системную – их универсальные свойства

- языковую – нормативную – как проявляется качество, свойство самой единицы

- речевую – как проявляется в речи системно-нормативные свойства единиц

 

В) Караулов – «Языковая личность»

Язык (система) – ассоциативно-вербальная сеть – речь

Язык – потенциальная система коммуникативно ориентированных средств

АВ сеть – естественное бытие языка (его узус)

Речь – реальное использование этих средств в коммуникации, различных условиях общения

 

В) система – ее функционирование (Пражская лингвистическая школа)

 

Г) говорение – понимание (производство речи – восприятие речи) – Гумбольдт – теория речевой деятельности

 

Т.о. антиномия Соссюра «язык-речь» становится методологическим принципом. Современные подходы в лингвистике определяются ею, НО: реализация этой антиномии получает различное наполнение, всё более углубляющееся: изучается реч.д-ть (речь в узком смысле), и норма, реализующая систему, и естественное бытие языка –узус.

Т.о. формы существования языка не как его внутренняя ярусная структура, но и не как его внешняя структура (ЛЯ, РазгЯ, диалекты, жаргоны), а это речевая д-ть, к-я возможна на основе знания ЯС.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...