Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аспектно-уровневая модель И. Богина




- связана с лингводидактическим аспектом описания ЯЛ

- параметры описания: степень осовения ЯЛ видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма); степень освоенности уровней языковой системы: фонетического, лексического, морфологического, синтаксического.

 

Комплексная модель Ю. Караулова.

Стр-ра ЯЛ, по К., имеет три уровня:

- семантико-грамматический (владение языком)

- когнитивный (формирование якм)

- прагматический (использование языка в конкретной речевой ситуации)

К. предложил следующие методы анализа ЯЛ: ассоциативный эксперимент, анализ проведенных личностью текстов и выделение в них ключевых слов.

 

  1. Понимание природы и сущности языка в современном языкознании.

 

Определение языка с точки зрения его функции (язык – это средство общения) или с точки зрения его внутреннего устройства (это знаковая система особого рода) не раскрывают его сущностную природу, происхождение. Гумбольдт полагал, что истинное определение языка м.б.только генетическим. Внутренняя форма языка – способ называния предмета.

Язык и есть сама деятельность духа.

Звук родился как реакция человека на внешние, внутренние раздражители.

Мысль как нерасчлененный мыслительный поток, возникающий под влиянием этого раздражения действительностью, т.е. органическое, природное объединение, синтез двух потоков. Он и породил третью стихию, сущность – язык как материально-идеальное, как субъективно-объективное. Звук должен был стать членораздельным, т.е. материальным символом вычлененной же мысли – представления, понятия.

Звук, обработанный мыслью, след-но, вычленен, и мысль вычленена с помощью звука. Их синтез и позволил называть отдельные элементы действительности, значит, оперировать этими элементами в «снятом» виде.

Органичность соединения звука и значения доказывается тем, что без соотношения с мыслью звук не вычленяется из потока речи, как физическая единица, явление (мы говорим слогами, а не отдельными звуками, но смыслы различаем с помощью фонем, т.е. фонематичностью звука)

Смыслоразличительную роль выполняют абстрактные звуки. Несмотря на различие звука и мысли (материального и идеального), они должны были иметь и нечто сходное. Иначе синтез был бы невозможен. Гумбольдт заметил, что звук более всего подходит для выражения мысли – своей кажущейся нематериальностью. Звук невидим глазом, воспринимается слухом – специально развившимся чувством. Звук образуется в физической среде – воздушной, очень подвижной, эластичной, легко поддающейся формированию под воздействием органов речи. К тому же эта среда может передавать звуки на определенном расстоянии.

Многие ученые подчеркивали двусторонний хар-р языковых знаков. Даже Ф. Соссюр, исключающий материальное (звуковой комплекс) из состава знака, подчеркивая полную идеальность языкового знака, выделял 2 его стороны: означающее и означаемое, акустический образ и понятие. Это определение подчеркивает сущность языка, синтез звука и мысли.

Второй вопрос: что явилось формой соединения звука и мысли?

Гумбольдт полагал, что внутренняя форма языка как способ отражения мира в языке.

Потебня же, развивая идеи Гумбольдта, в работе «Мысль и язык» писал:

«Звук как междометие, как рефлексия чувства и чувственный образ или схема были уже до слова, но само слово не дается механическим соединением этих стихий. Внутренняя форма в самую минуту своего рождения изменяет звук и чувственный образ».

- изменяет путем метонимии, т.е. соединение по одновременности и последовательности

Коло – око – окно

 

Сочетание звука и формы по одновременности – психологическая форма.

Потебня считает понятие Гумбольдта внутр.формы языка слишком широким и вводит понятие внутренней формы слова – признак, по к-му назван предмет, как человеку представляется его мысль о чем-либо

Внутр.форма (по Потебне) – главное организующее начало в языковом знаке

«Человек невольно и бессознательно создает себе орудие понимания, именно членораздельный звук и его внутреннюю форму, на первый взгляд, непостижимо простые сравнительно с важностью того, что посредством них достигается».

Потебня много много занимался этимологией: ближайшее (этимологично, субъективно, народно) и дальнейшее (содержательно, объективно, лично) значение.

 

Метонимия как форма соединения звука и значения неизбежно начинается с осознания того, какой представляется человеку его мысль. Потебня назвал это внутренней формой слова.

*в соврем.: внутр.форма слова – мотивированность, прозрачность значения через морфемную структуру слова

Казанская школа (Бодуэн)

- «Язык существует только в индивидуальных мозгах» НО язык индивидов как членов общества

- в психике каждого индивида отражены объективные (общенародные) элементы: слова-названия, формы высказываний

 

Соссюр

- четко разграничил язык и речь

 

Щерба

- реч.д-ть – индивидуальные акты говорения и понимания, к-е возможны на основе знания языковой системы. В рез-те рождается языковой материал. В нем и будет отражена вся языковая система, к-я будет использована в языковой деятельности.

 

Современные представления о языке и речи

- антиномия Соссюра становится методом: язык и речь различны

- сохраняется соссюровское понимание: «язык – это его мозговые субстраты, его знание»

- язык понимается как абстрактная система средств общения, к-я проявляется в речи

Добавляют такие антиномии:

язык речь
Парадигматика (отношения между формами одной единицы) Постоянное Сущность Общее Целое Виртуальное Синтагматика (отношения линейные, сочетаемость единиц в речи) Переменное Явление Частное Отдельное Реальное

Предмет языкознания – не просто язык.

Уточнения:

1) языковая система (структурализм в 40-70е гг 20в)

2) речевая деятельность (говорение, понимание) и речевой механизм (психолингвистика, нейролингвистика)

3) результаты языковой деятельности – текст и дискурс (функ.стилистика, функ.грамматика, коммуникат.грам-ка, текстология)

4) внешняя лингвистика – изучение связи языка с другими явлениями: менталингвистика, социолингвистика, когнитивистика (связь с обществом) - антропоцентризм

 

  1. Формы существования языка (язык, речь, речевая деятельность). История вопроса.

Истинное определение языка м.б. только генетическим (Гумбольдт), т.е. по происхождению. Язык есть синтез звука и мысли. Они недоступны органам зрения. Прямое наблюдение невозможно. Их синтез дал третью сущность – язык. Человек сделал членораздельный звук знаком смысла.

Многокачественность языка очевидна: он связан с мышлением, имеет свою внутреннюю структуру, и реализуется в речи и вне речи. Ученые издавна отмечали эту многоаспектную и противоречивую сущность языка и использовали метод антиномии – вскрытие противоречий, противоположных качеств в одном объекте. Антиномии стали средством объяснения сущности языка. Антиномии отнологически присущи языку. Он сущ-т в них и с ними.

Современная лингвистика выделяет 4 базовых антиномии:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...