Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место языкознания в системе наук




А) хронологическая

1) от классической древности до нового времени – 6в до н.э. – конец 18в

2) возникновение сравнительно-исторического метода – нач.19в

3) сравнительно-историческое языкознание: логическое, натуралистическое, психологическое направления; младограмматизм – 30-80-е гг 19в

4) неограмматизм: Бодуэн де Куртене, Фортунатов, Соссюр и социология языка – руб.19-20вв

5) структурное языкознание – 30-70е гг 20в

6) современное языкознание

Б) содержательная

Гирудский

1)теория наименований

2)античные граммтические традиции (Др.Китай, Др.Восток, Др.Индия, Римские грамматики)

3)универсальные грамматики – вскрывается общность систем языков – 1 этап научного языкознания

4)сравнительно-историческое языкознание – изучение генетических языковых общностей; сравнительно-типологическое языкознание, теоретическое языкознание

5)системное языкознание – автор считает, что форм-ся психологический и социолингвистический взгляды

6)структурная лингвистика

7) современное языкознание (антропоцентризм)

 

В.И. Кодухов

 

Прогресс лингвистики, как и любой науки, обусловливается многообразными потребностями развивающегося общества, языкознание не может развиваться без других наук, на лингвистической арене также проявляется борьба материалистической философии с идеализмом, диалектики с метафизикой.

Периодизация:

1)от филологии древности к языкознанию 18 в.

2)возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец 18 – начало 19 в)

3)логическое и психологическое языкознание (сер.19в)

4)неограмматизм и социология языка (последняя треть 19 – начало 20в)

5) современное языкознание и структурализм (30-60егг 20 в)

 

Двучленные классификации построен по дихотомическому принципу: неновое (старое) – новое, несовременное (традиционное) – современное. При ясности, простоте этот принцип мышления сохраняет оценочно-волевой момент, ибо само понятие «новое» уже заключает оценку лучшего, совершенного – без раскрытия содержания и объема этого совершенного.

Многочленные классификации сложнее, т.к. они сохраняют противоречивость и сложность развития. Поэтому для точности классификации необходимо воспользоваться правилами диалектической логики – диалектическим законом отрицания отрицания. Он утверждает преемственность развития и переход одного качества в другое.

Спиралеобразность – одна из характерных черт в развитии лингвистики как науки.

Если наука классической древности представляла язык в своей единичности и требовала его описания и логико-философского осмысления, то сравнительно-историческое языкознание считало язык генетическим родством и требовало объяснения его происхождения.

Если логические школы расчленяли объект на всеобщее, относя его в область мышления, и частное, относя его к национальной форме языка, то психологические школы обращались к проблеме мысли, понимания, семантической интерпретации отдельных фактов. Это, в свою очередь, ставило проблему исторического и логического, речи и языка, индивидуального и социального.

Если младограмматики ставили во главу угла историческое, индивидуальное, конкретное, то неограмматики интересуются современным, социальным, грамматическим.

Если неограмматики интересовались языком как особой формой, то структуралисты (особенно глоссематики) стали заниматься прежде всего всеобщим, инвариантным, считая формализацию доказательства не менее значимой, чем сами знания о реальном языке.

Началось с всеобщего – пришло к всеобщему, но понимание всеобщего, напр-р, у Аристотеля и Ельмслева, весьма отлично.

 

Место языкознания в системе наук

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

 

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки.

 

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.

 

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.

 

С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования.

 

Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов.

 

Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.

 

Ведь мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения, актуального членения предложения. В середине XX в. возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения.

 

Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная методика охватывает не только методику преподавания родного языка, но и методику преподавания иностранного языка.

 

Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека.

 

Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.

Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям.

 

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

 

Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.

 

С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем.

Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации.

 

Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.

 

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семиотики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков.

 

Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.

 

Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.

 

Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

 

  1. Сравнительно-историческое языкознание. Сущность и основные постулаты сравнительно-исторического метода.

 

- преодолено разобщение европейского и азиатского языкознания, поставлен вопрос о единстве лингвистики

 

Болгарский лингвист Георгиев выделяет 3 периода:

1) 1816 – 1870

В нем Дельбрюк выделяет еще 2: 1) «Сравнительная грамматика» Боппа; 2) «Компедий» Шлейхера

2) 1871 – 1916

3) 20 в.

*расшифровка чешским ассирологом Грозным клинописных табличек 18-13 в до н.э. с надписями на хеттском языке

Теория деления индоевропейских языков на две группы (entum, satem) и признание древности греческого языка и санскрита была поколеблена.

В нашей стране – Жирмунский, Десницкая, Тронский и т.д.

 

Для реконструкции истории языков сравнительно-историческое языкознание пользуется сравнительно-историческим методом, включающим следующие основные приёмы исследования:

 

1) внешняя реконструкция (сравнительно-исторический метод в узком смысле) — обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели. При сохранении в языках достаточно большого числа родственных морфем и не слишком сложной фонетической истории языков-потомков результаты регулярных звуковых изменений выступают в форме непосредственно наблюдаемых регулярных звуко-соответствий между родственными языками. В противном же случае эти звуковые изменения удаётся проследить, лишь реконструировав промежуточные этапы развития (например, праязыки подгрупп и групп в составе семьи языков);

 

2) внутренняя реконструкция — обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории (например, следы прежнего чередования аллфонов, сохраняющиеся в виде чередования фонем в алломорфах);

 

3) извлечение информации из анализа заимствованных слов (заимствования из языков, являющихся объектом реконструкции, и в эти языки);

 

4) извлечение информации из данных топонимики. Полученные реконструкции охватывают все стороны системы языка: фонологию, морфонологию, морфологию, лексику, отчасти синтаксис. Эти реконструкции, однако, не могут быть непосредственно отождествлены с исторически реальным языком-предком, они лишь моделируют имеющуюся информацию о нём как об исторической реальности.

 

Реконструируя фонемы праязыков, лингвисты не всегда обладают достаточными сведениями для разложения фонем на дифференциальные признаки и тем более для фонетической их интерпретации. Однако неполнота отражения исторической реальности в реконструкциях не означает отсутствия в них достоверной информации об этой реальности.

 

Возникновение сравнительно-исторического языкознания в 10 – 30-е гг. 19 в. связано с именами основателей индоевропеистики Ф. Боппа и Р. Раска и германиста Я. Гримма. Якоб Гримм и немецкий учёный индоевропеист-этимолог А. Потт заложили основы сравнительно-исторической фонетики как фундамента сравнительно-исторического языкознания.

 

Строгая методика доказательной реконструкции фактов дописьменной истории языков (и прежде всего реконструкции фонем) разработана в последней четверти 19 в. (в индоевропеистике — в работах К. Вернера, Соссюра и др). Эта методика лежит в основе и современного сравнительно-исторического языкознания. В последние десятилетия она обогащается новыми исследовательских приёмами, относящимися к области внутренней реконструкции, системной реконструкции лексики, фонетики и пр., использованию достижений смежных дисциплин (особенно фонологии, лингвистической типологии, этимологии). Кроме изучения индоевропейского родства и исследования германских языков, наиболее успешно развивавшимися областями сравнительно-исторического языкознания со 2-й половине 19 в. были славистика, балтистика, романистика, иранистика, кельтология, индология, семитология. В 1-й половине 20 в., помимо этих областей, широкое развитие получило сравнительно-историческое исследование др. групп индоевропейских языков, уральское языкознание (особенно финно-угроведение), тюркология, монголистика. Круг языков, подвергающихся успешному сравнительно-историческому изучению, постоянно расширяется. Развивается исследование далёкого родства языков.

 

Результаты исследований по сравнительно-историческому языкознанию лежат в основе генеалогической классификации языков, составляют научную базу этимологии и лингвистической палеонтологии, предоставляют в распоряжение историков лингвистическую информацию об этногенезе народов, о дописьменных периодах их истории, о культуре и взаимных контактах народов древности. В результате развития сравнительно-исторического языкознания в значительной степени воссоздана история многих языковых семей и групп.

 

Согласно общепринятому определению, праязык – это язык-основа, термин, обозначающий гипотетическое состояние группы или семьи родственных языков, реконструируемое на основе системы соответствий, которые устанавливаются между языками в области фонетики, грамматики и семантики сравнительно-историческим методом (например, индоевропейский праязык, праславянский язык).

 

Реальность праязыка как звучащего единообразного языка определённого доисторического этноса по-прежнему остаётся дискуссионной. Праязык может пониматься и как группа близкородственных диалектов, из которых в результате обособленного развития возникли позднейшие группы исторически засвидетельствованных языков. Если возникновение и развитие группы родственных языков не выходит за исторические рамки, реальность праязыка может быть строго документирована (в качестве примера приведем современные романские языки, для которых праязыком был народный латинский - т. н. вульгарная латынь). Элементы и формы праязыка называют архетипами.

 

Установление родственных связей между несколькими языками и восстановление их общего праязыка носит название лингвистической реконструкции. Обычно для этого используют сравнительный метод. 

Реконструкция может быть внешней и внутренней.

Внешняя реконструкция — обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели.

 

Внутренняя реконструкция — обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории.

 

При лингвистической реконструкции обычно осуществляется переход от современной к более ранним стадиям развития языковой семьи. Производится сравнение сходных в фонетическом и семантическом отношениях слов в родственных языках. Они записываются в виде таблицы, и каждой общей форме систематически приписывается значение в праязыке. Как правило, чем чаще какая-либо форма встречается в семье языков, тем она древнее. Формы, не поддающиеся анализу, считаются более древними, чем другие.

 

В. Н. Топоров










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...