Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая ответственность за правонарушение в сфере информационной деятельности как способ обеспечения информационной безопасности




 

1. Основания юридической ответственности в информационной сфере.

2. Законодательство об уголовной, административной, дисциплинарной гражданской ответственности в информационной сфере.

 

1. Основания юридической ответственности в информационной сфере

 

Являясь одним их юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъекта, нарушающего права и охраняемые законом интересы других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершенное правонарушение. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпевать неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ. Исходя из этого, содержанием юридической ответственности выступает государственное властное принуждение, проявляющее себя в различных формах.

Как и любая юридическая ответственность, ответственность за правонарушения в информационной сфере реализуется в рамках правоохранительных правоотношений.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности заключаются в следующем:

1) правонарушения, подпадающие под применение тех или иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;

2) правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Основанием юридической ответственности является факт правонарушения (административного правонарушения, дисциплинарного проступка, уголовного преступления и т.п.). Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за нарушения законодательства в информационной сфере.

Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, возмещении вреда, имеет место гражданско-правовая ответственность.

Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства, имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния. Этот Кодекс является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь, и, соответственно, единственным нормативным правовым актом, предусматривающим меры уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Республики Беларусь имеет задачей охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Он также способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь, в том числе и в информационной сфере.

Законодательство об административной ответственности за нарушения в информационной сфере состоит из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.

Задачами данного Кодекса являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений. Кроме того, нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях направлены на предупреждение административных правонарушений.

Если рассматривать правовую базу для гражданской ответственности за правонарушения в информационной сфере, то основой законодательства в данном случае является Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998. В нем содержатся общие положения о гражданско-правовой ответственности, а также нормы об ответственности за нарушения коммерческой и служебной тайны, за нарушения в сфере интеллектуальной собственности.

Нормы о гражданско-правовой ответственности за информационные правонарушения содержатся также в законах Республики Беларусь «О средствах массовой информации», «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», «О почтовой связи», «О рекламе» и в других актах законодательства.

Кроме указанных выше мер юридической ответственности, к лицу, совершившему правонарушение в информационной сфере, могут применяться и меры дисциплинарного воздействия. Законодательство о дисциплинарной ответственности базируется на нормах Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999, который определяет основания и условия применения дисциплинарной ответственности, виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий. Действующим трудовым законодательством Республики Беларусь не установлены конкретные составы нарушений дисциплины труда и соответствующие им дисциплинарные взыскания. Кроме Трудового кодекса Республики Беларусь, содержащего общие положения, к отдельным категориям работников могут применяться нормы о дисциплинарной ответственности, предусмотренные уставами о дисциплине и специальными нормативными правовыми актами (например, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, законами Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел» и др.).

 

2. Законодательство об уголовной, административной, дисциплинарной гражданской ответственности в информационной сфере

 

Специфика гражданско-правовых отношений, характеризующихся равенством участников, предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главной из этих особенностей является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя.

Гражданско-правовые меры, с помощью которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) субъективных прав в информационной сфере, достаточно неоднородны по своим общественным последствиям и юридической природе. К гражданско-правовым мерам, влекущим для нарушителя неблагоприятные последствия имущественного характера, относятся, прежде всего, меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда.

В соответствии со ст.14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 2 ст.968 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, подлежит компенсации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора. Санкции могут быть предусмотрены как в самом договоре, так и в законодательстве о соответствующем виде договоров. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств (например, меры по возмещению вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные п. 3 ст. 965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать основания, образующие в совокупности состав гражданского правонарушения. Состав правонарушения в имущественной сфере образуют следующие факты:

1) противоправность поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

2) наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального;

3) наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего;

4) наличие вины правонарушителя.

Гражданский кодекс Республики Беларусь в большей степени, за исключением нескольких статей, содержит общие положения об ответственности, чем определенные составы правонарушений.

Согласно п.2 ст. 140 ГК лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Действие данной статьи распространяется на охрану государственных секретов, если это не противоречит законодательству о государственных секретах.

Кроме того, ответственность за незаконное использование нераскрытой информации предусмотрена ст.1011 ГК, в которой, помимо права требования возмещения убытков, закреплено право обладателя информации потребовать от того, кто ее незаконно использует, немедленного прекращения использования этой информации.

В п. 3 ст. 969 ГК определено, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и, в отличие от материального вреда, независимо от вины причинителя вреда.

В соответствии с п.2 ст. 989 ГК при нарушении договоров об использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации применяются общие правила об ответственности за нарушение обязательств.

Как отмечалось ранее, гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере предусматривается также нормативными правовыми актами, составляющими информационное законодательство.

Согласно п.2 ст. 31 Закона Республики Беларусь «О рекламе» лица, права и интересы которых нарушены в результате производства и (или) размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, вправе в установленном законодательством порядке обратиться в суд с исками, в том числе с исками о материальном возмещении морального вреда.

Законом Республики Беларусь «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» предусмотрена ответственность за вред, причиненный документам Национального архивного фонда. В соответствии со ст.41 указанного Закона юридические и физические лица, допустившие утрату либо повреждение документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, возмещают ущерб в установленном законодательством порядке. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, производственная деятельность которых отрицательно влияет на архивные документы, что приводит к их повреждению, утрате либо уничтожению, компенсируют архивным учреждениям нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за нарушение законодательства в области почтовой связи предусмотрена главой 5 Закона Республики Беларусь «О почтовой связи».

Операторы почтовой связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг почтовой связи за утрату, порчу, повреждение, недостачу вложений, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений и денежных средств, недоставку печатных средств массовой информации и иные нарушения в размерах и порядке, определяемых законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь (ст.35 Закона Республики Беларусь «О почтовой связи»).В свою очередь, пользователи услуг почтовой связи несут ответственность за вред, причиненный другим пользователям услуг почтовой связи или операторам почтовой связи в результате пересылки почтовых отправлений, содержащих предметы и вещества, запрещенные к пересылке, либо ненадлежащей упаковки пересылаемого почтового отправления, кроме случаев ненадлежащей упаковки почтового отправления оператором почтовой связи (ст.36 Закона Республики Беларусь «О почтовой связи»).

Применение мер гражданско-правовой ответственности может последовать и в случае нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах. Защита авторского права и смежных прав предусмотрена ст.40 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с положениями которой правообладатели вправе требовать:

1) признания авторского или смежных прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

3) пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;

4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Рассмотрим для примера ситуацию из судебной практики. В хозяйственный суд г.Минска обратилось совместное предприятие, являющееся издателем рекламной газеты с исковым заявлением о пресечении действий со стороны издателя другой рекламной газеты нарушающих его имущественные права на объекты авторского права и взыскании компенсации. Суть спора заключалась в том, что издатель другой рекламной газеты практически полностью повторил дизайн (общую графическую композицию) газеты, который, как утверждал истец, был создан его работниками, а также при издании газеты использовал отдельные элементы этой композиции, являющиеся самостоятельными объектами, также созданные его работниками, не испрашивая при этом соответствующего разрешения у истца. Решением суда ответчику запрещено использование при выпуске рекламной газеты трех (из четырех заявленных) графических объектов, а также в пользу истца взыскана компенсация за нарушение исключительных авторских прав в размере, определенном судом, и соответствующая часть государственной пошлины. В остальной части иска истцу отказано.

Согласно ст.20 Закона Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем» лицо, незаконно использующее чужую топологию, по требованию владельцев обязано прекратить ее использование и возместить причиненный ущерб.

Дисциплинарная ответственность – это законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусматривающая ответственность работника перед нанимателем за совершенный дисциплинарный проступок.

Дисциплинарная ответственность оказывает правоохранительное предупредительно-воспитательное воздействие тем, что в отношении лица, допустившего нарушение дисциплины труда, устанавливаются невыгодные правовые последствия личного, материального или организационного характера в сфере трудового правоотношения.

Основанием дисциплинарной ответственности является нарушение, неисполнение трудовых обязанностей, регулируемых правом, трудовым договором, заключенным на основе предписаний действующего законодательства о труде и коллективного договора организации. Иными словами, основанием для дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, под которым согласно ст.197 Трудового кодекса Республики Беларусь понимается виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Как отмечалось ранее, действующим трудовым законодательством не установлены конкретные составы нарушений дисциплины труда и соответствующие им дисциплинарные взыскания.

Различают два основных вида дисциплинарной ответственности работников: общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность, в соответствии с правилами внутреннего распорядка, может быть возложена на любого работника, совершившего дисциплинарный проступок, если его трудовая функция не связана с какими-либо исключительными условиями труда. Например, в соответствии с п.10 ст.53 Трудового кодекса Республики Беларусь на работников возлагается обязанность хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя. За неисполнение или ненадлежащее исполнений этой обязанности к работнику могут применяться меры дисциплинарной ответственности.

Согласно ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей кругом работников, к которым она может быть применена, кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, мерами взысканий и может устанавливаться только законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами о дисциплине и по специальным нормативным актам (ответственность судей, работников прокуратуры, органов Комитета государственной безопасности и т.д.).

В большинстве случаев специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для государственных служащих. Общие положения об ответственности государственных служащих содержатся в главе 8 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 «О государственной службе в Республике Беларусь». Государственный служащий привлекается к различным видам юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой.

Среди обязанностей государственных служащих в информационной сфере можно назвать следующие:

1) обеспечение неукоснительного соблюдения норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства (в том числе и информационного);

2) обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц (в том числе и права на информацию);

3) соблюдение установленных в государственном органе регламента, правил внутреннего трудового распорядка, должностных положений и инструкций, порядка работы со служебной информацией;

4) в пределах должностных полномочий своевременное и объективное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц и разрешение их в порядке, установленном законодательством;

5) сохранение, нераспространение доверенных ему государственных секретов, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

6) неразглашение полученных при исполнении служебных обязанностей сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан, и соблюдение запрета требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и др. (ст.21 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В соответствии со ст.57 указанного Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; 5) увольнение с занимаемой должности в соответствии с Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами; 6) иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Дисциплинарное взыскание действует в течение года, и если в этот период работник не получит нового дисциплинарного взыскания, считается, что он взысканию не подвергался.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушенийкак самим правонарушителем, так и другими лицами.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях административно-правовые санкции за правонарушения в информационной сфере  определены в следующих главах и статьях:

1) в главе 9 «Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина»: клевета (ст.9.2); оскорбление (ст.9.3); отказ в предоставлении гражданину информации (ст.9.6); умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст.9.11); нарушение законодательства об обращениях граждан (ст.9.13); нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст.9.21); нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов, а также сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для выдачи справок либо иных документов (ст.9.26);

2) в главе 11 «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности»: представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации (ст.11.51); представление в банк справок с недостоверной информацией (ст.11.63);

3) в главе 12 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»: нарушение законодательства о рекламе (ст.12.15); нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий и порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий (ст.12.26);

4) в главе 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования»: сокрытие умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании или охране (ст.15.61);

5) в главе 17 «Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности»: заведомо ложное сообщение (ст.17.6); распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст.17.8);

6) в главе 19 «Административные правонарушения в области историко-культурного наследия»: несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст.19.1); нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям (ст.19.3); уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст.19.4);

7) в главе 22 «Административные правонарушения в области связи и информации»: устройство и эксплуатация радиоустановок без регистрации или разрешения (ст.22.1); нарушение порядка изготовления, хранения или использования радиоэлектронных средств (ст.22.2); нарушение правил оборота и эксплуатации радиоэлектронных средств (ст.22.3); самовольное использование сетей электросвязи (ст.22.5); несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст.22.6);нарушение правил защиты информации (ст.22.7); незаконная деятельность в области защиты информации (ст.22.8); нарушение законодательства о печати и других средствах массовой информации (ст.22.9); незаконный отказ в доступе к архивному документу (ст.22.10); нарушение законодательства об архивах (ст. 22.11); нарушение законодательства о делопроизводстве (ст.22.12); разглашение коммерческой или иной тайны (ст.22.13); нарушение установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров документов (ст.22.14); разглашение служебной тайны по неосторожности (ст.22.15);

8) в главе 23 «Административные правонарушения против порядка управления»: непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст.23.16); нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации (ст.23.17); распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь (ст.23.33); утрата или незаконное уничтожение документов постоянного или долгосрочного хранения (ст.23.37); нарушение правил оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст.23.52).

Как видно, составы правонарушений содержатся в различных главах КоАП. Объясняется это тем, что информационная деятельность присутствует в различных сферах общественных отношений. Субъективная сторона большинства составов административных правонарушений характеризуется наличием вины в форме умысла. Субъектом правонарушений в информационной сфере в основном выступает физическое лицо. Объектом правонарушений, как отмечалось ранее, является именно информация.

В качестве административных взысканий за указанные выше правонарушения в информационной сфере могут применяться: 1) предупреждение; 2) штраф (для физического лица – до 50 базовых величин, для индивидуального предпринимателя и юридического лица – до 500 базовых величин); 3) конфискация предмета административного правонарушения (как дополнительное взыскание). Приведенные размеры штрафа максимальны именно для правонарушений в сфере информационной деятельности.

Уголовная ответственность является по своему содержанию наиболее строгим из видов юридической ответственности. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Другие виды ответственности могут наступать как за совершение правонарушений, содержащих состав преступления, так и за совершение иных проступков.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление. Уголовная ответственность носит личный характер, т.е. возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо.

Согласно ст.10 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного Кодексом деяния в виде оконченного преступления; приготовления к совершению преступления; покушения на совершение преступления; соучастия в совершении преступления.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания.

Уголовное законодательство устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Указания на составы преступлений в информационной сфере содержатся в:

1) главе 22 УК «Преступления против личной свободы, чести и достоинства»: клевета (ст.188); оскорбление (ст.189);

2) главе 23 УК «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»: нарушение равноправия граждан (ст.190); воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата (ст.191); нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы граждан (ст.192); преследование граждан за критику (ст.197); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (ст.198); нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав (ст.201); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений (ст.203); отказ в предоставлении гражданину информации (ст.204);

3) главе 24 УК «Преступления против собственности»: хищение путем использования компьютерной техники (ст.212);

4) главе 25 УК «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности»: незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг (ст.226-1); подлог проспекта эмиссии ценных бумаг (ст.227); невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст.230); дискредитация деловой репутации конкурента (ст.249); распространение ложной информации о товарах и услугах (ст.250); коммерческий шпионаж (ст.254); разглашение коммерческой тайны (ст.255);

5) главе 26 УК «Преступления против экологической безопасности и природной среды»: сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст.268);

6) главе 27 УК «Преступления против общественной безопасности»: несообщение информации об опасности для жизни людей (ст.308);

7) главе 30 УК «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности»: изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера (ст.343); изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (ст.343-1); умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст.344); уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности, по неосторожности (ст.345); надругательство над историко-культурными ценностями (ст.346);

8) главе 31 УК «Преступления против информационной безопасности»: несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст.349); модификация компьютерной информации (ст.350); компьютерный саботаж (ст.351); неправомерное завладение компьютерной информацией (ст.352); изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети (ст.353); разработка, использование либо распространение вредоносных программ (ст.354); нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети (ст.355);

9) главе 33 УК «Преступления против порядка управления»: клевета в отношении Президента Республики Беларусь (ст.367); оскорбление Президента Республики Беларусь (ст.368); оскорбление представителя власти (ст.369); дискредитация Республики Беларусь (ст.369-1); умышленное разглашение государственной тайны (ст.373); разглашение государственной тайны по неосторожности (ст.374); умышленное разглашение служебной тайны (ст.375);незаконные изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации (ст.376); хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков (ст.377); хищение личных документов (ст.378); незаконные приобретение либо сбыт официальных документов (ст.379); подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380);

10) главе 34 УК «Преступления против правосудия»: разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания (ст.407); умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса (ст.408);

11) главе 35 УК «Преступления против интересов службы»: служебный подлог (ст.427).

Уголовная ответственность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма (ст.3 УК). При этом никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Субъективная сторона большинства составов преступлений характеризуется наличием вины в форме умысла. Но предусматривается ответственность и за совершение преступлений по неосторожности (например, статьей 374 УК). Также некоторые составы предусматривают неосторожность в отношении наступивших последствий (например, ч.1 ст.349, ч.1 ст.355 УК). Субъектом преступлений в информационной сфере выступает физическое лицо. Объектом преступлений, как отмечалось ранее, является именно информация.

В качестве наказания за совершение преступлений в информационной сфере могут применяться: 1) общественные работы; 2) штраф; 3) исправительные работы (максимальный срок – до 2 лет); 4) арест (максимальный срок – до 6 месяцев); 5) ограничение свободы (максимальный срок – до 5 лет); 6) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7) лишение свободы (максимальный срок – до 10 лет).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...