Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории социальной стратификации




Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.Идея социаль­ной стратификации была впервые разработана П.А.Сорокиным. Теория вобрала в себя идеи М.Вебера о классах в индустриальном обществе и социальном взаимодействии, струк­турно-аналитическую концепцию Т.Парсонса. Некоторые авторы (Р.Дарендорф, Р.Коллинз) привнесли в нее идеи социального конфлик­та. Определенный вклад в развитие теории стратификации внесли американские ученые К.Дэвис и У.Мур. Именно в американском обществе проявились такие качества социальной организации, как смягчение классовых различий, ранжированное социальное вознаграждение и т.п. Под социальной стратификацией понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители ко­торых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения, посредством которого общество получает возможность стимули­ровать одни виды деятельности и взаимодействия, толерантно (тер­пимо) относиться к другим и подавлять третьи. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и подразумевает любые социальные разли­чия, не связанные с неравенством, со стимулировани­ем (или репрессией) разных форм деятельности, например, увлечения или хобби.


 


Социальная мобильность

Социальная мобильность это переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую.Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших. Существует два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная социальная мобильность это переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Вертикальная социальная мобильность- перемещения индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: 1) проникновение индивида из нижнего в более высокий пласт; 2) создание индивидами новой группы и проникновение ее в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения также имеют две формы: 1) падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы;2) деградация социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне этих групп или в разрушении ее социального единства.П.А.Сорокин разграничивал интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев: экономических, профессиональных или политиче­ских. Всеобщность вертикальной мобильности - число индивидов, изменивших свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.


 


Предмет социологии семьи

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. Семья – это форма организации личного быта, основан­ная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между индивидами, живущими вместе и ведущими общее хо­зяйство на основе единого семейного бюджета. Семья - это специфическое, уникальное образование: она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. Семья как социальный институт и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном, воспроизводстве населения. От благополучия каждой отдельной семьи в ко­нечном итоге зависят благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функциониро­вания семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами: ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение .На первых этапах развития общества отношения между мужчи­ной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулирова­лись племенными и родовыми обычаями, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака нала­гало определенные обязанности не только на супругов, но и на госу­дарство, санкционирующее их союз. Социальный контроль и санк­ции осуществляли теперь не только общественное мнение, но и госу­дарственные органы.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...