Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобализация современного мира




Эксперимент как социологический метод

Любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.п., изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов (эксперимент, наблюдение и т.п.), на обоснование направлений и разработку методов и средств их решения. Социологическое исследование - один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов. Социологические исследования представляют собой последовательность этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях. Важным методом эмпирического исследования,  является эксперимент (от лат. - проба, опыт).Эксперимент - это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам. Утверждение экспериментального метода в науке - длительный процесс, который берет свое начало в античном мире и средневековой схоластике. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. В дальнейшем запросы научного и технического прогресса вызывают необходимость все более широкого применения эксперимента. Что касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько значимым, что уже рассматривается как одна из основных форм практической деятельности.


 


Понятие «общество»

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной иразумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется

под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.Общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.


 


Теории развития общества

Платон и Аристотель отождествляли общество с государством.Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Теннис сторонники рациональных договорных начал в социальности (Концепции естественного права и общественного договора). Г.Спенсер и др. классики говорили о том, что общество-особый социальный организм. Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных пред­ставлениях, М.Вебер – как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий. С точки зрения К.Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Согласно структурному функционализму Парсонса, любая общественная система имеет следующие функции: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Свой вклад в развитие системного подхода внес символический интеракционизм. Согласно ему, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. По Дж.Миду социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия и зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых она участвует. П.Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное, как внутренний аспект жизни общества, доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминан­той оказываются разные факторы. Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатываются концепции постиндустриального, или информационного общества (Д.Белл, А.Турен, У.Ростоу).



Глобализация современного мира

Глобализация захватывает общественные отношения, политические, национально-государственные связи. И это вполне понятно, ибо если сближаются страны и регионы, материально-экономические системы, то и вся система мировых общественных отношений перестраивается. Страны, народы, нации становятся ближе, контакты между ними постояннее и разнообразнее, взаимопроникновение и взаимовлияние сильнее. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума, созидание становятся достоянием всего мирового сообщества, а на базе развившихся отношений, все человечество становится единым социальным целым, но и в том, что разного рода противоречия, конфликты, как прежде существовавшие, так и возникающие вновь, также приобретают тенденцию к глобализации. Глобализация мировых общественных отношений как своеобразный увеличитель придает общеземной масштаб как достижениям человечества, так и его изъянам, порокам, конфликтам.Тенденция к глобализации конфликтов, превращение их в потрясения всего мирового порядка определенным образом выражают целостность современного мира. Глобализация общественных отношений, вытекающая отсюда тенденция перерастания конфликтов в мировые столкновения с огромными разрушительными последствиями создают новую ситуацию с положением человека в современном мире. Если прежде человек был включен в противоречия и конфликты общественных отношений своего региона, своей страны, так как дальше этой территории его социальные конфликты не распространялись, то теперь он оказался как бы лицом к лицу с общественными противоречиями всего мира.Расширившееся социальное пространство человеческого бытия с проистекающими из него угрозами и опасностями подавляет человека. Это становится особенно очевидным, если  речь идёт не о человеке вообще как родовом существе, а о конкретно-единичном человеке, реальном индивиде. Если он оказывается во власти сложившихся общественных отношений своей страны и зачастую не может оказать на них какого-либо воздействия, то тем более слабым и немощным он предстает перед лицом мировых общественных отношений, тем более мало его воздействие на вызревание мировых конфликтов и предотвращение их последствий.


 

24)Социологическая теория личности

Социологич. теория, имеющая своим предметом личность в качестве объекта и субъекта соц. отношений в рамках соц.-историч. процесса и целостных обществ. систем, на уровне взаимосвязей личности и соц. общностей, включая малые контактные группы и коллективы. Принципы научн. подхода к развитию теории личности ( далее Т.л.) - установление зависимости свойств личности от объективных обществ.-экономич., соц.-культурных и предметно-деятельных особенностей социализации индивидов, вследствие чего важнейшее значение в Т.л. приобретает соц. типология личности - выявление сущностных черт личности, обусловленных ее образом жизни, жизнедеятельностью. Свойства соц.-историч. типов личности соотносятся с особенностями культуры, с природой обществ. формации; черты личности, обусловленные классовой принадлежностью, образуют соц.-классовую типологию; соц.-типические особенности нац. характера - продукт историч. развития данного народа, а специфика условий и содержания труда представителей различн. профессий определяет особые личностные черты профессионального типа. В соц. типологии Т.л. выделяет свойства идеального, нормативного и реально распространенных типов личности, где первый выражает требования обществ. идеала, фиксированного в соц.-политич. и нравственных концепциях, религиозных верованиях.Важнейшие понятия Т.л., в к-рых личность рассматривается как объект соц. отношений: социализация - освоение индивидом соц. требований и функций (ролей) в качестве непременного условия активного включения в соц. общность, соц. идентификация - осознание своей принадлежности к данной общности и ролевая идентификация - принятие общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям субъекта.Личность как субъект соц. отношений рассматривается Т.л. в таких понятиях, как самосознание личности, нормативное сознание, ценностные ориентации, а также в понятиях психологии, используемых и в социологии: потребности, мотивация, соц. установки, соц. поведение  и др. Основная проблема Т.л. - формирование личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием соц. общностей, изучение закономерностей взаимосвязей личности и об-ва, личности и группы, коллектива), регуляции и саморегуляции соц. поведения личности. Этим отличается содержание Т.л. от психологич. теорий личности, в к-рых личность рассматривается в качестве устойчивой системы психич. свойств, процессов и отношений и устанавливаются закономерности структуры личности и ее деятельности в интериндивидуальном (обращенном к самому субъекту) и интраиндивидуальном (межличностном) аспектах.


 

25) Социализация личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем со­циализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институтысоциализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные запередачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения,которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малыхгруппах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшееокружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказываютвлияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп иинститутов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальныеучреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становленииможет научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы

и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в

соответствии со своими функциями.


 

26) Теория развития личности

В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов происходит формирование неповторимой личности.1)ТеорияЧ.Х. КУЛИ И ДЖ.Г. МИДа.Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я".По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).2) Теория ЗИГМУНДаФРЕЙДа. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире.Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.3) Теория Пиаже.Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности. Первый период, от рождения до 2-х лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.Второй период, от 2-х до 7 лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками.В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, а также размышлять о будущем.




Социальное неравенство

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.Социальное неравенство возникает за счет следующих различий в обществе:1) экономическое положение людей, где выделяются слои богатые, среднеобеспеченные и бедные; 2) разделение труда, где выделяют­ся работники тяжелой промышленности, сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и др.; 3) объем властных полномочий, где выделяются рядовые работники, менеджеры, руководители высшего звена управления и др.; 4) социальный престиж, авторитет, влияние, где выделяются неформальные лидеры, элитные груп­пы, деятели культуры и др. Существует ряд признаков, которые могут выступать в скрытой форме: 1) поло-возрастные характеристики; 2) этно-национальные качества; 3) религиозная принадлежность; 4) культурно-мировоззренческие позиции; 5) семейные отношения, родственные и служебные связи; 6) место проживания. Есть ряд особых качеств: маргинальное положение (безработные, инвалиды, пенсионеры), противоправное поведение (контингент исправительных учрежде­ний, представители уголовного мира, коррумпированные лица и др.).Статус социальный (позиция) - структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие соци­альные связи между субъектами общественных отношений. По Марксу: 1. Социальное неравенство основано на экономическом. 2.Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет. По Веберу: В основе социального неравенства лежат: 1. Богатство 2. Власть 3. Престиж По Сорокину. Причиной социального неравенства являются:1. Собственность 2. Власть 3. Профессия. Формы социального неравенства: Биосоциальное. Сексуальное. Этническое Национальное. Гендерное.Фундаментальной теоретической основой социального неравенства, является саморазвитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней - более и менее ценные виды деятельности.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...