Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оцените передовые с точки зрения современных представлений о свободе слова.




№ 23, 1 июня.

Самодержавное правительство, по словам «Нового времени», решило спрятать свой лисий хвост и разинуть волчью пасть. Правительство это, усмотрев в известном обращении рабочих депутатов думы ко всему рабочему народу – призыв к бунту – тянет теперь к Иисусу. Вот вам и неприкосновенность депутатов государственной думы, вот вам и свобода слова в рамках российского «парламента»…

Разоренному грабительскими налогами и эксплуатацией помещиков –крестьянству – правительство внушает, посредством рассылки по селам горемыкинского декларации мысль о святости дворянского землевладения, а рабочему классу – правительство отвечает цинично привлечением рабочих депутатов к суду, угрожая им казематом, ссылкой и расстрелами.

Необходимо прогнать поганой метлой все современное самодержавное правительство и на место его поставить весь народ, вручивши ему всю полноту исполнительной и законодательной власти…

 

№ 24, 2 июня

Самодержавное правительство ушло в подполье.

Так бывает со всеми, кто в меньшинстве. А оно теперь представляет кучку зловредных заговорщиков против стомиллионного русского народа. Наше правительство – представляет угрозу общественной тишины и спокойствия. Чем скорее оно будет убрано, тем лучше. Все его действия напоминают собой шайку турецких бандитов, действующих из-за угла. Оно усвоило один метод действия – восточно-деспотическую хитрость, соединенную с наглой бесцеремонностью к разоренной им стране и ее многострадальному народу.

 

В подражание А.В. Амфитеатрову в «Голосе Курска» был опубликован «Акафист черной сотни угоднику». Оцените этот опыт с точки зрения журналистской этики, политической направленности, художественной выразительности.

 Акафист черной сотни угоднику,

Дух тело которого в град Курске пребывают

и всем потому тоску и печаль навевают.

Радуйся бедных гонитель,

Радуйся губернский предводителю,

Радуйся, Курска посрамление,

Радуйся младенцев бити научение,

Радуйся, Курска от крамолы спасательство,

Радуйся черносотенное сиятельство,

Великомучащий хулигане, радуйся!

 

 

«Курские записки» – газета общественной жизни, политики и литературы

 

     Удалось найти сведения только о номерах с 18 января по 9 февраля 1906 года.

 Объявленная периодичность – два раза в неделю – не была выдержана в связи с преследованием газеты. Выходила малым форматом в четверть, а последний номер – в восьмую часть листа.

Редактор и издатель – И.А. Михайлов. К этому моменту И.А. Михайлов – известный в губернии публицист, со времен «Курской газеты» запомнившийся реформаторскими идеями и начинаниями. После 1905 года он будет сотрудничать в ряде сменявших друг друга социалистических изданий. Собственная газета для него это революционная трибуна, с которой он с горячностью и темпераментом борца вербует политических единомышленников. Неудивительно, что «Записки» оказались одним из самых радикальных и недолговечных изданий. Газета только начиналась, анонсировала себя, а часть постоянных сотрудников «КЗ» уже была «благопопечительным начальством «изъята из обращения». В виду этого редакция просила не вменять ей в вину неполноту некоторых отделов, но не в коем случае не отказывалась от использования новой газеты для пропаганды социал-демократических идей. Редакция просила всех читателей сообщать о проявлениях неправды, произвола и насилия, свидетелями которых им пришлось быть, чтобы хоть отчасти заместить арестованных сотрудников.

Точное количество выпущенных номеров установить не удалось: ни в книгохранилищах области, ни в фондах московских библиотек нет полного комплекта газеты. Но сохранившиеся номера позволяют охарактеризовать «Курские записки» как типичное агитационно-пропагандистское издание. Виртуозно освоенные современной прессой политтехнологии, собственно и вырабатывались «Курскими записками» и родственными им изданиями.

 Все материалы газеты четко делятся на две группы. В первую входят статьи, направленные на изложение собственной политической программы и комментарии к ней. Во вторую – публикации, дискредитирующие политических противников. Агитационные задачи предопределили и скудную жанровую палитру. Манифесты, революционные стихи, воззвания и письма борцов с режимом – вот и весь спектр жанров.

Каждая публикация заканчивалась обращением к курянам активнее включаться в политическую борьбу. Вот первый номер. Стихотворение «Призыв» заканчивалось решительным утверждением: «Нас не пугают борьба и невзгоды. Наши девизы: «За волю! Вперед!», затем хроникальные заметки в рубрике «По России» выступали в качестве практического пособия по организации демонстраций. Далее следовал рассказ о крестьянских волнениях в Курской губернии (рубрика «По селам и деревням») и подразумевавший, что примеру восставших последуют во всех уездах.

 Разоблачению антинародного характера всех партий, кроме представляемой, посвящена большая часть «Курских записок». Дискуссия с политическими соперниками – в духе агитационной риторики: много обвинений, мало аргументации. Тенденциозность проявлена и языке публикаций, и в приемах полемики. К примеру, о сторонниках Курской партии Порядка сказано, что они ничего не могут дать народу, кроме патронов, пулеметов и нагаек, в общественной и служебной деятельности они заведомо «по уставу» будут отстаивать партийные, а не народные интересы. «Это не политическая партия, а шайка, простая шайка, вроде червонных валетов. А так как красный цвет им ненавистен, а казачьи пики любезны, то лучше бы им и назваться пиковыми валетами» (№ 1, с.6). Курские кадеты названы партией политических спекулянтов, а их решение участвовать в выборах позором и т.д.

Второй номер – был подготовлен почти через месяц. В качестве компенсации за пропущенные номера и не выпущенные, приложения издатели «Записок» предлагают удешевленную подписку на газету «Курский голос». Если первый номер больше напоминал агитационную брошюру, то во втором организаторы издания старались хотя бы формально приблизить структуру газеты к стандарту, выработанному большими политическими изданиями. Несмотря на листовочный формат, следующий выпуск выигрывал в широте и разнообразии материалов. Примечательной с точки зрения художественной формы оказалась фантастическая сцена М.И. Потапова «Двадцать шесть и один», пародия на заседание курских черносотенцев.

 В «Курских записках» появились новые отделы: «Иностранное обозрение», «Из газет и журналов», «Последние известия», «Библиография» и «Справочник».

Содержательно же газета оставалась «коллективным агитатором и пропагандистом» идей социалистической революции, поэтому, к примеру, подготовленное газетно-журнальное обозрение – это целенаправленное опровержение антисоциалистических публикаций «Современных записок», газет «Век», «Биржевые ведомости». Вместо последних известий были обнародованы списки арестованных по губернии и стране. Единственная неполитическая информация – месячный репертуар курского театра.

 Записки успели объявить о новом отделе «Вопросы подписчиков и ответы редакции», намереваясь давать ответы на все запросы подписчиков, имеющие более или менее общий интерес, но больше в свет газета так и не вышла.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...