Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел III. Психическая организация личности




Глава 11. Индивид и личность

Основные понятия: Человек, индивид, личность, индиви­дуальность, психические свойства личности, духовный мир личности, духовные качества личности, самооценка личнос­ти, образ “Я”, притязания личности, воспитание и самовоспи­тание личности.

Понятие о личности.

Человек - сложно организованное, многомерное и разносто­роннее существо. Как и все живые существа, он имеет опреде­ленную телесную организацию, данную ему от природы. По сво­ему телесному строению он во многом похож на высших прима­тов. В то же время он представляет собой высший биологичес­кий вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “Индивид”. Индивидом мо­жет быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Главное отличие человека заключается не во внешней теле­сной организации, а в его внутренней духовной сущности. Чело­век - одухотворенное существо, наделенное многообразными пси­хическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведе­ние среди людей, создавать необходимые для его жизни предме-

158


существования, совершенствовать свои физические и духовные каче­ства. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, прояв­лять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии “личность”.

Таким образом, личностью может являться только одухотворен­ный человек, член общества, обладающий многообразными психичес­кими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность про­низывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на по­стижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.

Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъек­тивность, или по философской терминологии “самость”, является ос­новной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объе­диняет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ниц­ше писал: “Чу вство и у м всег о лишь ору дия и игру шки : за ними скрывает­ся САМОСТЬ... Она господствует и повелевает твоим “Я”.”1

Субъективный духовный мир каждого человека является уникаль­ным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть иден­тичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть тождественными. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Инди­видуальность личности заключается в своеобразном сочетании пси­хических свойств и качеств, отличающих ее от других людей.

Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Че­ловек, - писал Ф. Ницше, - есть нечто, что должно преодолеть... Вы совершили путь от червя до человека, но многое еще в вас - от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезья­на, нежели иная из обезьян.”2

Целью преодоления является формирование полноценного человека, освободившегося душой и телом от животных влече­ний, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью пре­одоления, по Ф. Ницше, является создание Сверхчеловека, кото­рый должен появиться на земле и стать ее смыслом. “Сверхчеловек -


159


сал Ф. Ницше.3 Современный человек для Сверхчеловека, по мне­нию Ницше, должен быть посмешищем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного будущего, который своей созидательной деятельностью будет не разрушать, а украшать зем­лю.

Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый ин­дивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью са­мосовершенствования является стремление личности приобрес­ти такие качества, которые дали бы ей возможность занять дос­тойное место среди людей и стать полезным членом общества.

Человек является общественным существом. Основным ус­ловием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и со­вместной деятельности между людьми устанавливаются обще­ственные отношения, под влиянием которых у человека возни­кает новое качество - личность.

По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является слож­ным системным образованием. По своей природе оно является “сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения меж­ду людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут не­посредственно восприниматься, их отражение возможно только посредством мышления человека.

Существование личности в системе общественных отноше­ний, ее место и роль в обществе вызвало появление так называе­мой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый чело­век в течение своей жизни выполняет различные общественные функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или мате­рью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто роль. Против такого упрощенного понимания личнос­ти резко выступал А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, играет не “роль”, а вы­полняет свою “миссию”. Правда, иногда человек разыгрыва­ет какую-то “роль”, но эта “роль” не личность человека, а то “изображение, за которым она скрывается”.

Против такого упрощенного понимания личности, функ­ции которой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит также и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не просто является исполнителем опреде-


160


стве, не просто является исполнителем определенной “роли”, а яв­ляется творцом, созидателем материальных и духовных ценностей.

С точки зрения гуманистической психологии, главной особеннос­тью личности является реализация творческих возможностей, ее спо­собность совершенствовать окружающий мир и управлять своим соб­ственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовер­шенствование.

Проявляя творчество, личность создает общественно ценные про­дукты, и тем самым не только совершенствует свои психические свой­ства, но и способствует развитию общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 576.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...