Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самопознание и самооценка личности.




Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совер­шенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере раз­вития и изменения физических и психических функций организма.

Сначала человек познает свои внешние особенности, сравнивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формиру­ется представление о своем внешнем облике. Затем на основе само­наблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внут­ренних психических свойствах. На основе сложившихся представле­ний и знаний о своей личности у человека возникает сложное психи­ческое образование, которое получило название “образа - Я”.

В структуре образа “Я” можно выделить три основных компо­нента: когнитивный (познавательный), поведенческий и эмоциональный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также по­нятие о внутренних психических свойствах своей личности. В пове­денческий компонент входят представления и знания об особенностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умениях, о при­вычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоци­ональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокри­тичность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, за­стенчивость, совестливость, стыдливость и т.п.

161


В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояни­ями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществля­ет самоконтроль и саморегуляцию поведения среди людей.

Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” называ­ется “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В связи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направ­ляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притягательными.

Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было описано особое образование, получившее название “Я” - схемы или “Я” - кон­цепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые сведения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особен­ностях своего и их характера, понятие о жизненных целях и ценност­ных ориентирах, осознание своих потребностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изменяться по мере того как личность за­ново осознает себя в настоящее время и какой она может стать в буду­щем.

На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са­мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от­ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке за­фиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

Самооценка личности, как и оценка личности другого че­ловека, по мнению Дж. Келли (основоположника когнитивного подхода к изучению личности) осуществляется на основе позна­ния “конструктов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это модели или идеи, отражающие личностные свой­ства людей. Все конструкты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сходные и контрастные черты личности. Например : “ умный - глупый”, “ хороший - плохой”, “дружелюбный - враж­дебный”.

Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Чело­век, имеющий четко отдифференцированные конструкты лег­ко может отличить себя от других людей, оценить свои и их


162


сказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не об­ладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сде­лать.

Самооценка личностью своих качеств определяет оцен­ку возможностей в достижении целей в различных сферах по­ведения и деятельности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уро­вень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притя­зания личности могут быть адекватными и неадекватными. При адекватной оценке уровень притязаний является нормальным и личность добивается успеха в том виде деятельности, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все вре­мя сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при­тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы­шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож­ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и возможностей у личности начинает проявляться или комплекс не­полноценности или комплекс превосходства. При наличии комп­лекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре­восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и лич­ность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презри­тельное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама лич­ность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за кото­рое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснованными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспо­мощность его действий, начинают противодействовать ему, он начина­ет проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мститель-


163


сивность и мстительность. Убедившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыкается и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существо­вать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуважение.

Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в. предло­жил формулу сохранения самоуважения.

успех . Самоуважение =

притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус­пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ­ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя­заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершенство­ваться и развиваться.


Духовный мир личности.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она ока­зывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир чело­века был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, об­ращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оста­вался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психичес­ких явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовнос­тью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существова­ние человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, на­деленный духовным миром - это субъект, способный познавать и пре­образовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать

164


и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю пси­хическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгля­ды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются куль­турные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духов­ном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это куль­турный и образованный человек. Культурные потребности не даны че­ловеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между со­бой. Различение культурных и духовных потребностей является услов­ным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребле­ния предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкаль­ные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т.д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удов­летворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем пред­метам культуры, в том числе и самому человеку.

К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потреб­ность в культурном быте, гигиенические потребности и др.

К духовным потребностям относят: познавательные потребнос­ти, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к пред­метам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интере­сы могут быть личными, общественными, познавательными, эстети­ческими и пр.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе соб-


165


та, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека име­ют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взгля­дов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, фи­лософским и обыденным, политическим и эстетическим. В миро­воззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение че­ловека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех прин­ципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно боль­шое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, кото­рые определяют моральный облик человека.

Верования - это взгляды догматического характера, бе­зоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вы­зывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие ве­рования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого буду­щего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспек­тиву в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеа­лы. Идеал - это образ человека, который становится для личнос­ти образцом для подражания. В идеале заключены такие каче­ства личности, которые являются для человека самыми совер­шенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.

Большую роль в духовной жизни личности играют мораль­ные и эстетические чувства, на основе которых у человека воз­никают переживания чести и совести, любви и дружбы, привя­занности и благодарности, долга и ответственности, восхище-


166


ности, долга и ответственности, восхищения прекрасным и возвышен­ным, отвращения к низменному и безобразному.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно свя­заны между собой и определяют важнейшие характеристики личнос­ти. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержани­ем и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторон­ностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глу­биной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные ка­чества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации лич­ности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, меч­тами и идеалами, которые побуждают личность к активному по­знанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеуст­ремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и един­ство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, ин­тересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность лично­сти также проявляется в самобытности, создаваемых ею продук-1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 29.

2 Там же, с. 10.

3 Там же, с. 10.


167


ведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...