Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование и развитие личности.




Существует несколько теорий о формировании и развитии личности человека. Одни считают, что развитие личности зара­нее запрограммировано, и что психические качества проявляют­ся спонтанно (самопроизвольно) по мере созревания организма человека. Другие утверждают, что развитие личности ничем за­ранее не предопределено, но у каждого человека имеет место предрасположенность к появлению определенных психических качеств. Третьи считают, что развитие психически свойств лич­ности имеет случайный характер, и что решающую роль имеют только жизненные обстоятельства, в которых находится чело­век.

Если придерживаться первой теории, то следует признать, что, в связи с биологическим происхождением человека, ему из­начально присущи такие качества как: агрессивность, жесто­кость, садизм, мазохизм и пр. Конечно, многие свойства и функ­ции организма человека являются такими же, как и у других животных, но данные качества не могут иметь чисто животное происхождение по двум причинам. Прежде всего, предки челове­ка не были хищными и агрессивными животными, они не только не убивали друг друга, но не делали этого и по отношению к другим животным. Кроме того, агрессивность и жестокость - это психические качества, которые имеют личностный характер, и появились они у че­ловека тогда, когда люди стали убивать друг друга.

Возможность убивать появилась у человека только с появлением орудий труда. Сначала убийства носили случайный характер, но по мере того как совершенствовались орудия труда создавалась возможность производить ценные вещи, убийства стали происходить из-за стремле­ния овладеть ими. В связи с этим орудия труда стали превращаться в орудия убийства, которые были направлены не на благо человека, а против его жизни.

Появление частной собственности, и стремление владеющих ею людей защитить и приумножить свои богатства, привели к появлению, созданного ими, специального органа - государства.

168


государства убийство во время войн стало узаконенным и велось в массовом масштабе. Эта функция государства всегда осуждалась передовыми людьми. Вот что пишет о государстве Ф. Ницше.

“Государством зовется самое холодное из всех чудовищ. Холод­но лжет оно; и вот какая ложь выползает из уст его: “Я, государство, -я - это народ”.

Это ложь! Родоначальниками народов были созидающие - это они наделили верой и любовью соплеменников своих: так служили они жизни.

Те же, кто расставил западни для людей и назвал это госу­дарством, - разрушители: меч и сотню вожделений навязали они всем”.1

Государство - это власть, опирающаяся на насилие. Наси­лие становится нормой поведения человека, насилие объявляет­ся одним из достоинств человека, насилие всячески поощряется и культивируется. Ужас и насилие, убийство и преступление об­рушиваются с экранов телевизоров и в кинотеатрах, смакуются в произведениях писателей и радиопередачах, глядят с полотен художников и с комиксов.

Люди с давних времен мечтают о таком государстве, которое за­ботилось бы о народе, которое могло бы обеспечить свободу личнос­ти, защищало бы ее от насилия, а не заставляло бы убивать других людей, в угоду правящей элите; о государстве, которое могло бы на деле обеспечить равенство всех людей перед законом, равенство воз­можностей проявлять и развивать свою личность; наконец, о таком го­сударстве, где существовала бы социальная справедливость, где каж­дый член общества мог бы заниматься общественно-полезным тру­дом и не бояться, что станет с ним завтра.

Наряду с современным государством, негативное влияние на развитие личности оказывают и его атрибуты: власть, частная соб­ственность и деньги. Конечно, собственность и деньги обеспечивают человеку в современном мире нормальную жизнь, без них нельзя обой­тись. Но когда приобретение собственности и денег в больших разме­рах становится целью жизни, то это порождает самые отвратительные качества в человеке: стяжательство, жадность, жестокость, бессер-


169


дечие, равнодушие и др. Ради приобретения богатства и денег люди убивают, воруют, совершают разбой, делают подлоги, обманывают.

Растлевающее влияние государства, собственности и денег на личность человека стало проявляться с самого начала их появления. Рабовладельческое общество, которое породило их, погрязло в поро­ках и преступлениях. Человек стал одним из видов собственности, жизнь человека была обесценена. Рабов убивали, распинали на крестах, не­щадно эксплуатировали. Убийство стало нормой жизни в этом обще­стве. Любимым развлечением были гладиаторские бои, где люди уби­вали друг друга на потеху зрителей.

Тогда, стремясь спасти людей Иисус Христос стал проповедо­вать общественно-ценные нормы поведения, на основе которых могли бы формироваться общечеловеческие духовные качества личности. Главными заповедями стали “не убий” и “возлюби ближнего как само­го себя”. Если люди будут любить себе подобных, то убийство будет исключено, так как человек не может убить того, кого он любит. Так возникло распространенное мнение о том, что “любовь” спасет мир.

Казалось бы, что с появлением христианской морали должны были исчезнуть антисоциальные качества и развиваться духовно ценные качества. Действительно, так и произошло. Но у определенной части общества до сих пор продолжают культивироваться антисоциальные качества личности. Это объясняется тем, что остались социальные причины их порождающие: власть, собственность и деньги. Кроме того, церковные власти в прошлом, осуждая насилие и убийство, сами жес­токо расправлялись со всеми, кто пытался усомниться в правильности религиозных канонов. В связи с этим сложилось такое положение, что многие люди формально стали усваивать религиозные догмы, а в быту все время их нарушали, совершая преступные действия. Примером тому являются итальянские “мафиози”, которые считают себя истин­ными католиками, что однако не мешает им убивать людей и совер­шать насилие над своими жертвами.

Существуют также психологические причины появления ан­тисоциальных качеств у отдельных личностей. Известно, что даже самые гуманные идеи, облеченные в слова, не могут авто­матически сформировать общественно ценные качества личнос­ти. Их появление у человека связано с длительным и сложным процессом развития личности.


170


Исходным материалом для формирования духовных качеств лич­ности являются моральные принципы, в результате усвоения которых, у человека появляются знания о нравственных нормах поведения. Но очень часто у человека имеются такие знания, однако он не применяет их в жизни. Для того, чтобы это произошло, надо вызвать у него жела­ние совершать добрые дела. Следовательно, формирование духовного качества личности может происходить только на основе сплава знаний, желаний и действий, направленных на благо человеку и обществу.

Всем известно, что все родители и педагоги стараются сформи­ровать у детей общественно ценные качества, но очень часто терпят неудачу. Это происходит потому, что они ограничиваются только по­учениями о том, как должны вести себя дети. Сами же или не следуют этим поучениям, или же часто поступают вопреки им. В результате у детей возникает свой взгляд на поведение: можно говорить одно, а де­лать другое. Так, с самого начала в процессе формирования личности происходит ее раздвоение, которое в дальнейшем закрепляется и ста­новится источником появления негативных качеств человека.

Американский педагог и психолог К. Олред разработала в нача­ле 80-х годов программу развития личности под названием “Позитив Экшн”. Основным средством формирования высоконравственной лич­ности, по ее мнению, является положительный поступок (“Позитив Экшн”).

В структуре положительного поступка К. Олред выделяет три основных элемента: познавательный, эмоциональный и по­веденческий. При совершении положительного поступка у ребен­ка формируется позитивная установка как в поведенческой, так и интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Положительные поступки дети совершают как при осуще­ствлении коллективных, так и индивидуальных форм деятельно­сти. При этом не только в классах, но и во всей школе создается атмосфера, благоприятствующая положительным поступкам. В результате у детей формируются такие черты личности как: уважение, приветливость, дружественность, доброта, сотрудни­чество, честность, справедливость, правдивость, самоутвержде­ние и т. д.

Наряду с воспитанием личности имеет место и ее самовоспи­тание. Потребность в самовоспитании возникает в том случае, если субъект начинает критически оценивать свои поступки и поведе-


171


никает чувство стыда и совести за совершенные поступки. Основным ориентиром самовоспитания является идеальный образ “Я”, который воз­никает на основе представления о том, каким бы я хотел быть.

В процессе самовоспитания происходит самосовершенствование личности, в основе которого лежит способность человека управлять сво­ей психикой, способность сознательно регулировать свое поведение и по­ступки. Достигается это путем длительной тренировки в совершении вы­соконравственных поступков, которые, закрепляясь, становятся привыч­ными формами поведения. Отраженные в интеллектуальной, эмоцио­нальной и волевой сферах личности привычные способы действий ста­новятся основой для проявления духовных качеств человека.

Таким образом, в развитии личности можно выделить два основ­ных этапа. На первом этапе под влиянием социальных условий суще­ствования человек превращается в одухотворенное существо - лич­ность, духовные качества которой формируются в процессе целенап­равленного обучения и воспитания в семье и в школе. На втором этапе личность из объекта воспитания превращается в субъекта самовоспи­тания. Только на этом этапе личность становится активным деятелем, способным не только познать, но и совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Гегель, рассматривая причины появления выдающихся лю­дей, считал, что “такие личности не созданы природой, а само­стоятельно сделали себя тем, чем они были”.

Л.Н. Толстой полагал, что единственный путь изменения че­ловека и человеческого общества лежит через самосовершенство­вание личности. Только таким образом человек может спасти об­щество и землю от деградации и разрушения. Но это может сде­лать только человек, достигший совершенства, человек буду­щего.

Литература Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

Божовин Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. Мерлин В.С. Структура личности. Пермь, 1990. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Кн. 1. М., 1994. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.


172


Общая психология. М., 1986.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...