Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СМИ в годы Второй мировой войны




Принципы национал-социалистической пропаганды начали складываться в 20-е гг., одновременно с возникновением Национал-социалистической рабочей партии Германии. министерство пропаганды и народного просвещения возглавил руководитель управления пропаганды Геббельс. Под контролем министерства пропаганды и народного просвещения находилась немецкая пресса. В Веймарской республике издавалось около 10 тыс. газет и жур. После прихода к власти нацисты запретили газеты КПГ, СДПГ, многие либерально-демократические издания. Закон о прессе ( о редакторах), принятый 4 октября 1933, объявлял, по сути, «расовую чистку» журналистики, по этому закону редакторскую должность мог занять только ариец по происхождению. Нацисты изгнали из редакций к 1939 г. более 1400 неугодных журналистов. Заниматься журналистикой могли фактически только члены партии. В 1934 г. были объединены два крупнейших информационных агентства: агентство Вольфа и Телеграфный союз в официальное агентство «Немецкое информационное бюро», подчиненное министерству пропаганды и просвещения, вместе с 2800 издательствами и и 27 тысяч книготорговых учреждений. В министерстве имелись специальные службы, которые готовили сводки и материалы для прессы. Монопольное положение в издательстве газет перешло в руки нацистской партии. Официальный орган нацистской партии газета «Volkischer Beobachter» в конце 30-х гг. выходила в берлинском, мюнхенском и венском изданиях. Ранее независимая буржуазная пресса стала составной частью нацистской системы пропаганды и резко сократила свои тиражи. Крупнейшие германские газеты, широко известные за рубежом- «Frankfurter Zeitung», «Kolnische Zeitung», «Deutsche Allgemeine Zeitung» сохранили свое существование, ибо нацисты видели в них источник влияния на мировое общественное мнение. Но контроль оставался у министерства пропаганды. Редактором старейшей берлинской газеты «Бёрзен цайтунг» («Биржевая газета») он назначил личного советника Гитлера по экономическим и финансовым вопросам Вальтера Функа. Геббельс осуществлял неусыпный контроль над более чем 3600 газетами и сотнями журналов Германии. Каждое утро он принимал редакторов ежедневных берлинских газет и корреспондентов отделов новостей из других городов и давал им четкие указания. Подкупал иностр. Корреспондентов., (история с полупорнографич.газета «штюрмер»). В 1940 Геббельс еженед газ «Рейх», к каждому номеру которого он писал передовую статью. Вышло всего три номера, первый 26 мая. Большинство немецкого населения не испытывало интереса к невыразительным нацистским сми. В период с 1933 по 1937 гг. число газет сократилось с 3607 до 2671. Официальные газеты, такие как «Фёлькишер беобахтер» или «Ангриф», несмотря на солидную финансовую поддержку, также теряли читателей, очень скоро понявших, что в Третьем рейхе не существует независимой прессы. Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание. впервые берлинцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион радиослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного просмот­ра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. В его руках находилась Германская радиовещательная корпорация и 26 млн. радиослушателей - 40% населения страны. Имелось несколько радиостанций (Мюнхен, Кенигсберг, Лейпциг, Дрезден, Гамбург), которые вели вещание на европейские страны.. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Постоянно наращивалось количество передач на «дальнее зарубежье». В 1938 г. суточная продолжительность зарубежных передач составила на страны Западного полушария 22 часа, Африки- 8 часов, Азии - 21. Более половины передач велось на английском языке, около 40% - на немецком. В 1943 г. зарубежное вещание велось на 53 языках. Большое внимание в годы второй мировой войны уделялось «черной пропаганде» с секретных радиостанций, расположенных на территории Германии. Так против СССР работало три радиостанции. С 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.  

СМИ зарубежных стран в период 2-ой мировой войны можно делить на фашистский и антифашистский блоки.. Для Франции война началась в 1939 г. В течение 10 месяцев странной войны все коммунистические издания и сама компартия были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала трудностей. Лишь в июне 1940 г. накануне оккупации Парижа одни газеты закрылись, другие начали «великий исход» на юг. Парижская пресса того времени делится на: 1. Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельник «Карефур» и др). Эти издания настроены к правительству оппозиционно. 2. Печать, отражающая взгляды среднего класса (газеты «Фигаро», журнал «Пари Матч»).  3.Либерально-объективистская печать (газета «Монд»). Монд – наиболее серьезная – большой объем информации, в основном внешнеполитической. СМИ левых группировок интеллигенции («Тан Модерн», «Франс Обсерватэр»). Редакторы критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли повлиять на его изменение. После подписания позорного перемирия, в результате которого было оккупировано 2/3 Франции, страна оказалась разделенной на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим Коллаборационизма, т.е, сотрудничество между правительствами Петена и оккупационными войсками. Правительство Петена, находилось в городе Виши; режим получил название «вишиский». Все издания находились под контролем службы пропаганды немецкого контроля. газета Шарля Мораса «Аксьон франсез» становится своеобразной идеологией французского фашизма; газета Марсея де А «Овр»; газета «Же сью парту» Роже Бразияка; издания «Виктуар», «Матен», «Пари-суар» и «Пти паризьен». Агентство Гавас разделено на 2 части. Его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информацию - правительство Виши.  Газеты южной зоны после 11 ноября 1942 г., когда оккупация распределилась на всю страну, попали в те же условия, что и газеты северной зоны (вступали за укрепление режима Виши). В течение всего периода в обоих зонах набирали силу различные группы, движения сопротивления. Так  компартия в тяжелых условиях подполья продолжала выпускать свой центральный орган «Юманите». Удалось наладить распространение и других партийных изданий. К лету 1943 г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных групп и органов в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции.. Антифашистское сопротивление нелегально издавало несколько газет, в том числе «Юманите», «Вандреди», «Регар», «Эзоп» и др. Радио во Франции были профашистским, а радио «Сопротивление» вещало из Англии. Англия.Уже в сентябре 1940 г. были серьезно повреждены здания «Ивнинг Стандард» («Вечернее знамя»), «Дейли Геральд», «Таймс», «Дейли Скеч» («Ежедневный очерк»); в декабре эта же участь постигла «Дейли Телеграф». В мае 1941 г. пострадала «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления»), «Дейли Ныос», «Ныос оф де Уорлд», «Уорлд'с Пресс Ньюс» («Новости мировой прессы»), «Дейли Геральд». Погибла библиотека газет XVIII и XIX вв. Появилась практика выпускать издания, лишившиеся помещения или оборудования, в редакциях своих соседей, например «Мидленд Дейли Телеграф» («Ежедневный Телеграф Мидленда», Ковентри) выходила в офисе «Бирмингем Газетт» («Бирмингемская газета»). В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Звезды и полосы». В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Совьет Уор Ньюс» («Советские военные новости»). В печати введена система добровольной цензуры, цель - не пропустить в печать материалы, полезную для врага. А в Закон об охране государства введены два новых параграфа,позволяющие министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению.


6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. В х-п ж конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. образная трактовка. В очеркефакты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Цель очерка – дать образное представление об объекте. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным(событийный, путевой). Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком". В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. В очерке используются также три вида сюжетов:
1. Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.
2. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях. 3. Ассоциативный - когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. Памфлет— разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии. Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье.

Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности на рубеже XIX–XX веков.Превращение газет в крупные издательские предприятия сопровождалось расширением штата их сотрудников, большинство из которых принималось на постоянную работу. По мере усложнения редакционно-издательского дела, связанного с внедрением новых типографских и коммуникационных технологий, с развитием и углублением внутриредакционного разделения труда, с дальнейшей дифференциацией жанров журналистики потребовались новые формы коллективной организации работы редакций, возрастала необходимость в специализации газетчиков. К концу XIX – началу XX вв. редакции крупных газет состояли уже из нескольких отделов и служб.репортеры, криминальные репортеры, спортивные (дж пулицер ввел в ворлд спортивный отдел), фоторепортеры и т.д. оплата растет, за качество и сенсационность плата идет тоже. Формируется жур-я элита профессионалов, появилась необходимость проф-го обучения специалистов. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь), фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту. Вплоть до конца XIX в. журналисты постигали ремесло на практике, обучение молодых репортеров производилось непосредственно в редакциях. в 1890-е гг. в университетах США организуются краткосрочные курсы по подготовке журналистов с упором на овладение репортерской техникой. Издаются первые справочники и учебники по журналистике. Обучение на основе развернутой программы подготовки журналистов впервые осуществлено в Пенсильванском университете в период с 1893 г. по 1901 г. В Иллинойском университете в 1904 г. была внедрена четырехлетняя программа высшего журналистского образования. А в 1908 г. в университете штата Миссури был создан первый факультет (школа) журналистики. В этот же период профессиональное образование работников прессы получает распространение и в странах Европы, где подготовка журналистов осуществлялась в репортерских школах и при университетах. Первая во Франции Высшая школа журналистики открылась в Париже в 1899 г. при Институте социальных исследований. Обучение основывалось на изучении социологии и теории массовых коммуникаций. В 1924 г. начала действовать Высшая школа журналистики в Лилльском университете, в которой впервые в стране осуществлялась полномасштабная профессиональная подготовка журналистов. С двадцатых годов в США и Западной Европе разворачивается научно-исследовательская деятельность по изучению прессы. В процессе окончательного оформления журналистики в качестве особой области профессиональной деятельности складывались предпосылки и для закрепления нормативных основ профессии в форме кодексов. Первые профессиональные кодексы прессы появились в США и европейских странах в конце XIX–начале XX в. Многие критиковли отсутсвие проф.этики у журналистов США: и Уилл Ирвинг, и Хосе Марти, и Вилмер. В 1920-е годы появляются первые критические работы Джорджа Сельдеса – известного публициста, выступавшего вплоть до своей смерти в 1988 г. против коррупции и искажений в прессе. Заметным явлением стали критические работы Уолтера Липпманна 1920-х гг., обнажившие уклонение коммерчески ориентированной прессы от миссии общественного служения. Так, Национальное объединение журналистских профсоюзов Франции разработало в 1918 г. «Кодекс профессиональных обязанностей французских журналистов», который провозглашал клевету, необоснованные обвинения, подделку документов, искажение фактов и ложь самыми серьезными профессиональными преступлениями. Кодекс призывал журналистов принимать только такие задания, которые совместимы с их профессиональным достоинством, обязывал не использовать статус журналиста для получения наживы, в частности, не подписываться под материалами, носящими коммерческий или рекламный характер. В 1923 г. Американское общество редакторов газет, объединившее руководящих работников крупнейших газет, приняло «Каноны журналистики» – один из первых профессиональных кодексов, на десятилетия определивший рамки «правил игры» журналистов и периодических изданий США. В нем был впервые провозглашен принцип ответственности прессы и журналистов за благо общества, принципы правдивости, точности, беспристрастности, благопристойности и уважения к частной жизни людей. Ряд положений кодекса был явственно направлен против использования в газетной практике наиболее критикуемых приемов, свойственных «желтому журнализму». Например, требование обеспечить соответствие заголовков публикаций их содержанию, поскольку в массовой коммерциализированной прессе несовпадение заголовка с содержанием следующего под ним текста сообщения было – и по сей день остается – обычным явлением. В кодексе Общества профессиональных журналистов «Сигма Дельта Кай» (1926 г., США), отразились свойственные многим работникам прессы той поры представления о профессиональном долге, о критериях этичной журналистской практики. организации взаимопомощи работников прессы.Так, в 1893 г. во Львове было образовано Товарищество взаимопомощи польских журналистов, в 1899 г. аналогичная организация появилась в Варшаве. журналистские профсоюзы (синдикаты), первый в США В 1891 г. в Питтсбурге «Международный типографский союз». Профессиональное общество журналистов Сигма Дельта Кай, основанное в 1909 г. в США, посвящало свою деятельность не только защите трудовых прав и интересов журналистов, но и выработке этических профессиональных норм, поощрению журналистских исследований. Общество создало в 1912 г. одно из первых в мире профессиональных изданий по журналистике – ежемесячный журнал «The Quill»(«Перо»). 1926 г. Международная Федерация журналистов (со штаб-квартирой в Париже). Международная организация журналистов (МОЖ) была создана на международном конгрессе журналистов в Копенгагене (Дания), проходившем 3–8 июня 1946 г Одними из первых исследователей в области журналистики стали У. Липпман и П. Лазарсфельд.

 

 


 


7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.

три вида: 1.Информационная – констатирует, фиксирует факты. хроника, интервью, репортаж, телевизионный сюжет. 2.Аналитическая – осмысливает и обобщает. Аналитический репортаж, комментарий, беседа, обозрение, очерк, телевизионный журнал. 3.Художественная – типизирует, относится ТВ публицистика, имеющая собственное деление на информационно-публицистические, аналитико-публицистические и художественно-публицистические жанры. Инф-е: группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Информационное сообщение (видеосюжет) Отчет Выступление (монолог в кадре) Интервью Репортаж Прямой репортаж – прямая в эфир передача сообщений репортером.  Репортаж в записи – видео- или кинозапись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом. Проблемный репортаж – передача с места события, посвященная анализу и оценкам, выводам, урокам этого события. Интервью, беседа. Телевизионный сюжет – это краткое сообщение о событии, записанное на видео- или кинопленку, с драматургическим ходом, позволяющим раскрыть общественное значение конкретного события или явления. Жанры аналитической публицистики. комментарий, обзор, Беседа Дискуссия Ток-шоу Пресс-конференция Корреспонденция («передача») Широкое распространение получил публицистический жанр – телевизионный очерк – законченное документальное произведение, подготовленное средствами кино- и телевидения, как правило на основе сценария, и имеющее свою композицию – завязку, кульминацию и развязку. Публицистические: композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. Очерк – в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. характерны образность характеристик, значительная степень типизации. главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т. п.)… Эссе... Фельетон обличение лица –сатирический – пример НТВ: «Куклы». Памфлет – обличение системы взглядов. Особенность радиожанров: зачастую не имеют четких границ. Информационные жанры:радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры:аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

  Тенденции развития журналистики западных стран на рубеже XIX-XX веков

Продление рабочего дня, повышение з/п, введение школ и повыш-е грамотности, интерес к политике вследствие введения всеобщ. Избир. Права, и интерес самих политиканов к печати, как четвертой власти, привели к тому, что СМИ стали массовыми. Рассчитанные на малообразованного читателя среднего класса. Классич. образцами «массовой» стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» Уильяма Херста. С его именем связано также такое понятие как «макрекерство» (разгребание грязи), громкие политические разоблачения (Cosmopolitan Magazine), в 1911 году основал ИА International New Service, вошедшее в тройку ведущих агентств Америки.В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, например, за улучшение санитарного состояния городских кварталов. Популярность «желтой» п. обеспеч рост доходов от публикации рекл... Понятие «новый журнализм» в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, это был универсальный «рецепт» - сенсационность, поверхностность освещения событий, искажение фактов, акцент на развлечение в ущерб просвещению, примитивизм, оценка личности людей, вторжение в их личную жизнь + броское оформление изданий – крупные «кричащие» заголовки (шапки), богатая иллюстрация, комиксы, «yellowkid» - желтый парень. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times» (1785 г.), адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Именно для этой категории была предназнач созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times». Массовые в англии - Daily Express (1900), Daily Mail (1896), Daily Mirror (1903), The Sun (1964), тиражи до 3 млн. Качеств: Financial Times (1886), The Daily Telegraph (1885), The Guardian (1821), The Times (1785), тираж макс. 1 млн. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета – «Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов. Адольф Окс в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник политинфы. Тогда тираж был всего 9000 экз. Окс превраитл его в качеств. Газету. В 1910-е гг. ее тираж превысил стотысячный рубеж.имел рекламную и инф.службу. Борьба за «качественную» журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. было образовано «Американское общество редакторов газет», и вскоре был разработан кодекс журналистской этики.


 

8. Журналистское расследование: особенности и методы.

ЖР можно разделить на три типа: трудные/тяжелые, простые/исследовательские и информационные проекты.
Периодические издания. "Совершенно секретно" и "Версия","Новая газета". Расследовательские телепередачи. "Криминальная Россия" (НТВ), "Дежурная часть", «Специальный корреспондент» (РТР), «Человек и закон» (ОРТ), актуальные журналистские расследования ведущего Алексея Пиманова. 2. «Честный детектив» (РТР) Журналист и ведущий программы - Эдуард Петров - Премьера "Честного детектива" состоялась на телеканале "Россия" 22 февраля 2003 года. 3. «Профессия-репортер» (НТВ)- цикл телевизионных репортажей на актуальные темы современного мира. Репортеры: Андрей Лошак, Вадим Такменев.

Журналистика в XVII - XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Появле­ние ежедневной газеты. Первая газета Европы напечатана в Страсбурге (Германия) в 1609 г, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс. Первые печатные газеты не имели названия, место издания и фамилии издателя. Расположение новостного материала зависело от даты поступления информации. Новости практически не комментировались и подавались без рубрик. Начиная с 1609 года периодические еженедельные печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 году уже в 30 городах Европы (рост уровня типографского дела и спроса на информацию со стороны горожан). В Англии право предварительной цензуры получили епископы и Тайный совет, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства и добрых нравов". Еще в 1667 году в Англии сочинителей политических памфлетов жестоко казнили. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы- там была заявлена новая модель  личность-государство.Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. В Англии в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английскую периодику самыми свободомыслящими в Европе. «La Gazette» первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо. Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом. 1640 годы отмечены появлением первых образцов политической периодики, что связано с противостоянием в Англии короля Карла 1 и парламента. Пресса получила значительную свободу в освещении общественно-политических событий.  Европейской журналистики этого периода: недолговечность, зависимость от официальных властей, информационный, неполитизированный характер этих изданий. У газет меняется внешний вид, содержание, появляются названия, первые страницы иллюстрированы, газетный текст стал делиться на 2 колонки, к середине 17 столетия в газетах тала появляться реклама, которая стала их неотъемлемой частью – были даже исключительно рекламные издания. Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета») в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г. В середине 17 века появился первый журнал «Журнал ученых» - создан по инициативе французского министра финансов. 18 век: Дефо в это время прославился как опытный памфлетист. В 1704 году Дефо стал издавать собственный журнал «Weekly Review» в качестве независимого журналиста. В 1711 году журнал на пике популярности перестал издаваться, а его авторы Стил и Аддисон создали самый удачный журнал в творческом наследии – «Зритель» (The Spectator. на темы политики, театра, светской жизни, философии и т.д. затем журнал прекратили выпускать, вместо него появился «Опекун», но он просуществовал всего год(зато оказал феноменальное влияние на развитие европейской журнальной традиции, десятки  подражателей). Во Франции ж-кие идеи А. и С. Были реализованы Пьером де Мариво («Французский зритель»). В Германии - журналами «Разумник», «Веселая молва», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», издаваемый Лессингом. В целом в Европе 18 столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения.

 Старейшая американская газета ««Общественные события» вышла 25 сентября 1690 года, но ее первый номер оказался последним. Первая регулярная американская газета «The Boston News Letter»(«Бостонские новостные письма») вышла в 1704 году. В 1729-48 Франклин издавал «Пенсильванскую газету». Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать Томас Пейн. Он довел тираж до 1500 экземпляров, сам писал иногда. Первая(из10) поправка к Конституции США 1787 года, принята21 декабря 1791 года. гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу. Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.

9. Основные функции журналистики.

Функции журналистики (С.Н.Корконосенко)-совокупность ее социальных ролей, выявление ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. Московская школа журналистики выделяет следующие функции:1.Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций),2. Идеологическая, Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); - организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты)..

Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Пер­вые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке. С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей.  Изобретение книгопечатания Гутенбергом (около 1450 года), т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, немецкий типограф из Майнца – Иоганн Гутенберг. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (Латинская библия 1455 г.). Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30тыс. книг, то через 50 лет их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего 16 столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке. Необходимость получения оперативной информации в хозяйственной и в политической обл  привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце 16 в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод». Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты,появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине 16 в. (от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок). Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.  Имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе, способствовали появлению аналогичных изданий в Германии. На Лейпцигской и Франкфуртской ярмарках газеты «Авизио» и

«Рилятион». Кроме них, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории»  – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Первая периодич-я газета европы напечатана в 1609 г в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором

еженедельника стал Иоганн Каролюс.Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания, фамилии редактора-издателя Расположение новостного материала зависело от дня поступления. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации, стало повсеместное введение института предварительной цензуры, выдачи специальных разрешений. Одно из первых было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна". Шесть лет спустя в немецком Майнце появляется регламент, который запрещал издание любой литературы без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1515 году  Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной .На этот призыв быстро откликнулись. Во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками, вплоть до смертной казни. Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий контроль, а печатать книги за границей было запрещено. В Англии право предварительной цензуры получили епископы, иТайный совет , кот запретиил печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало важным не только для Англии, но и для всей Европы, там заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения,язык изданий отличался простотой и ясностью. В 1695 году в Англии Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Черты первых европейских газет: недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. В 1660-е гг. газетный текст стали делить на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса. «La Gazette» первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо. Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом. Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневнаягазета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...