Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная политика в информационной сфере.




Политика (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом - государство, гражданин и проч.; politika - государственные и общественные дела) - особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Два аспекта ГИП:1. технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и 2. содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса). ИП можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: с помощью информации можно оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства — построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.Госполитику в СМИ вырабатывают и реализуют: в сфере законодательства - парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Госкомпечать, Федеральная служба ТВ и РВ и др. Госполитика - это и контроль за деятельностью СМИ в целях соблюдения законодательных норм (характер и порядок контроля определяет законодательство). Предварительной цензуры нет. Последующий контроль осуществляется по закону многими госинститутами - Госкомпечать, Антимонопольный комитет и др. ИП характеризуется прежде всего направлением, которое определяется учредителем, руководителями, или теми группами, которые стоят за изданием, имеет своей конечной целью оказывать влияние на аудиторию, воздействие на ее сознание. Пропаганда-деятельность по формированию основ массового сознания. Агитация-распространение оперативной инф., рассчитанной на формирование общественного мнения.

Развиваются механизмы правового регулирования СМИ. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности СМИ и защиты информационных прав граждан и др. Однако правовое поле СМИ не охватывает пока многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности, в частности между владельцами и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания. Не достаточно отрегулированы механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к информации в политической и экономической сферах. С отменой цензуры она из сферы контроля за содержанием СМИ стремится переместиться в сферу контроля за тем, как предоставляют журналисту информацию различные государственные органы (под предлогом защиты инфромации идет утаивание компрометирующих данных). Достаточно сильно давление на журналиста при сборе им информации: шантаж, заведение уголовных дел, угрозы журналистам и членам их семей и др. Важно, чтобы формируемая в последние годы государственная концепция информационной безопасности вела к расширению информационного поля личности, различных общественных групп и организаций, а не к его ограничению, способствовала более активному использованию современных мировых информационных сетей.

Основные тенденции развития западно-европейской журналистики XIX века. Первые информационные агентства.

1.Экономическая революция в прессе.

В 1830-е годы началась экономическая революция в прессе сначала во Франции,

США, а затем в Англии, позднее – в других странах. Благодаря энергичной деятельности Эмиля де Жирардена и изобретенной им рекламно-тиражной спирали, газета стала экономически выгодным предприятием, дешевой и доступной широким слоям читателей.Рост экономики способствовал развитию грамотности, культуры. К середине 19 в. Появился новый читатель – человек невысоких доходов, с трудом воспринимавший язык и стиль элитарной прессы. Рекламодатели впервые заинтересовались людьми с относительно небольшими доходами: дешевые товары считались наиболее выгодными для извлечения прибыли.

 

 

 2.Появление массовой прессы. Вплоть до 1830-х г. среди типологических характеристик прессы не было деления на качественную (элитарную) и массовую журналистику, поскольку массовых газет, рассчитанных на читателей с минимальным образованием и невысоким уровнем доходов, практически не существовало. Социально-политические и экономические изменения в мире в первые десятилетия 19 в. (наполеоновские войны, промышленная революция и пр.) породили армию новых читателей. Для таких читателей в противовес качественной появилась массовая пресса. Первой массовой газетой в Европе была основанная Эмилем Жирарденом в 1836 г. «Пресса» во Франции, в США «Нью-Йорк сан» 1833 г. основана Бенджамином Генри Дейем.Появление рекламы в газете позволило сделать газету не только окупаемой, но и прибыльной, а цена газеты снизилась до общедоступного уровня.3.Концентрация прессы. В 1870-е годы газеты стали скупать первые синдикаты и тресты. Таким образом, начался процесс концентрации прессы. Были созданы газетные империи, которыми управляли газетные магнаты. Экономика газет активно включилась в финансовую и экономические сферы. Газета из информационно-политического института постепенно превращалась в институт информационно-политико-коммерческий.Одновременно с газетным развивалось и журнальное дело. Но настоящие массовые журналы в Европе и Америке появились только на рубеже 19-20 вв.4.От персонального к дифференцированному журнализму.В связи с новыми экономическими условиями, появлением новых информационных институтов и техническими изобретениями изменилась и структура газеты. Прежде один человек вполне мог самостоятельно выпускать периодическое издание, и журналистика до 1840-х гг. носила в целом персональный характер.Теперь в газетах создавались отделы, появились журналистские специализации репортеров, колумнистов, аналитиков, сборщиков информации. Постепенно складывался дифференцированный журнализм, и газета начала приобретать современную структуру.5.Информационные агентства. Первый информационный передел мира.К концу 1860-х г. 3 крупнейших европейских телеграфных агентства – Гавас, Вольф и Рейтер – жестоко конкурировали между собой в распространении информации за пределами своих стран. Руководители агентств, обеспокоенные ужесточением этой борьбы, решили поделить доступные покрытию их информацией страны и территории на зоны влияния. В 1870 г. они подписали Картельный договор о создании всемирной сети обмена информацией.

Согласно этому договору Рейтер приобретал приоритетное право в распространении информации на территории Великобритании и ее многочисленных колоний, а также Восточной Азии; Гавас – во Франции, всех франкоязычных странах и колониях; Вольф – в Германии, Северной Европе, Австро-Венгрии и России. Вместе с тем агентства договорились о регулярном обмене новостями.

На территории американского континента монопольное право признавалось за американским информационном агентством «Ассошиэйтед пресс».

Так произошел первый в истории мировой журналистики информационный передел мира. Он просуществовал до Первой мировой войны (1914-1918).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...