Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысловая целостность и синтаксическая связность текста.




Смысловая целостность – тематическое и содержательное единство текста, его подчинённость основной идее и смысловая законченность.

Синтаксическая связность – связь между предложениями, частями текста. Возможна синтаксическая связность, которая не предполагает смысловую целостность, но наоборот быть не может. Виды:

1. цепная – каждое последующее предложение связано с предыдущим; здесь обычно используются лексические средства связи:

- повтор одних и тех же слов,

- повтор однокоренных слов,

- синонимический повтор и перифраз,

- тематический повтор (замена словом, близким по тематике),

- замена местоимением одного и того же слова, части высказывания,

- использование слов, указывающих на последовательность событий

2. параллельная – есть первое предложение, с которым связаны все остальные; здесь обычно используются грамматические средства связи:

- союзы

- видовременное единство (использование глагола одного и того же вида, времени)

- синтаксический параллелизм

- неполнота предложения

Основные методические процедуры анализа и правки. Методы лингвистического и стилистического эксперимента, конкретизации. Виды чтения, применяемые в процессе редактирования, 48. Виды правки, их характеристика.

Методические процедуры анализа и правки:

1. профессиональное чтение; виды:

а) ознакомительное чтение - ознакомление с текстом, выяснение, о чём он, выполняет ли свои функции; отмечаются непонятные с первого прочтения моменты и решается, что делать с текстом – править или отправлять на доработку; на этом этапе создаётся первый прогноз восприятии текста

б) углублённое, или аналитическое чтение – здесь текст анализируется с предметно-логической, композиционной и языковой сторон; найденные ошибки отмечаются, но не исправляются;

2. правка; виды (в порядке увеличения доли вмешательства):

а) правка-вычитка:

- корректорская – задачи: убрать опечатки (виды опечаток – замена букв, пропуск букв, перестановка букв), проверить заголовки, сверка иллюстраций и подписей к ним;

- редакторская – делается после выхода номера, задачи: выявить все недостатки и высказать претензии тем, кто их допустил

б) правка-сокращение – задача: уменьшить объём текста. Применяется, если:

- текст не укладывается в отведённый ему объём

- текст обладает отрицательными качествами (затянут, нединамичен)

Два приёма (применяются последовательно):

- сокращение частями – из текста убирается фрагмент, представляющий собой законченное смысловое целое

- внутритекстовое сокращение – перестраиваются синтаксические структуры

в) правка-обработка – задача: устранить фактические, логические, композиционные и стил. ошибки и недочёты

г) правка-переделка – применяется, когда материал содержит интересную информацию, но его литературная форма неприемлема

3. шлифовочное, или контрольное, чтение – к нему лучше приступать, спустя некоторое время; обращается внимание на то, всё ли было исправлено и не были ли внесены лишние исправления, стал ли текст более выразительным или потерял выразительность.

Методики редакторского анализа текста:

1. лингвистический эксперимент. Применяется, если кажется, что что-то в тексте звучит не так. Заключается в подборе фраз, подобных авторской, и наблюдении за их восприятием. Цель – установить норму, найти оптимальный вариант звучания.

2. стилистический эксперимент. Заключается в придумывании стилистических вариантов текста.

3. конкретизация. Заключается в зрительном, слуховом и пр. представлении текста.

 

Принципы правки текста.

Назначение правки:

1. устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки
2. добиться ясности и четкости формулировок
3. проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей
4. устранить шероховатости языка и стиля
5. технически обработать рукопись.

Принципы правки:

1. приступая к работе, полностью ознакомиться с текстом

2. нельзя начинать правку, не дочитав текст до конца

3. ориентировать себя на постоянный поиск ошибок любого плана

4. править нужно только тогда, когда понятно, в чём состоит недостаток текста и как его можно устранить

5. исправляя ошибку, нельзя не принимать во внимание окружающий текст, т. е. нельзя править предложения по отдельности

6. не нужно надолго задерживаться на трудных местах

7. изменения должны быть минимальными (не нужно исправлять всё предложение, если можно исправить одно слово)

8. свой редакторский вариант нужно постоянно соотносить с авторским и выбирать лучший – иногда правка может оказаться хуже авторского варианта

 





Логический анализ текста. Понятия и их отношения в тексте, 50. Ошибки, связанные с нарушением логических законов.

Знание логики помогает редактору отстаивать свою позицию перед автором и прогнозировать воздействие материала на аудиторию. Причины логических погрешностей:

1. нечёткость мышления

2. неоформленность темы, т.е. автор сам для себя не до конца решил, о чём хочет написать

3. недосмотр автора

4. неучёт побочных ассоциаций и интерпретаций

Ед. логического анализа:

1. понятие – предмет по его существенным признакам

2. суждение – мысль, в которой подтверждается или отрицается существование предмета, устанавливается связь между предметами

3. логические связки

4. ед. сверхфразового уровня (ед. композиции)

Процедура логического анализа:

1. выделение смысловых единиц и приведение суждения к наиболее простой форме

2. соотнесение логических единиц между собой, с контекстом и с собственными знаниями

Отношения между понятиями:

1. включение – одно понятие полностью входит в состав другого («курица» и «домашняя птица»)

2. равнообъёмность – понятия совпадают по объёму («Толстой» и «автор романа «Война и мир»)

3. перекрещивание понятий – частичное совпадение («роман» и «сатирическое произведение»)

4. несовпадение понятий («стол» и «стул»)

5. контрарность – расположение понятий по разные стороны какой-либо шкалы («добрый» и «злой»)

6. контрадикторность – понятия исключают друг друга («известный» и «неизвестный»)

Основные логические законы применительно к редактированию:

1. Закон тождества – каждая мысль должна иметь определённое содержание и не изменять его; в противном случае происходит подмена понятия

2. Закон противоречия – невозможно утверждать и отрицать что-либо одновременно

3. Закон исключения третьего

4. Закон достаточного основания










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 886.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...