Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стил. фигуры и их использование в публицистике.




Фигуры речи (стил. фигуры) используются для усиления образной выразительности речи, для передачи эмоционального состояния говорящего/пишущего/слушающего читающему, для побуждения к действию. Кроме того, фигуры речи могут обладать композиционной функцией, когда через их распределение в тексте понимают композицию всего произведения. Но иногда отсутствие стилистических фигур вызывает больше эмоций, чем вызвало бы их присутствие. А фигуральная избыточность в текстах ведёт к комичности. Фигуры речи присущи обиходно-бытовому языку, художественному и публицистическому стилям.

Классификация фигур:

1. фигуры добавления:

а) анадиплосис – удвоение слова или группы слов на стыке строк (О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта)

б) геминация – фигура, при которой одно слово повторяется в начале строки (О тебе, о тебе я тоскую)

в) градация – выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления или ослабления признака, действия (восходящая и нисходящая градация) (Всё было плохо, ужасно, катастрофично)

г) анафора – повторение слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда (Я не знал, что любовь – зараза, Я не знал, что любовь – чума)

д) эпифора - повторение слова или группы слов в конце каждого параллельного ряда (во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла)

е) симплока – сочетание анафоры и эпифоры

ж) полиптотон (многопадежие) – повторение слова в разных падежах (человек человеку свет)

з) плока – разнопадежное повторение слова, подчёркивающее противопоставление (лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал)

и) парагемнон – сочетание однокоренных или этимологически родственных слов (шутки шутить)

к) полисендетон (многосоюзие) – повторение одних и тех же союзов (и время не вернуть и не забыть… и горечь не избыть)

л) синайтрос – перечень предметов, не связанных по смыслу (делись со мной огнём и кровью, мечтой, и горем, и трудом)

2. фигуры созвучия:

а) парономазия – игра близкими по звуковому облику словами (мы только одиноки одинаково)

б) антанакласа – повторение одного и того же слова в изменённом значении (у кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойную жизнь)

в) аллитерация – нанизывание согласных (а в доме будет глушь и тишь, скрип счётчика и шелест книжки)

г) ассонанс – нанизывание гласных (ветер – пение)

3. фигуры убавления:

а) зевгма – наличие ряда соподчинённых предложений, связанных общим главным предложением (когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – светят)

б) апосиопеза – обрыв предложения или стихотворной строки, вызванный интенсивностью эмоций (уберите, уберите нож… он хороший человек, он хорош…)

в) эллипсис – опущение части высказывания в неполном предложение (за ноги его бы [взять] да об угол [ударить])

г) асиндетон – бессоюзие (плывут лещи, объяты бредом, галлюцинацией, тоской)

4. фигуры размещения:

а) инверсия – нарушение традиционного порядка слов в предложении (белеет парус одинокий в тумане моря голубом)

б) гипербатон – нарушение порядка слов, при котором дистанцируются те члены предложения, которые не могут быть дистанцированы (о в персиянку Разине влюблённом)

в) хиазм – зеркальное расположение частей высказывания (скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья)

Система функциональных стилей русского языка.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, функционирующая в определённой сфере, при определённых условиях общения, выполняющая те или иные цели и обладающая своими свойствами. Функциональные стили выделяются только в литературном языке – т.е. в образцовой исторически сложившейся форме языка.

Как складывалась система стилей:

1. теория трёх «штилей» Ломоносова – высокий, средний, низкий – на основе литературных жанров и их языковых особенностей (стилистической окраски слов, их происхождения)

2. классификация по краткости или полноте – сокращённый, или лаконический, умеренный, или родосский, изобильный, или азиатический

3. классификация по цели – трогательный, поучительный и т.д. (т.е. в зависимост от эффекта)

4. по материи, или по тематике – философский, исторический, военный и т.д.

5. по месту – судебный, школьный и т.д.

6. по способу изложения – письменный, стихотворческий, риторический, разговорный

Все эти классификации существовали в рамках риторики. Стил. как наука сложилась в 20-30-е годы 20 века и тогда предложила свои классификации:

1. классификация Гвоздева на основе экспрессивности – холодный, или официальный, торжественный, интимно-ласковый, юмористический, сатирический

2. классификация Виноградова по стилевому назначению (общению, сообщению, выражению) – разговорный, официально-деловой и научный, публицистический и художественный

3. по произношению – высокий (более чёткое произношение безударных гласных, эканье в заимствованных словах, твёрдое произношение перед «е», ослабление ассимиляции согласных – т.е. приближение произношения к написанному), средний, разговорный.

Современная система стилей сложилась в конце 60-х годов 20 века. Стилеобразующие факторы:

1. сфера употреб.

2. целевое назначение

3. типичные условия общения:

а) официальность/неофициальность обстановки

б) преобладание устной и письменной речи

в) подготовленность/неподготовленность

г) преобладание монолога или диалога

д) наличие/отсутствие непосредственного контакта с адресатом

е) характер адресата (адресат может быть одиночный, групповой, или условный, массовый)

4. основные стилевые черты, содержательные качества стиля

В современной системе выделяются следующие стили:

1. разговорный

2. книжный:

а) официально-деловой

б) научный

в) публицистический

3. художественный

Свойства современной системы:

1. она осознаётся всеми носителями языка

2. у каждого стиля своё функциональное назначение

3. каждый стиль является комплексом типичных признаков

                          










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...