Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественный стиль: функциональная характеристика, виды авторского повествования.




С самого возникновения теории стилей был спорным. Аргументов для того, чтобы не выделять его как особый стиль, было два:

1. у каждого писателя свой индивидуальный стиль, и общего стиля не существует

2. в художественном произведении могут использоваться элементы других стилей

Аргументы за выделение были такие: с точки зрения функциональной характеристики можно выделить особенности этого стиля по той же схеме, как и у других стилей:

а) есть сфера употреб. – сфера искусства

б) целевое назначение – эмоциональное и прочее воздействие на читателя

в) типичные условия общения

г) обстановка – официально-неофициальная

д) отсутствие непосредственного контакта с аудиторией

е) письменная форма передачи материала

ж) стилевые черты:

- подчинённость текста эстетической функции

- воздействие на читателя и его мировоззрение

- неоднозначность текста (этим художественный текст отличен от публицистического)

- формирование второй реальности

- возможность использования любых языковых средств

- намеренное отступление от нейтральной литературной нормы выражения

- основной текстообразующий фактор – образ автора

- художественно-образная конкретизация

- использование тропов и фигур

- включение художественного текста в контекст литературы (наличие межтекстовых связей) и культуры

           Автор всегда присутствует, но не всегда совпадает с автором реальным. Автор оценивает то, что пишет. Средства оценки автором свого произведения:

- отбор лексики, фигур, тропов

- оценочные суффиксы

- переносные значения

- эмоциональная оценка

- ирония как выражение скрытой авторской оценки

           4 типа композиционности:

1. нет рассказчика, повествование от 3-его лица, объективированное повествование («Война и мир»)

2. рассказчик обозначен с помощью 1-ого лица, единственного числа, он внутри текста, но стилистически не выделяется, сближается с образом автора, свободен в хронологии («Герой нашего времени»)

3. рассказчик не называется, он надевает лингвистическую маску; произведение имеет структуру сказа («Левша»)

4. повествование от автора передаётся рассказчику, который находится внутри повествования (предисловие Гоголя к «Вечерам на хуторе…»)

5. повествование от 1-ого лица, когда автор полностью совпадает с образом рассказчика («Лето господне»)

           Субъективация повествования – личное отношение автора к повествованию; две группы приёмов:

1. словесные:

а) прямая речь

б) несобственно прямая речь – грамматически оформлена как авторская речь, в неё входят лексические и стил. ед., свойственные другому персонажу

в) внутренняя речь, внутренний монолог – речь о себе от 3-его лица, которая передаёт эмоциональное состояние

2. композиционные:

а) приёмы представления – изображение предметов через их восприятие персонажем

б) изобразительные приёмы – использование образных средств языка

в) монтажные приёмы – изображение предметов в соответствии с тем, как их видит персонаж

Место публицистического стиля в стилевой системе русского языка, 40. Современные тенденции в публицистическом стиле.

Сфера применения – СМИ и политика. Цель – формирование общественного мнения и влияние на него, выражение идей, позиций, освещение событий, истолкование и оценка. Используется как в устной, так и в письменной форме. Адресат – массовый, но есть и своя целевая аудитория. Черты стиля:

1. яркость

2. социальная оценочность – выражается социально значимыми языковыми, лексическим и фразеологическими средствами с категорией оценочности. Средства социальной оценочности:

а) использование слов с социальным значением, наделённых экспрессивной окраской (вандализм)

б) использование слов, которые приобретают социальное значение под воздействием социального контекста (шестидесятник, номенклатура)

в) социально-оценочная фразеология (например, из политической афористики – диктатура закона, кошмарить предпринимателей)

г) словообразовательные элементы (суффиксы, приставки, добавляющие книжную окраску – ультраправый, дедовщина)

д) образование экспрессивных окказионализмов (прихватизация, дерьмократия)

е) синтаксические конструкции (например, парцелляция)

3. точность

4. доступность

5. сочетание стандарта и экспрессии (например, книжности и элементов разговорного стиля).

[Метариторика – технологии косвенного воздействия, секретные приёмы манипулирования]

           Дифференциация публицистического стиля:

1. устный стиль:

а) язык ТВ

б) язык радио

в) язык рекламы

г) публичная речь

2. письменный стиль:

а) газетно-публицистический

б) публицистико-журнальная проза:

- проблемно-аналитический подстиль (аналитические статьи, репортажи)

- художественно-публицистический (очерки, эссе)

Языковые особенности публицистического стиля:

1. в лексике наблюдаются:

а) слова и термины общественно-политического содержания (народ, держава, демократия)

б) оценочные политические термины, с положительной и отрицательной оценкой (патриот, фашизм)

в) слова с торжественной окраской (судьбоносный)

г) терминология других сфера (дефолт, нанотехнологии)

д) разговорная лексика (всё путём)

е) жаргонизмы (тусовка, кинуть)

ж) заимствованные слова (пиар)

2. в стиле наблюдаются:

а) метафоры (вирус распада)

б) эвфемизмы («изменение тарифов» - всегда подразумевается их повышение)

в) использование стилистических фигур для упрощения восприятия текста:

- инверсия

- градация

- повторы разных видов (анафорический – несколько абзацев или предложений начинаются одинаково; варьирующий – слово заменяют синонимом)

- парцелляция

- периоды (сложное предложение с определённой ритмической структурой)

Особенности устного стиля публицистики:

1. мысль окончательно логически оформляется только в момент её произнесения

2. повторение в рамках одной фразы слов или словосочетаний

3. повторы одного и того же разными словами

4. самоперебивы

5. перестройка синтаксической конструкции по ходу речи, из-за чего может возникнуть контаминация синтаксических конструкций

6. частое использование разговорного стиля вместо книжного; таким образом, устная публицистическая речь содержит три стилевых пласта: общелитературная лексика, книжные языковые средства, устно-разговорные языковые средства

7. использование прозрачных синтаксически конструкций с чёткими смысловыми связями

8. приёмы удержания и организации внимания – использование риторических вопросов, вопросительных предложений, форм повелительного наклонения, риторического обращения

9. оптимальный объём фразы меньше, чем на письме (максимум 14 фонетических слов)

10. наличие синтаксических конструкций, свойственных диалогу

11. использование интонации вместо сложных конструкций и связей

Отличие языка ТВ от языка радио:

1. наличие видеоряда и шумов

2. словами нельзя повторять то, что уже показывают на картинке

3. использование обращений, экспрессивных языковых средств, вопросов, побуждений, интонаций










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 560.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...