Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стил. использование однородных членов предложения. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.




Однородные члены предложения, в основном, используются в книжном стиле, поскольку являются важнейшим средством подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п. В частности, для официально-делового стиля важна точность, поэтому здесь может быть несколько рядов однородных членов предложения; а в научном стиле однородные члены предложения часто употребляются с обобщённым словом. В публицистической речи однородные члены предложения, помимо смысловой, выполняют и эстетическую функцию, т.к. являются испытанным средством стройного, логического изложения материала и ярким источником речевой экспрессии. Экспрессию однородных членов подчеркивает и антитеза, которую создает сопоставление однородных членов-антонимов, соединение в качестве однородных членов паронимов. Открытый ряд однородных членов предложения – ряд с бессоюзной связью, где союза нет и при последнем члене предложения; если же при последнем члене предложения есть союз (например, «и»), то это закрытый ряд.

Использование однородных членов предложения:

1. перечисление и градация (Гром перекатывается, грохочет, ворчит)

2. конкретизация изображения (она была недурна собой, светловолосая, голубоглазая, белозубый)

3. парцелляция – искусственное деление предложения точкой для подчёркивания каких-либо деталей, для противопоставления (Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены)

4. создание антитезы (поэзия говорит о бытии и небытии, юности и старости, нежности и гневе)

5. комический эффект при соединении в один ряд однородных членов без логической последовательности (у Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба)

Ошибки в использовании:

1. ошибки в управлении (Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке)

2. ошибки при согласовании (Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Олеши «Заговор чувств»)

3. нарушение лексической сочетаемости (обрушили дубинки, огнестрельное оружие)

4. выражение однородных членов предложения разными частями речи (желаю счастья и не болеть)

Стил. использование обращений, вводных и вставных конструкций.

Использование обращений

Обращения выделяются своей экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью. Наибольший интерес представляет использование обращений в художественном стиле: здесь они отражают и свойственные разговорной речи интонации (Ты жива еще, моя старушка?), и фамильярность, грубость (Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал), и насмешку, издевку (Откуда, умная, бредешь ты, голова?[к Ослу]). В то же время эмоциональное звучание обращений в художественном тексте может достигать высокой патетики (А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!), убийственного сарказма (Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ), яркой изобразительной силы (Прощай, свободная стихия!). Для создания эмоциональности речи в художественном стиле в качестве обращений слова с яркой экспрессивной окраской (надменные потомки), образные перифразы (О, Волга, колыбель моя). Обращения могут являться тропами (Ты мне брось, каланча пожарная, пугать людей; Иди сюда, борода!).

Однако обращения иногда нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов: в деловой переписке, официальных документах, адресуемых определенным лицам. Но здесь функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода «зачином».

В официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определенных ситуациях: уважаемый, гражданин, дамы и господа и др. Некоторые из употреблявшихся ранее обращений устарели: многоуважаемый, достопочтенный. Выбор формы обращения в официальной обстановке имеет важное значение, поскольку речевой этикет является составной частью культуры поведения, а в особых ситуациях он обретает и общественно-политическую окраску.

Использование вводных и вставных конструкций

Вводные слова и словосочетания выражают различные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов.

Вводные слова и словосочетания, выражающие уверенность или предположение (несомненно, разумеется, вероятно, возможно) тяготеют к книжным стилям.

Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника (послушайте, согласитесь, представьте, верите ли, понимаешь), как правило, функционируют в разговорном стиле. Но писатели, вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу.

Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения (к счастью, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело). Выражая различные эмоции, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях.

Вводные предложения выражают примерно те же оттенки значений, что и вводные слова. Основная сфера их употреб. – устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдается предпочтение более коротким вводным единицам. Вводные предложения могут быть достаточно распространены (Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем рассказать, что такое деревенская вечеринка). Но чаще они достаточно лаконичны (ты знаешь, надо вам заметить, если не ошибаюсь).

Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями (Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой; И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 530.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...