Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тропы и их использование в публицистической речи.




Тропы – слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа. Тропы придают наглядность изображению предметов, явлений. Виды:

1. метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, явлений (золото овса). Разновидности метафоры:

а) олицетворение – уподобление живому существу

б) овеществление – уподобление предмету

2. метонимия – сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (фарфор и бронза на столе)

3. синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого и наоборот (отправился на фронт немца бить)

4. перифраз – описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания; название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки (царь зверей, город на Неве)

5. гипербола и литота – чрезмерное преувеличение или преуменьшение признаков описываемого явления

6. эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью (серебряный голос, железная выдержка)

[Металогическая речь – речь, оснащённая тропами, автологическая речь – речь без тропов]

Использование тропов. Из функциональных стилей наиболее открыт для использования тропов художественно-публицистический стиль, поскольку тропы сами по себе вносят в речь элемент художественности. В публицистическом стиле тропы выполняют чаще всего эстетическую функцию – служат для создания образа, передают эмоции, рисуют образ и видение автора. Пример: «Вот тут-то, по идее, автовладельцы должны вспомнить про ржавеющих во дворах и гаражах железных коней. Власти надеются, что найдутся десятки тысяч желающих утилизовать свои авто по всем правилам и получить заветный сертификат. Вот только куда им везти автохлам на колесах

Тропы могут использоваться и в научном стиле, хотя важнейшей отличительной чертой его является однозначное выражение мысли. В научном стиле наблюдается стилистическая нейтрализация тропов, утрата ими экспрессии. Это касается в первую очередь терминов, которые нередко приходят в язык науки как метафоры (запоминающее устройство, хвост самолета, узел передач, хрусталик глаза и т.д.).

В официально-деловом стиле обращение к тропам исключено, здесь слова употребляются в их прямых значениях. Требование лаконичности, точности и конкретности при описании событий в официально-деловых документах не допускает метафоричности. Но со временем язык официально-делового стиля обновился. Например, в дипломатических документах нередко можно встретить метафоры (...Выдвигается требование как можно быстрее принять меры к тому, чтобы положить конец кровопролитию, погасить очаг войны в этом районе); метонимии (Белый дом - в значении правительство США; Киев - в значении Украина). Таким образом, использование тропов в принципе возможно во всех стилях, если оно мотивировано содержанием высказывания.

Ошибки в использовании тропов:

1. неуместность

2. неясность

3. неоправданность

4. неуместная контаминация тропов

Стил. недочеты в звуковой организации прозаической речи.

Звуковую сторону речи изучает такой раздел стил., как фоника. Фоника рассматривает следующие вопросы:

1. отбор и организацию фонетических средств речи

2. эстетическую функцию звуковых средств языка

3. целесообразность использования фонетических средств в нехудожественных средствах

Стил. значение имеют следующие фонетические средства:

1. звуки речи, гласные и согласные

2. словесные ударения (правильность/неправильность, чередование ударных и безударных слогов)

3. рифма

4. длина слова

Благозвучие речи – сочетание звуков, наиболее удобное для произношения и наиболее приятное для слуха. Неблагозвучным считается:

1. сочетание нескольких согласных (конкурс взрослых)

2. стечение гласных, или зияние, которое может быть внутренним (радиоузел) и внешним (о выявлении и изучении)

3.  шипящие и свистящие звуки и их скопление (причастия наподобие «скрежещущий», «расшифровывающий», простая превосходная степень прилагательных, например, «тщедушнейший»)

Стил. недочёты в звуковой организации прозы:

1. неуместная аллитерация – повтор гласных звуков

2. фонетическая анафора – единоначатие (предприятие получит прибыль)

3. повтор суффиксов и окончаний (за старыми грязными ширмами)

4. соседство созвучных слов (замер размеров)

5. омонимия предлога и приставки следующего слова (из-за занавески)

6. столкновение одинаковых слогов (чёрному мужчине)

7. возникновение неуместной рифмы/ритма (готовить документацию на реставрацию)

Благоприятные сочетания:

1. сонорные согласные (м, н, р, л), особенно перед ударными гласными

2. частота повторения звуков (восшествие шестого правителя)

3. длина слова: благозвучна речь, в которой чередуются многосложные и односложные слова

Кроме того, для благозвучия лучше всего расшифровывать аббревиатуры, следить за стыками слов, не ставить подряд слишком много иноязычных слов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 528.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...