Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стил. использование синонимов и антонимов.




Предмет стилистики. Ее разделы.

Стил. изучает языковые ед. и их категории, отвечая на вопросы, как их использовать для выражения мыслей и эмоций, как их выбирать для текста в зависимости от содержания и целей, как они меняются в зависимости от контекста. Этим стил. отличается от современного русского языка, который изучает абстрактные формы языка, находящиеся в нашем сознании.

К стилистике примыкают такие дисциплины, как культура речи (она рассматривает понятия правильности, разнообразия, точности, выразительности речи) и литературного редактирования.

Разделы стилистики:

1. стил. языковых единиц, или стил. языковых ресурсов, - изучает стил. значения отдельных единиц языка – слов, грамматических форм, элементов согласования

2. практическая стил. – занимается исправлением нарушений норм

3. функциональная стил. – изучает функциональные стили русского языка, их функционирование, свойства, классификацию, отбор и организацию языковых средств внутри каждого стиля

4. стил. текста – изучает, как внутри текста взаимодействуют по-разному окрашенные языковые ед., как строится текст в зависимости от жанра

5. стил. художественной речи – изучает язык в художественной литературе, образ автора, языковые средства, типы повествования

6. прагматическая стил. – изучает языковое воздействие

Стил. значение. Стил. варианты языковых норм, 6. Двуплановая стилистическая окраска лексических единиц.

Стил. значение (= двуплановая стилистическая окраска, стилистическая маркированность, дополнительные стил. оттенки, коннотация) – дополнительное значение языковой ед., указывающее на её эмоционально-экспрессивное значение и функционально-стилистическую принадлежность.

Эмоционально-экспрессивное значение – предполагает повышенную выразительность используемых языковых средств на фоне нейтральных и выражение положительных или отрицательных эмоций с помощью лексики. Выделяется три типа эмоционально-экспрессивных значений:

1. нейтральное

2. с положительной оценкой

3. с отрицательной оценкой

Положительная оценка может быть выражена словами с такими оттенками эмоционально-экспрессивного значения:

1. устаревшие слова:

а) высокие (зодчий, незабвенный)

б) риторические (возвещать, чаяние)

в) возвышенно-поэтические (лучезарный, незримый)

2. слова с одобрительной окраской

3. слова с ласкательным значением (весточка, сыночек)

4. шутливые слова (ерундистика)

Отрицательная оценка может быть выражена словами с такими оттенками эмоционально-экспрессивного значения:

1. неодобрительные (претенциозный, измыслить)

2. презрительные (зубрила, балабол)

3. укоризненные (бесстыдник, набедокурить)

4. пренебрежительные (малевать, крахобор)

5. уничижительные (хлюпик, шапчонка)

6. фамильярные (белобрысый, недурственный)

7. иронические (воздыхатель, соблаговолить)

8. бранные (гад, бестолочь)

9. обсцентные, т.е. нецензурные

10. инвективные, т.е. оскорбительные, хулительные

Функционально-стил. значение – подразумевает закреплённость или незакреплённость за каким-либо стилем. Лексика, не закреплённая в функционально-стилевом отношении, называется общеупотребительной. Лексика, имеющая какую-либо тематическую отнесённость, может быть отнесена к одной из следующих групп:

1. книжная:

а) официально-деловая; по окраске может быть:

- административно-канцелярской

- юридической

- дипломатической

б) научная; по окраске может быть:

- общей

- привязанной к определённой науке

в) публицистическая; по окраске может быть:

- общественно-политическая

- принадлежать к устоявшимся метафорам (страны большой восьмёрки), штампам

2. художественная:

а) поэтизмы, т.е., в основном, старославянские слова (лик, молодица)

б) народно-поэтическая (краса-девица, дущегуб)

в) экзотизмы

3. разговорная:

а) разговорно-просторечная (дурак, авоська)

б) модная (фанат, эмо)

в) слова-паразиты (короче, это самое, типа)

Варианты языковых норм:

1. равноправные, которые являются взаимозаменяемыми в любой ситуации (твОрог – творОг, одноврЕменно - одновремЕнно)

2. неравноправные, которые делятся на:

- хронологические – один вариант современный, другой – устаревший (тонкая вуаль – тонкий вуаль)

- семантические – различаются значения (бронИрованный – бронирОванный, прпуски - пропуска)

- стил. – различается стил. значение (нароманИя, компАс); основной вариант может быть литературным, второй просторечным, либо основной – книжный, второй – разговорный, либо основной – более распространённым в литературном языке, второй - более распространённым в разговорном языке.

Речевые ошибки, связанные с использованием лексических единиц, и их причины.

Ошибки и причины:

1. употребление слова в несвойственном ему значении. Причины:

а) отнесение слова к чуждой ему исторической группе

б) незнание значения слова

в) путаница в паронимах – примерно похожих, но не совпадающих по написанию, звучанию, значению слов

г) незнание фразеологических оборотов

д) подмена понятия

2. нарушение лексической сочетаемости. Причины:

а) противоречие в смысле

б) употребление слов несоответствующего стиля

в) традиционная несочетаемость (как в выражении «исполнить мечту»)

3. речевая недостаточность. Причины – невнимательность, спешка, подмена понятий.

4. речевая избыточность. Причины:

а) повтор слов

б) тавтология

в) плеоназм – дублирование близких по смыслу слов («в марте месяце»)

г) слова-паразиты

5. ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Причины:

а) употребление в контексте, где фразеол. может приобрести прямой смысл

б) контаминация

в) ошибки в использовании тропов

 

Стил. использование синонимов и антонимов.

Синонимы – семантически близкие, а иногда и тождественные слова. Виды:

а) дублеты – полностью сходные (щелевые = фрикативные, лингвистика = языкознание)

б) семантические, идеографические, – различаются оттенком значения (узкий – тесный - тонкий)

в) стил. – имеют одинаковое значение, но различаются по стилю (убежать – удрать – свалить)

г) семантико-стил. (идти – тащиться)

д) контекстуальные (тёплые совсем летние дни)

Синонимические ряды – ряды синонимов, объединяемых одним значением; в зависимости от значения слово может входить в разные ряды (высокий (человек) – долговязый – длинный; высокий (стиль) – выспренный – высокопарный).

Стил. использование:

1. скрытое – отбор автором нужного слова из синонимического ряда

2. открытое – синонимы, встречающиеся в рамках предложения

Функции синонимов:

1. избежание повторов

2. уточнение – сначала употребляется более общий синоним, потом уточняющий (страшная бедность, нищета)

3. разъяснение (секьюрити, т.е. охранник)

4. сопоставление понятий (сквозь тяжёлый запах чувствуется свежий аромат)

5. противопоставление понятий (вы друг? – друг – не друг, а товарищ)

6. для придания экспрессивной окраски (не заиграл, не грянул, не хватил, а урезал какой-то марш)

7. использование в градации, нисходящей и восходящей (то, что называли трагедией, постепенно стало происшествием, а потом и случаем)

8. речевая характеристика героев (- Я вам питание предоставлять не буду? – Да где же мне харчеваться?)

9. изменение оценки понятий (можно предложить много – множество – кучу – до чёрта вариантов)

[Эвфемизм – синоним, который меняет оценку понятия с негативной на нейтральной, с нейтральной на положительную. Дисфимизм – противоположное понятие]

Антонимы – слова, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположные значения. Виды:

1. однокоренные и неоднокоренные (громкий – негромкий, белый – чёрный)

2. контекстуальные – противопоставление в тексте (отцы и дети, не литература, а литературщина)

Функции антонимов:

1. создание контрастности (сытый голодного не разумеет; толстый и тонкий).

2. раскрытие противоречивой сущности предметов (ты и могучая, ты и бессильная)

3. показ полноты охвата явления (сверху донизу, от мала до велика)

4. взаимоисключение понятий (или прыгай, или столкнём)

5. выражение заурядности (не был ни трусом, ни героем)

6. выделение значимости действия (при этом перед первым антонимом ставится частица «не» - я не ссориться пришёл, а мириться)

[Антифразис – разновидность иронии: понимание слова в контексте в противоположном значении – откуда, умная, бредёшь ты, голова?

Оксюморон – сочетание слов с противоположным, взаимоисключающим значением.

Антитеза – фигура, в которой противопоставление основано на антонимах и синтаксическом параллелизме]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...