Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гигиеническое значение белков. Потребность в белках содержание в различных продуктах.
Белки — важнейшие пищевые вещества. выполняют роль пластического материала, участвуя в построении и постоянном обновлении различных тканей и клеток организма. Входя в состав многих гормонов, белки участвуют в обмене веществ. необходимы для нормального обмена других пищевых веществ, в частности витаминов и минеральных солей.Именно белок является материальной основой всех жизненных процессов белки выполняют ферментативную, защитную и транспортную функции. важную роль белков в деятельности ЦНСВ. условиях длительной белковой недостаточности нарушается деятельность ЦНС, желез внутренней секреции, печени и других органов. Важное значение имеет не только количественный, но и качественный состав пищевых белков, а именно их аминокислотный состав. В науке о питании рассматривается около 25 аминокислот, которые не синтезируются в организме, но должны обязательно в определенных количествах присутствовать в белках, поступающих в организм. Они являются жизненно необходимыми и называются незаменимыми. В связи с аминокислотным составом белки условно делят на полноценные (содержат все незаменимые аминокислоты) и неполноценные (отсутствует одна или несколько незаменимых аминокислот или их содержание слишком мало). Наиболее полноценными являются белки продуктов животного происхождения: яйца, мясо, рыба, молоко и молочные продукты. В растительных продуктах полноценные белки содержатся в сое и в меньших количествах в фасоли, картофеле, рисе, овсянке, гречихе .Знaчитeльнoe количество белков содержится в сыре в 100 г (23—29 г), фасоли (21), говядине (20), курином мясе (18), рыбе (15—21), твороге (18), яйцах (13 г) оптимальное соотношение животных и растительных белков в среднем составляет 55:45 и колеблется от 60— 40 Потребность в белке возрастает при напряженной физической и умственной работе, а также при высокой внешней температуре. Однако длительное чрезмерное (свыше указанных норм) употребление белков может быть причиной нарушений функций ЦНС, печени, почек, а также активизировать гнилостные процессы в кишечнике.
40. Жиры Они являются концентрированным источником энергии, давая ее в 2,2 раза больше, чем углеводы и белки. При окислении 1 г жира выделяется 9 ккал. Жиры выполняют и пластическую функцию — входят в состав протоплазмы и оболочек клеток, нервной ткани, гормонов.Важную биологическую роль жиры играют, оказывая стимулирующее влияние на ЦНС. В состав пищевых жиров входят ценные витамины A, D, Е, К, а также биологически активные вещества, относящиеся к липидам.. Не используемый организмом жир накапливается в подкожной клетчатке, уменьшая теплопотерь организма, а также в соединительной ткани, окружающей внутренние органы и предохраняющей от ударов и сотрясений. Этот жир называется резервным или запасным.Важную биологическую роль играют находящиеся в жирах полиненасыщенные жирные кислоты. Ohи не синтезируются в организме и потому должны поступать вместе с пищей. Наиболее богаты полиненасыщенными жирными кислотами растительные жиры (кукурузное, оливковое, подсолнечное масла и др.) Суточную потребность в полиненасыщенных жирных кислотах практически обеспечивают 20—30 г растительного масла, употребляемого с салатами, винегретом или другими закусками.Наибольшее количество жира содержится в растительных маслах (до 99,9 г в 100 г продукта), топленом масле (98 г), шпике свином (90 г), сливочном масле (до 82,5 г), майонезе (67 г), печени трески (65,7 г), свинине (49,3 г), сырокопченых колбасах (43,4 г.).от общего количества жиров на долю животных должно приходиться 70%, растительных— 30%. Норма потребления жиров для всех групп взрослого трудоспособного населения — в среднем 33 % от общей калорийности рациона. Норма дифференцирована по зонам: для южных районов — 27—28%, северных — 38—40 %. Избыточное потребление жиров (свыше 200 г в сутки) оказывает отрицательное воздействие на организм и способствует ожирению Жиров = 4610 х 25 % = 1152,6 ккал / 9 ккал = 128 г 100 41.Углеводы — основной источник энергии организма. Углеводы необходимы для нормальной деятельности мышц, ЦНС, сердца, печени и других органов. Во время физической работы углеводы расходуются в первую очередь, а когда запасы истощаются, начинают окисляться жиры.Важную роль играют углеводы в регуляции обмена белков и жиров. Пищевые углеводы подразделяются на простые и сложные. К простым относятся моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Глюкоза содержится во многих плодах и ягодах, а также образуется в организме при распаде дисахаридов и крахмала пищи. Она необходима для функционирования мышц, нервной системы, образования гликогена и создания его запасов в печени. Фруктоза — ценный и легкоусвояемый углевод, имеет те же свойства, что и глюкоза. Источник фруктозы — фрукты и ягоды. Большая ее часть (до 70—80%) задерживается в печени и не вызывает перенасыщения крови сахаром. В питании широко используется сахароза в виде сахара. Так, в сахарном песке она составляет 88,8%, в сахаре-рафинаде —99,9%.Среди сложных углеводов основное место занимает крахмал, Он — основное питательное вещество в растительных продуктах, особенно в зерновых и бобовых культурах, а также крахмале. Наибольшее количество углеводов содержится в сахаре-рафинаде (99,9т в 100 г продукта), конфетах (80— 90?г), меде (80 г), печенье, мармеладе, зефире (70—80 г), рисовой (71 г), манной и перловой (66—67 г), пшенной (66 г), гречневой (66 г) и овсяной (60 г) крупах, урюке и черносливе (65 г).При избытке простых углеводов в питании наблюдается ненормальное усиление работы поджелудочной железы, что может привести к заболеванию диабетомК полисахаридам относится целлюлоза (клетчатка), входящая в состав клеток растений. Она не усваивается организмом и потому не может быть использована в качестве энергии, но очень важна для правильной работы пищеварительных органов. Клетчатка усиливает перистальтику кишечника Углеводы = 4610 х 60 % = 2766 ккал / 4 ккал = 691,5 г 100
42. Витамины обладают мощным биологическим действием, обеспечивают рост и восстановление клеток и тканей организма, нормальное течение различных обменных процессов, сопротивляемость организма внешним факторам, хорошее усвоение пищи и т. п. Поступая в организм в небольших количествах, они регулируют важные физиологические и биохимические реакции. Большинство витаминов не синтезируется в организме, а поступает вместе с продуктами растительного и животного происхождения.У человека, не получающего достаточного количества витаминов, развивается гиповитаминоз, симптомами которого являются: ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость, падение работоспособности, снижение защитных сил организма. Длительное и полное отсутствие какого-либо витамина в пище приводит к тяжелым заболеваниям — авитаминозам, при которых наряду с общими явлениями отмечаются специфические для каждого витамина нарушения. основные причины их возникновения: повышенная потребность в витаминах, обусловленная характером профессиональной и других родов деятельности, особенностями климатических условий, состоянием организма; сезонное недостаточное поступление витаминов, неверный подбор пищевых продуктов в рационе; неправильная кулинарная обработка пищи; нарушение витаминного обмена в организме. При избыточном поступлении синтетических витаминов в организм развивается состояние гипервитаминоза, Общие признаки гипервитаминоза таковы: нервное возбуждение, покраснение кожи, общая слабость, бессонница.
43.Жирорастворимые витамины. Витамин А (ретинол) и каротины. Витамин А стимулирует рост молодых организмов, регулирует обменные процессы в эпителиальной ткани, нормализует ночное зрение, оказывает влияние на различные виды обмена и эндокринные железы. Витамин А находится только в продуктах животного происхождения. В растительных продуктах содержатся пигменты-каротины (наиболее важный из них р-каротин), они превращаются в организме в витамин А.Суточная потребность взрослого человека в витамине А в среднем составляет 1000 мкг (ретиноловых эквивалентов). Для тех людей, работа которых связана с напряжением зрения, необходимостью адаптироваться к темноте и четко различать цвета, норма витамина А повышается. Дополнительный прием ретинола рекомендуется также при тяжелой физической работе.Содержание витамина А: печень трески — 4,4 мг (в 100 г продукта), печень говяжья — 3,83 мг, печень свиная — 3,45 мг, икра зернистая — 1,05 мг, масло сливочное — 0,5 мг, яйца — 0,35 мг, сливки — 0,25 мг, сметана — 0,23 мг, сыр голландский — 0,2 мг.Содержание р-каротина: морковь — 9 мг (в 100 г продукта), шпинат — 4,5 мг, перец красный сладкий — 2 мг, лук зеленый — 2 мг, салат— 1,75 мг, зелень петрушки— 1,7 мг, облепиха—1,5 мг, рябина черноплодная— 1,2 мг, помидоры—1,2 мг, перец зеленый сладкий — 1 мг.Витамин D (кальциферол Их основная роль — регулировать обмен фосфора и кальция в организме человека: обеспечить всасывание фосфора и кальция в тонком кишечнике и реабсорбцию (всасывание) фосфора в почечных канальцах и перенос кальция из крови в костную ткань. При недостатке этого витамина нарушается отложение фосфора и кальция в костях, они становятся мягкими и хрупкими. У детей это проявляется в тяжелом заболевании — рахите.Суточная потребность в нем взрослого здорового человека составляет 2,5 мкг (100 ME), беременных и кормящих женщин — 400 —500 ME, детей — 500 ME. Основные пищевые источники: рыбий жир, печень рыб (трески, камбалы, морского окуня), икра, яичный желток.Витамин Е (токоферол). Витамин Е предохраняет ненасыщенные липиды клеточных и субклеточных мембран от свободнорадикального окисления, способствуют сперматогенезу, развитию плода и течению беременности; участвует в окислительных процессах, способствует накоплению жирорастворимых витаминов, защищает от окисления ненасыщенные жирные кислоты. Суточная потребность в нем взрослого здорового человека составляет 10 — 20 мг, детей — 0,5 мг/кг веса. Основные пищевые источники: растительные масла (подсолнечное, соевое, хлопковое, кукурузное), зеленые листья овощей. Витамин К (филлохины) называют антигеморрагическим витамином, так как он участвует в процессах синтеза протромбина, способствует нормализации свертывания крови, снижает кровоточивость сосудов, связанную с гипопротромбинэмией. Суточная потребность в нем взрослого здорового человека составляет 0,2 — 0,3 мг, новорожденных детей — 1—12 мкг, беременных — 2 — 5 мг. Основные пищевые источники: шпинат, капуста, томаты, печень.
44. Водорастворимые витамины. Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах, участвует в образовании межклеточных веществ в опорных тканях, способствует синтезу коллагена соединительной ткани, обеспечивая нормальную проницаемость капилляров. Аскорбиновая кислота положительно влияет на функции нервной и эндокринной систем, печени, способствует ассимиляции аминокислот, активизирует действие различных ферментов и гормонов, повышает защитные силы организма, стимулирует регенерацию и заживление тканей.Витамин С должен поступать в организм ежедневно, так как не синтезируется в нем. При недостатке этого витамина в организме появляются первые признаки гиповитаминоза. Суточная норма витамина С для мужчин — 64— 108 мг, а для женщин — 55—80 мг. Потребность в аскорбиновой кислоте увеличивается при напряженной физической и умственной работе, нервно-эмоциональном напряжении, а также в условиях холодного и жаркого климата.Витамин B1 (тиамин) необходим для правильного функционирования центральной и периферической нервной системы, играет важную роль в углеводном обмене. Его недостаток приводит к неполному сгоранию углеводов^ что вызывает накопление в организме пировиноградной и молочной кислот. Тиамин участвует в белковом, жировом и минеральном обменах.Суточная потребность в витамине Bi для мужчин составляет 1,5—2,6 мг, для женщин — 1,3—1,9 мг. Повышенная потребность в витамине Bi отмечается при тяжелой физической работе в условиях высокой и низкой температуры, а также при большом нервно-психическом напряжении.Витамин Bi находится в продуктах растительного и животного происхождения. Витамин В2 (рибофлавин) способствует росту и регенерации тканей и синтезу гемоглобина, играет важную роль в обмене белков, углеводов и жиров, оказывает нормализующее действие на зрительный анализатор (улучшает темновую адаптацию, ночное и цветное зрение).Суточная потребность в витамине В2 составляет для мужчин 1,8—3 мг, а для женщин—1,5—2,2 мг. Она возрастает при работе в условиях низкой и высокой температур.Витамин В2 содержится в печени — 2,19 мг в 100 г продукта, почках говяжьих (1,80 мг), дрожжах прессованных (0,68 мг), яйцах (0,44 мг), сыре голландском (0,38 мг), твороге нежирном (0,25 мг), телятине (0,23 мг), говядине и молоке (0,18 мг), курином мясе (0,15 мг).Витамин В6 (пиридоксин) необходим для нормальной деятельности ЦНС, играет большую роль в белковом и жировом обмене, способствует профилактике атеросклероза, улучшает функции кроветворения. При недостатке витамина Вб отмечается мышечная слабость, затруднения при ходьбе, раздражительность, воспалительные процессы в полости рта.Содержание витамина B2: скумбрия — 0,8 мг (в 100 г продукта), печень говяжья — 0,7 мг, печень свиная — 0,52 мг, куриное мясо — 0,52 мг, кета — 0,51 мг, перец красный сладкий — 0,51 мг, мясо кроликов — 0,48 мг, палтус — 0,42 мг, крупа гречневая — 0,41 мг, картофель— 0,32 мг, горох — 0,31 мг, хлеб пшеничный — 0,29 мг.Витамин РР (ниацин, никотиновая кислота) участвует во всех реакциях межуточного обмена, ускоряет окислительно-восстановительные процессы. Он необходим для нормального функционирования ЦНС, пищеварительных органов, печени, кожи.Суточная потребность в витамине РР для мужчин — 17—28 мг, для женщин — 14—21 мг. При употреблении больших доз синтетических препаратов краснеет кожа, возникает беспокойство.При обычном смешанном рационе питания в организм поступает необходимое человеку количество витамина РР, содержащегося в злаках, бобовых, мясе, яйцах, овощах. 6,2 мг, утки — 6 мг, почки говяжьи — 5 мг, гречневая крупа — 4,2 мг, хлеб пшеничный — 3,1 мг, горох—2,4 мг, крупа перловая — 2 мг, картофель— 1,3 мг.Витамин B12 (цианокобаламин) обеспечивает нормальный процесс кроветворения. При его недостатке развивается анемия. Этот витамин оказывает положительное влияние на обменные процессы, улучшает белковый обмен, повышает функциональное состояние ЦНС. У детей витамин В|2 способствует росту и улучшению общего состояния. Суточная потребность в нем у взрослых людей — 3 мкг. Важная особенность этого витамина — он находится только в продуктах животного происхождения.Содержание витамина В12: печень говяжья — 60 мкг (в 100 г продукта), печень свиная — 30, почки говяжьи— 25, скумбрия—12, сардины—11, сельдь атлантическая — 10, кета — 4,1, говядина — 2,6, треска — 1,6, творог — 1, куры — 0,55 мкг.
45.Минеральные элементы Минеральные элементы составляют в среднем всего 1 % съедобной части пищи (за исключением добавки поваренной соли). Минеральные элементы участвуют в пластических процессах, формировании и построении костей и тканей, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное состояние и водный обмен. Для сохранения здоровья и высокой работоспособности необходимо постоянное поступление с пищей различных минеральных элементов. В организме человека обнаружено более 60 минеральных элементов, многие из которых играют важную роль. Макроэлементы:Кальций входит в состав опорных тканей организма и имеет важное значение для формирования скелета. В костях и зубах его содержится 98 %. Кальций оптимизирует возбудимость нервной системы и работу мышц, способствует нормализации деятельности сердечной мышцы, активизирует деятельность ферментов. Суточная потребность в кальции для взрослых — 800 мг, беременных женщин и кормящих матерей 1000 мг. Значительное количество кальция находится в молоке и молочных продуктах, яйцах, крупах. Фосфор играет исключительно важную роль в деятельности ЦНС и обменных процессах внутриклеточных систем и мышц, включая и сердечную. Суточная потребность в фосфоре у взрослого человека составляет 1200 мг, у беременных женщин и кормящих матерей — 1500 мг.Значительное количество фосфора находится в сыре, печени, фасоли, горохе, овсяной и гречневой крупе, хлебе. Содержание фосфора: соотношение между ними составляет 1:1 или 1:1,3. Магний имеет важное значение для нормализации возбудимости нервной системы. Он оказывает сосудорасширяющее и антиспастическое действие, стимулирует перистальтику и увеличивает желчевыделение. Суточная потребность взрослых людей в магнии составляет 400 мг, беременных женщин и кормящих матерей — 450 мг. Калий имеет важное значение для процессов внутриклеточного обмена. Он регулирует кислотно-щелочное равновесие крови, стимулирует работу ряда ферментов, участвует в образовании ацетилхолина и проведении нервных импульсов к мышцам, Суточная потребность в калии для взрослых — 2500— 5000 мг. Основные продукты, содержащие калий, — сухофрукты, бобовые, картофель, фрукты, овощи. Микроэлементы:Железо — кроветворный элемент, нормализующий состав крови. Железо также входит в состав окислительных ферментов и стимулирует обменные процессы в клетках. Суточная потребность для взрослых в железе: мужчин — 10 мг, женщин — 18 мг, беременных женщин — 20 мг.Железо содержится во многих продуктах (печень, мясо, сушеные и свежие фрукты, ягоды, крупы, хлеб).Фтор имеет большое значение для развития и сохранения зубов, а также нормализует фосфорно-кальциевый обмен. При недостатке фтора быстро разрушается зубная эмаль (кариес). Основные источники фтора — мука и крупы (0,25— 0,7 мг в 1 кг продукта), мясо животных (0,15—0,6 мг), морская рыба (0,4—1,5 мг), речная рыба (0,09—0,4 мг).
46. Молоко — очень ценный пищевой продукт. В нем сочетаются веществ: 20 амино- и 18 жирных кислот, 26 минеральных солей, 12 витаминов, 10 ферментов, 4 вида молочного сахара, гормоны и т. д. В среднем в 100 г молока содержится следующее количество наиболее важных усвояемых веществ: белков — 2,8 г, жиров — 3,2 г, углеводов — 4,7 г Кисломолочные продукты Важное их свойство — подавлять рост и деятельность гнилостных бактерий в кишечнике.Сливки — высококалорийный питательный продукт: Содержание белков, углеводов и минеральных веществ в сливках примерно такое же, как в молоке. Обеспечивает длительное чувство сытости. Творог — продукт высокой биологической ценности. В белках творога сбалансированы в наиболее оптимальных соотношениях все жизненно необходимые аминокислоты. В твороге много солей кальция (120—170 мг%) и фосфора (190—224 мг%). Обладая биологически активными веществами, творог предупреждает нарушения жирового обмена и жировую инфильтрацию печени. Сыры —В сырах находится много высокоценных белков (25—30 %) с наиболее оптимальным составом аминокислот. Они имеют высокую жирность (20—32 %) и большую калорийность (в 100 г 350—400 ккал). Мясо — основной источник полноценных белков. Наличие в мясе жира (3— 50 %) обеспечивает его высокую калорийность (100 г — 180—355 ккал). В мясных продуктах находится много витаминов группы В и РР, Мясо птиц Наиболее высоким содержанием белка и экстрактивных веществ отличаются белые мышцы птиц. В мясе птиц содержится много белка (17—21 %) и жира (10—22 %). По своему аминокислотному составу белки мяса птиц относятся к высокоценным белкам, содержащим все незаменимые аминокислоты, сбалансированные в оптимальных для усвоения отношениях. Яйца — концентрированный продукт высокой биологической ценности. Они источник обширной группы важных пищевых веществ. В яйцах содержится 12,5 % белков с оптимальным аминокислотным составом и значительным процентом таких важных незаменимых аминокислот, как лизин, триптофан, метионин. Рыба и рыбные продукты — источники полноценных белков и жиров, а также различных минеральных элементов. В них содержится 16—20 % полноценных белков и все необходимые аминокислоты в оптимально сбалансированных количествах. В мясе рыб находится большое количество минеральных элементов: фосфор (1 мг%), калий (0,3 мг%), железо (1 мг%).
47. Хлеб —Главным компонентом хлеба, обеспечивающим его калорийность (100 г — 190—236 ккал), являются углеводы, основное место среди которых занимает крахмал. В хлебе также имеются простые углеводы (1,5—3%): фруктоза, мальтоза и незначительное количество сахарозы.В хлебе сравнительно много белков: В хлебе находятся ценные витамины, Хлеб — важный источник многих минеральных элементов. Крупы, Они являются главным образом источниками углеводов (65— 75 %), а также белков, которых больше всего в гречневой и овсяной крупе (11,3—13,1 %). Крупы содержат многие важные витамины. Наиболее богаты ими гречневая и овсяная крупа. В 100 г этих круп содержится 0,49—0,53 мг витамина В|, 0,11—0,20 мг — В2, 1,1—4,2 мг — PP. Крупы являются источниками ценных минеральных элементов, и прежде всего магния и железа. Значительное количество железа содержится в гречневой ядрице.Овсяные продукты Содержат белки жиры углеводы. Важное достоинство гречневой и овсяной крупы — значительное содержание клетчатки, необходимой для работы кишечника.Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы) содержат большое количество углеводов (54—57 %) и достаточно калорийны (309—323 ккал на 100 г). Бобовые культуры содержат много белка (22—27 %) и клетчатки. В отличие от большинства растительных белков в белках бобовых нет недостатка в незаменимой аминокислоте лизине. Картофель содержит 15—16 % углеводов, 100 г его дают 83 ккал. В картофеле содержится 2 % белка, В картофеле содержится много витамина С, Овощи — ценные пищевые продукты. Они являются источниками витаминов, минеральных элементов, углеводов, пектиновых веществ и клетчатки. Овощи выполняют важную роль в нормализации щелочно-кислотного равновесия в организме, которое обычно сдвигается в кислую сторону после физической работы. В овощах сравнительно много калия, нормализующего деятельность сердечной мышцы.Капуста —Она содержит сравнительно много витамина С (45—60 мг%) Клетчатка капусты нормализует работу кишечника.Морковь — ценный источник коратиноидов (около 45 мг %), из которых синтезируется витамин А. Также много в моркови витамина РР (1 мг %) и витамина Е (0,6 мг%).Свекла содержит важные минеральные элементы: калий (240 мг%), натрий (90 мг%), железо (1,4 мг%). В ней имеется также 9 % простых углеводов, Томаты (помидоры) — источник многих витаминов: С (20—25 мг%), р-каротин (0,5—1,2 мг%), РР (0,5 мг %). Среди минеральных элементов в; помидорах сравнительно много калия (290 мг%)..Лук содержит много витаминов и ценные вещества — фитонциды. Фрукты и ягоды обладают высокими вкусовыми качествами и содержат много ценных витаминов, минеральных элементов, углеводов.Витамина С больше всего содержится в ягодах: шиповник (сушеный) — 1200 мг %, черная смородина и облепиха — 200 мг %, земляника — 60 мг %, крыжовник — 30 мг %, малина —25%. Витамин РР имеет сравнительно высокое содержание в абрикосах (0,7 мг%), малине, шиповнике, сливе (0,6 мг%).Во фруктах и ягодах содержатся ценные минеральные элементы. Особенно много калия в персиках (360 мг%), черной смородине (350 мг%), абрикосах (305 мг %), крыжовнике и винограде (260 мг %), яблоках (250 мг%). Значительное содержание железа отмечается в чернике (7 мг %), черной смородине (1,3 мг %), землянике и малине (1,2 мг%).
48.Режим питания спортсменов и не заним. спортом.Для спортсменов предпочтителен четырехразовый (завтрак, обед, полдник и ужин) прием пищи, а в некоторых видах спорта и дополнительное питание на тренировке (на дистанции). Оптимально следующее примерное распределение калоража суточного рациона: завтрак — 25 — 30%, обед — 30 — 35, полдник — 15, ужин — 25 — 30%. У спортсменов по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, относительная калорийная «стоимость» завтрака и обеда несколько снижена, а ужина - увеличена.У спортсменов обычно через 1,5 —2 ч после завтрака начинается утренняя тренировка. Если завтрак был обильный, плотный, он требует длительного пищеварения — 3 —4 ч, нарушается функциональное состояние органов желудочно-кишечного тракта, снижается физическая работоспособность. Физическая работа, с одной стороны, вызывает рефлекторное торможение процесса пищеварения, а с другой — процесс пищеварения повышает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижает активность ее симпатического отдела. Энерготраты спортсменов по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, 6000 — 7000 ккал, а в день отдыха резко снижаться — до 2500 - 3000 ккалПитание спортсменов может изменяться и в зависимости от периода и задач тренировки — базисное питание в подготовительный период (период накопления), питание в предсоревновательный и соревновательный периоды (период реализации). При нагрузках преимущественно аэробной направленности продолжительностью до 1,5 ч физиологически целесообразен смешанный пищевой рацион с пропорциональным соотношением белков, жиров и углеводов. При тренировках преимущественно анаэробного характера (скоростно-силовая работа) физиологически целесообразна смешанная диета, чтобы создать достаточные запасы гликогена. Преимущественно белково-жировую или углеводную диету можно применять не более 2 — 3 дней, поскольку возможны нарушения основных обменных процессов. Спортивные занятия должны начинаться не менее чем через 2 ч после приема пищи, соревнования — через 3,5 ч. После окончания тренировочных занятий пищу следует принимать спустя 30-40 мин.
49.особенности питания при необходимости увеличения мыш. массы и сгонке весаКаждый спортсмен в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития и возраста должен определить на различных этапах подготовки свой боевой вес, при котором он будет хорошо себя чувствовать, иметь большую подвижность и высокую работоспособность. С гигиенической точки зрения наиболее оправданным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике является следующий способ сгонки веса, который включает в себя изменения в рационе питания и питьевом режиме, корректирование тренировочного процесса и тепловые процедуры.На протяжении 2—3 недель до соревнований постепенно питании уменьшается количество продуктов, содержащих жиры и сложные углеводы (хлеб, картофель, мучные изделия и т. п.), снижается потребление поваренной соли и употребление жидкости. При этом учитываются специфические особенности вида спорта и величина общего расхода энергии в сутки. Калорийность пищи снижается до 30— 45 ккал на 1 кг массы тела в сутки.Вместе с этим пищевой рацион должен обязательно иметь достаточное количество продуктов, содержащих белки, витамины, минеральные соли. Рекомендуются нежирные сорта мяса и рыбы, курица, творог, сырые овощи, фрукты, мед, сахар. Примерное содержание основных пищевых вешеств на1 кг массы тела в сутки: белка — 2,2—2,5 г, жиров — 1—2 г, углеводов — 4—4,5 г. Содержание жиров может быть еще более снижено при условии употребления 10—15 г растительного масла в сутки, а также яблоки, чернослив и др. Повышение веса спортсмена должно осуществляться главным образом за счет роста мышечной массы. При этом в пищевом рационе необходимо увеличить количество продуктов, содержащих белки, мясо, рыба, творог, сыр, яйца, молоко, хлеб, каши.
50.Критерии рационального питания. Рациональное питание- физиологическое полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, хар-ра деятельности , климата дано местности. Основными элементами явл. : пищевой рацион, режим питания. Пищевой рацион спортсмена предъявляет следующие требования.: 1. энергетическая ценность 2. Оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых веществ. 3. хорошая усвояемость и высокая оргонолиптические свойства пищи. 4. Рационализация пищи засчет широкого ассортимента животного и растительного происхождения и различных приемов. 5. Санитарно-эпидиологические безупречность и без вредность. Соотношение для спортсменов U-F в/с на 100%пищи: белки-15% жиры- 25% углеводы 60%; выносливость: белки- 14% жиры-30% углеводы 56% Соотношение не занимающихся спортом. Белки 12% жиры 35% углеводов 53%.
51.ППБЦ Продукты повышенной пищевой и биологической ценности (ППБЦ) оказывают направленное влияние на обмен веществ, способствуют повышению спортивной работоспособности и быстрейшему восстановлению. Они используются в питании спортсменов в основном в следующих случаях: при многократных тренировках в день, во время соревнований, на дистанции, в восстановительном периоде, при подготовке в сложных условиях (жаркий климат, среднегорье, временная адаптация). 1. Продукты с повышенным содержанием белка. К ним относятся сухие белковые продукты. Белковые продукты используются как дополнительные источники легкоусвояемого полноценного белка, особенно в период тренировок, направленных на развитие силы, скорости, увеличение мышечной массы. Применяются в качестве восстановительного средства после больших физических нагрузок, что способствует ускорению процессов восстановления, повышению эффективности тренировок.2. Белковые продукты, питательные смеси, обогащенные полиненасыщенными жирными кислотами. Они стимулируют синтез клеточных белков, а полиненасыщенные жирные кислоты служат пластическим материалом для построения мембранных фосфолипидов. Эти продукты используют в качестве дополнительного продукта питания спортсмены, которые развивают общую и специальную выносливость. 3. Белковые продукты, обогащенные железом. Они способствуют поддержанию на необходимом уровне содержания железа в организме, что обеспечивает высокую работоспособность, особенно у женщин и юных спортсменов. Они могут быть использованы в качестве восстановительного средства в период тренировки, направленной на развитие общей и специальной выносливости, после длительных и напряженных физических нагрузок, особенно при подготовке в условиях среднегорья.4. Углеводно-минеральные напитки. Углеводно-минеральные напитки и смеси рекомендуются преимущественно спортсменам, специализирующимся в видах спорта, требующих выносливости. 5. Продукты, применяемые при коррекции массы тела спортсмена. Для снижения массы тела спортсмена до нужной величины рекомендуется использовать гипокало-рийный продукт. Он обеспечивает снижение массы тела и сохранение высокой работоспособности, благоприятно влияет на обмен белков, витаминов, минеральных солей.Выбор и применение ППБЦ, определение их комбинаций и дозировки осуществляются врачом с учетом суточного пищевого рациона, этапов подготовки, объема и характера тренировочных и соревновательных нагрузок.
52.Г.Особенности фв и требования к разл.формам фв детей и подростков.Физическая культура в школе — учебный предмет, способствующий физическому развитию и совершенствованию учащихся с целью их подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины.Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня; уроков физической культуры, внеклассных форм занятий физической культурой и спортом; общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся с большим энергетическим и механическим эффектами. Система физического воспитания состоит из многократных и целесообразных повторений физических упражнений и процедур. Гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников складывается из следующих основных элементов:обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом воспитании;контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемого в процессе физического воспитания;обеспечения организации уроков физического воспитания, используемых средств и методов, объемов и интенсивности физических нагрузок учащихся в процессе урока.Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные крытые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (баскетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15 — 17 °С; в раздевалке — 19 — 23 °С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах Требования к естественному и искусственному освещению. В спортивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.
53. Г.требования к уч.-восп. процессу.Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе исправлены на то, чтобы создать оптимальные условия для укрепления здоровья, нормального умственного и физического развития и повышения успеваемости, учащихся за счет рациональной организации учебной работы, правильного сочетания умственного и физического труда и систематического физического воспитания.Учебный процесс в школе строится с учетом возрастных особенностей школьников. При составлении недельного расписания уроков следует учитывать, что наибольшая работоспособность отмечается во вторник и среду, а наименьшая — в субботу. Планирование уроков в течение учебного дня также должно осуществляться в соответствии с колебаниями работоспособности школьников. Ее максимум наблюдается на вводом и третьем, а минимум на пятом и особенно на шестом уроках.Важное значение для предупреждения утомления имеет рациональный режим школьника и применение различных видов физических упражнений в течение дня (гимнастика до уроков, физкультминутки, физические упражнения и игры на переменах и др.).
54. Г.особенности фв детей и подростков.В процессе физического воспитания учащихся укрепляется их здоровье, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, а также нравственные и волевые качества: патриотизм, интернационализм, смелость, решительность, упорство и целеустремленность.Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Физкультурно-оздоровительные К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход организма от сна к бодрствованию. Школьная гимнастика способствует лучшей организации учебного дня, повышению дисциплины и более быстрому включению школьников в учебный процесс. Вместе с тем гимнастика повышает работоспособность учеников. Физкультурные минутки рекомендуется . проводить на уроке для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьнков. Подвижные игры и физические упражнения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность. Закаливание.
55.Г. требования к организации и проведению тренировочного процесса. На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзяДля повышения оздоровительного эффекта спортивной тренировки следует широко использовать благотворное воздействие на организм солнечной радиации, водных процедур и морских купаний, ионизированного воздуха и др., а также искусственных источников ультрафиолетовой радиации и ионизированного воздухаПри построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезонные, недельные и суточные.Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности.Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин более значительные вегетативные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продолжительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у женщин менее устойчива.Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований.На основании гигиенических положений в правилах соревнований по различным видам спорта регламентируется следующее правила допуска спортсменов к соревнованиям; возраст участников соревнований (различные возрастные группы спортсменов); весовые категории участников соревнований; одежда и обувь спортсменов; защитные приспособления для спортсменов; порядок проведения соревнований (количество и продолжительность раундов, схваток, таймов и время отдыха между ними); спортивные нагрузки в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсменов;
56.Гимнастические залы должны размещаться на первомэтаже зданий. Пол устраивается на грунте. При расчете нагрузки от гимнастического оборудования, прикрепленного к стенам и потолку, а также при устройстве фундаментов для установки гимнастических снарядов над поролоновыми ямами необходимо кроме веса оборудования учитывать нагрузку от веса занимающегося (принимается равным 100 кг). в центре зала устанавливается помост для вольных упражнений. Гимнастические кольца в залах крепятся на консолях, которые закладываются в продольные стены. При расчете подвески колец нагрузку на каждый трос следует принимать в размере 400 кг. Место для опорного прыжка оборудовают вдоль одной из продольных стен зала, располагая дорожку для разбега со стороны входа в зал. По обе стороны от перекладины должны быть зоны для соскоков в пределах 4—6 м. На переднем плане от входа в зал размещаются брусья, бревно и конь с ручками. К гимнастическим залам предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования: температура воздуха -)-15сС, относительная влажность 35—60 %, скорость движения воздуха 0,5 м/с. Центральная приточно-вы-тяжная вентиляция рассчитывается на подачу наружного воздуха не менее 80 м3/ч на 1 занимающегося и 20 м3/ч на 1 зрителя. Единственное освещение должно быть боковым, через окна, расположенные в одной из продольных стен зала. Световой коэффициент— 1:6 с допустимым превышением до 10%. Искусственное освещение в гимнастических залах должно давать мягкий, рассеянный свет. Минимальная освещенность — 200 лк на полу. Гимнастические снаряды и оборудование должны соответствовать техническим условиям и быть в исправном состоянии.
57.Характеристика дополнительных г. Факторов для восстановления работоспособности.Различают три системы восстановительных средств: педагогическую, медико-биологическую, психологическую.Среди медико-биологических средств восстановления значительное место принадлежит гигиеническим. Основными гигиеническими факторами, обеспечивающими укрепление здоровья, повышение работоспособности и быстрейшее восстановление, являются рациональный суточный режим, личная гигиена, полноценное и сбалансированное питание, закаливание, оптимальные санитарно-гигиенические условия быта и тренировки спортсменов и т. п. Вспомогательные гигиенические средства восстановления могут применяться отдельно или в комплексе с другими медико-биологическими средствами.Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью следующих средств: гидропроцедур (теплый душ, теплая ванна, солевые ванны), парной бани, массажа (ручной, вибрационный), ультрафиолетового облучения, ионизированного воздуха, кислорода, витаминов (особенно группы В), психотерапии. Вид и способ применения средств восстановления в подготовке юных спортсменов должны выбираться совместно тренером и врачом в зависимости от этапов подготовки, условий тренировки и соревнований, характера тренировочных и соревновательных нагрузок, сроков предстоящих соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена, степени его утомления и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |