Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 42 Специфика научного познания. Структурная организация научного познания




Научное познание – всегда целенаправленное познание.

Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система социально-организованной деятельности людей, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и осуществляющейся на основе их объективной интерпретации, опережающей отражение действительности.

Специфика научного познания (НП):

- НП – целенапрпавленное познание, решает всегда определенные задачи. Цель получение новой информации;

- для НП характерны специфические свойства научной деятельности, это особые методы, особые операции;

- НЗ присущи точность, определенность, доказательность. Для науки характерен особый язык;

- НП имеет свой объект исследования, который не сводится к объекту обыденного опыта.

Истинное и обоснованное знание стали впоследствии называть научным. Научное знание должно отражать сущностный уровень объективной реальности. Научное знание системно.

Основная цель – получение принципиально новых знаний.

1. Ориентируется на обнаружение законов.

2. Высшая ценность – объективность (макс. устранить субъективные моменты).

3. Присущи: обоснованность, доказат-ть и достоверность полученных выводов.

4. Для обоснования истин-ти положений в науч. познании примен. спец. приемы.

5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат).

6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности.

7. Специализированная подготовка научного исследования.

В структуре научного познания 3 уровняисследования: эмпирический, теоретический, основания научного познания.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание -представляет собой непосредственное соприкосновение с эмпирической действительностью. Изучение явлений. Что можно сделать:

1) Подготовка самого исследования.

2) Получение исходных данных.

3) Формирование фактов.

4) Первичная рациональная обработка фактов.

Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории.

Что такое факты науки? 2 подхода:

1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории.

2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис.

Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов.

Факт: 1. Объект события в реальной действ-ти или сознании. 2. Высказ-я ученых.

В методологии доказана теорет-я нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня форм-ся теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация.

Теория– органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности.

Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента:

1) Формально-математическая часть.

2) Идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.).

3) Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем.

Способы развертывания теории:

- Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки.

- Путем исследования методов мысленного эксперимента.

Структура научного познания:

1. Идеалы и нормы научного исследования (нормативные установки, которые регулируют любое научное исследование). Идеалы объяснения. Идеалы организации знаний;

2. Научная картина мира – система общих представлений об устройстве природы;

3. Философские основания научного поиска – идеи, принципы, которые выполняют функции обоснования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...