Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. 42 Специфика научного познания. Структурная организация научного познания
Научное познание – всегда целенаправленное познание. Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система социально-организованной деятельности людей, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и осуществляющейся на основе их объективной интерпретации, опережающей отражение действительности. Специфика научного познания (НП): - НП – целенапрпавленное познание, решает всегда определенные задачи. Цель получение новой информации; - для НП характерны специфические свойства научной деятельности, это особые методы, особые операции; - НЗ присущи точность, определенность, доказательность. Для науки характерен особый язык; - НП имеет свой объект исследования, который не сводится к объекту обыденного опыта. Истинное и обоснованное знание стали впоследствии называть научным. Научное знание должно отражать сущностный уровень объективной реальности. Научное знание системно. Основная цель – получение принципиально новых знаний. 1. Ориентируется на обнаружение законов. 2. Высшая ценность – объективность (макс. устранить субъективные моменты). 3. Присущи: обоснованность, доказат-ть и достоверность полученных выводов. 4. Для обоснования истин-ти положений в науч. познании примен. спец. приемы. 5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат). 6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности. 7. Специализированная подготовка научного исследования. В структуре научного познания 3 уровняисследования: эмпирический, теоретический, основания научного познания. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание -представляет собой непосредственное соприкосновение с эмпирической действительностью. Изучение явлений. Что можно сделать: 1) Подготовка самого исследования. 2) Получение исходных данных. 3) Формирование фактов. 4) Первичная рациональная обработка фактов. Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории. Что такое факты науки? 2 подхода: 1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории. 2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис. Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов. Факт: 1. Объект события в реальной действ-ти или сознании. 2. Высказ-я ученых. В методологии доказана теорет-я нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня форм-ся теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация. Теория– органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности. Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента: 1) Формально-математическая часть. 2) Идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.). 3) Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем. Способы развертывания теории: - Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки. - Путем исследования методов мысленного эксперимента. Структура научного познания: 1. Идеалы и нормы научного исследования (нормативные установки, которые регулируют любое научное исследование). Идеалы объяснения. Идеалы организации знаний; 2. Научная картина мира – система общих представлений об устройстве природы; 3. Философские основания научного поиска – идеи, принципы, которые выполняют функции обоснования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |