Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 47 Основные формы научного познания.




Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Т. о. проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы полож-го знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформул-я проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность(любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отд. предположения, но и целые концепции и теории.

3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теор-е обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание- характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос, почему действительность такова, какова она есть, объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов.

Различают ряд типов объяснения:

- на основе закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения);

- причинное (выяснение факторов, порождающих явление);

- генетическое (исследование процесса возникновения явления).

Непосредственные источники научного познания - факты.

Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теор-е заключения. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действит-ти.

Методы научного познания - способы познания, подходы к действ-ти.; общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...