Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 34 Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы и принципы теории познания




Познание (П.)– специфическая способность человеческого отношения к действительности. Формы П. многогранны:

мифологическая, религиозная, эстетическая, научная, обыденная, вненаучная форма освоения мира.

Виды познавательной деятельности изучают различные дисциплины, но в рамках Ф. есть гносеология.

Гносеология- уч. о сущности познават. д-ти, ее предпосылках и усл. адекватности. Специфика гносеологического отношения к познават. деятельности – исследуется всеобщая познавательная деятельность без конкретной познавательной деятельности.

Когнитивистика- пласт интеллект. знаний. Гнос-я - ее часть.

Эпистемология- учение о методах и особ-тях научн. позн-я.

Проблемы гносеологии:

Проблема познаваемости мира

- гностицизм (мир познаваем по существу, пределов познанию нет, п. предметно, а неизолированно).

- скептицизм (познав. способ-ти ограничены, есть недоступное Ч. познание, надо воздерживаться от сужд. С явно).

- агностицизм (ввел Гексли). Связан с Юмом (отрицали объек. существование мира вне нас, сводили мир к собств. ощущ-ям. Все П. имеет дело с опытом и не может выйти за его границы) и Беркли. Кант признавал существования мира вещей, но ограничивал его П., мир познаваем на уровне явлений. - Ленин(вне нас и независ.от нас сущ-ют вещи, на кот. напр. наше п.,нет вещей принцип, непознав-х, к проц. позн-я надо подходить диалектич.).

2) проблема конструирования знаний:

- эндогенная традиция – наше созн. самодостаночно, все содержимое его объяснимо из него самого, изолир. позн-е от внеш. Мира (конструктивизм- познавать значит конструир-ть существующее; конц-ция врожд. идей (Лейбн).

- экзогенная (предметно-ориент.) - единство знаний с предметом, П.-ориент. на то, что сознанием не является.

- натуралистич.- мы фотографируем, копируем реальность, не мы отражаем дейст-сть, а она отражается в нас.

- теологич.- принцип предустановл. гармонии, установи бог

- панлогизм (Гегель) - ед-во мира вещей и идей.

Проблема субъект-объект

- 1 позиция – материализм – Субъект познания – Ч., объект весь окруж. мир. Человек носитель лишь биологической активности, пассивный созерцатель.

- 2 позиция – сформировалась в философии Канта и Гегеля - познавательный процесс активен; объект – некая чистая деятельность. Природа сознания – социальна, познавательня деятельность связана с практической.

- 3 позиция – диалектико-материалистическая – пытается преодолеть ограниченность 1 и 2 позиций. Введен принцип предметно-практической деятельности – введение практики в процесс познания. Практика основа познания, объект познания – та часть объективной реальности, на которую направлена наша предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность. Объект взаимосвязан с субъектом. Субъект – и человек и отдельная социальная группа общества.

Пробл. структуры познават д-ти

Взаимотнош. чувств. и рац.

Истина, критерии истины, истина-ложь

Принципы теории П.

1. Познаваемость мира – отрицается возможность окончательного достижения абсолютного познания.

2. Субъект познания всегода социален и выступает как часть той или иной общности людей.

3. Познание - активная деятельность субъекта, направленная на изменение субъекта с целью раскрытия его сущности. Основа – практика, т. е. предметная деятельность. Познавательный объект задан субъекту не только в форме созерцания, а в форме деятельности.

4. Познание направляется и организуется особой социокультурной программой.

5. Все компоненты познават. процесса динамичны по своей сути.


В. 35 Структура и основные закономерности познавательного процесса

Классическая теория познания наукоцентрична, исходит из того, что знание, предст-е в математике, естествознании, явл-ся высшим типом знания. 

Неклассическая теория познания исходит из утверждения, что наука выступает важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она не может вытеснить обыденное знание. Существуют донаучные и вненаучные формы и типы знания (мифологическое, религиозное, игровое познание и т.п.).

Согласно Платону, чувственное восприятие не может дать знание, а можно знать только то, о чем учит математика. (Идеал науки – геометрия Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе: чувственный опыт говорит нечто о реальности. Новоевропейская наука синтезировала подходы Платона и Аристотеля в виде программы математического естествознания, основанного на эксперименте. Итак, реальность дана в чувственном опыте, но ее глубинный механизм постигается с помощью математической обработки.

Вместе с тем, происходит разделение теории познания на эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).

Рационалисты знанием считают то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либо в систему априорных категорий и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом, преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (или игнорируют) роль чувственных форм отражения.

Если классическая рациональность исходила «из необходимости как можно более точного постижения и воспроизведения естественной упорядоченности существующего бытия», то «неклассическая рациональность строится на возможностях более точного воспроизведения условий и структуры проблемных ситуаций, в которые попадает человек в своих отношениях с миром».

Отказ от фундаментализма в неклассической теории познания связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствии постоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали науку от ненауки, знание от незнания.

Процесс познания, с позиций диалектико-материалистической философии, протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах.

Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще – ощущение - образ, который несет информацию об определенных свойствах предмета. В ощущениях каждый из органов чувств, специфическим для него способом, отражает отдельные св-ва, стороны вещей (цвет, звук, запах и т. д.) в результате непосредственного взаимодействия.

Восприятие (возникает на основе ощущения) – отражение целостного образа предмета (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга.

Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т.е. функционирует представление -чувственный целостный образ предмета, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека.

Выделяются два основных уровня мышления – рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четко строить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. В рассудке, писал Гегель, также наличествует диалектика. Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует объект в целом.

Разум – уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума – диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания.

Основные формы рационального мышления в классической гносеологии – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – такая форма мышления, которая отражает наиболее общие и существенные свойства предмета. все понятия возникают в результате двух операций: обощения и абстрагирования. Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем наличие или отсутствие определенных свойств и признаков предмета, например: «кровь красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития». Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением– форма абстрактного мышления, когда одно суждение формируется на основе логического вывода из других суждений. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других.

Другие участники познавательного процесса: интуиция - непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без видимого вывода и доказательства; вера – принятие некоторого знания без непосредственного обоснования; рефлексия - обращенность познания на самое себя.

Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов.

Взаимодополнение чувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различия между ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы от данных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них. Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим данным обнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление. Ведь категории – формы всеобщности, которые не могут быть почерпнуты из чувственных данных.

Процесс познания можно представить в трехступенчатой «вертикальной» модели (от чувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения. Чувственно-эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практ-я ориентация присуща всем фазам познавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют друг друга и в целом характ-ют сложный процесс познания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...