Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 43 Научная картина мира и ее эволюция.




Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. основания научного поиска.

Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонен­тами картины мира являются представления о фундамент. объек­тах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развив-еся обра­зование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о мате­рии. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирую­щие и мировоззренческие.

Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функц-т как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения.

Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исто­рич. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых пу­тей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих.

Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относит-ти и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теор-кой кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении совр-й научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биол-й эволюции и развитие - концепции биосферы и ноосферы.

В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях.

Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед человеком постоянно возникает проблема выбора некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы.

В работах И.Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопред-ть, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реаль-ю, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти человека. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и мат-но-технич. уровнем развития цивилизации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...