Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 36 Проблема истины в теории познания




Сама проблема истинности знания возникла еще в античности в Древней Греции (школа элеатов). «Истина есть соответствие мысли и действительности». Классич. Понимание истины разделяли Ф. Аквинский, Гегель, Фейербах, Маркс. Для объективных идеалистов (Платон, Гегель) истина сводится к проблемам соотношения «мысль-идея», не истина соответствует действительности, а действительность истине. Современный экзистенционализм сводит истину к особому психическому состоянию личности.

Истина – соответствие знаний действительности. Когерентная концепция истины, когда истинность данного утверждения определяется через логические операции.

Прогматическа трактовка (Богданов): два критерия истины – общезначимости и полезности. Истина – соответствие моим интересам и потребностям.

Диалектико-материалестическая концепция: основной признак истины – объективность, т. к. существует независимо от воли, желания и потребностей субъекта. Это лишь характеристика наших знаний. Из этого следует конкретность истины – истина отражает тот или иной предмет, но в совокупности с конкретными условиями существования этого предмета. Конкретность предполагает, что мы должны корректировать свои мысли с действительностью.

Истинное знание имеется не только в научном познании - истина нравственная, обыденная и т. д.

Критерии научной истины:

1. эмоциональная обоснованность и доказательность;

2. нацеленность на воспроизведение сущности предмета;

3. строгая упорядоченность знания системы;

4. проверяемость, воспроизводимость через практику.

Истина как процесс постижения человеком объективного мира выступает в двух ролях: абсолютная(полное, исчерпывающее знание о мире, об объекте)и относительная(неполное, неточное знание об объекте). Это два момента формирования объективной истины. Абсолютная истина складывается из истин относительных. Любая относительная истина содержит в себе зерно абсолютной истины.

Абсолютная истина существует в формах:

- полное исчерпывающее знание о мире (уровень недостижимый);

- адекватное отражение определенных аспектов, связей изучаемого объекта;

- «вечные» истины или истины-факты;

- рациональное зерно внутри относит. истины.

Критерием истины является практика– целенаправленная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения своих потребностей (материальный процесс производства; в области соц. преобразований – революция, переворот; эксперимент).

Роль практики в процессе познания:

–– Пр. – основа познания;

–– Пр. всегда дает исходный материал к процессу познания и корректирует цели познания;

–– Пр. выступает как критерий истины;

–– Пр. как критерий истины имеет относительный, неопределенный характер.

Ложь – преднамеренное воздействие заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация – передача ложного знания как истинного, истинного как ложного.

Разновидность дезинформации – полуправда, ложь – умалчивание.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений к объекту.



В. 37 Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процесс

Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического (познавательного?) процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии.

Главная сфера практики – материальное производство и деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений; научный эксперимент.

Критерием истины является практика– целенаправленная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения своих потребностей (материальный процесс производства; в области соц. преобразований – революция, переворот; эксперимент).

Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе научного познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой научного познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, инструментами, приборами, научным оборудованием и т.п., без которых - особенно в современной науке - оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Научные знания (как и все другие его формы) возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания "на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или "зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенной из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики. Практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Практикане только основа и движущая сила, но и конечная цель познания; критерий истины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...